Партитура (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем или оркестром, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов.
Когда играют музыканты оркестра, то перед каждым из них на пульте находится партия своего инструмента. Но в более сложном положении оказывается дирижер. Чтобы направлять оркестр, он должен иметь перед глазами все партии исполняемого произведения.
Партитура (итал. partitura, букв. — разделение,
распределение) в музыке — нотная запись многоголосного
музыкального произведения, предназначенного для исполнения
ансамблем или оркестром, в которой одна над другой даны в
определённом порядке партии всех голосов.
Когда играют музыканты оркестра, то перед каждым из них на
пульте находится партия своего инструмента. Но в более
сложном положении оказывается дирижер. Чтобы направлять
оркестр, он должен иметь перед глазами все партии
исполняемого произведения.
Для этой цели служит партитура (от латинского «партио» —
«делю», «распределяю»).
Она представляет собой нотную запись всех голосов
музыкального произведения — вокального, инструментального
или вокальноинструментального, хорового или смешанного.
Партии каждого инструмента или голоса размещены построчно
таким образом, что начала каждого такта во всех партиях
располагаются точно друг над другом в определенном порядке
и объединяются общей — целой или прерывистой — тактовой
чертой, чтобы наглядно представить координацию во времени
всех голосов произведения. В партитурах записывают музыку
для разных голосов произведения, исполнительских составов, и
потому партитуры бывают оркестровые, оперные, балетные,
камерные, вокальнохоровые.
Сейчас нам трудно и вообразить, как можно обойтись без
партитуры многоголосной музыки. Однако в Европе в эпоху
позднего средневековья и Возрождения партитур не было. Хорпел мадригал по так называемой хоровой книге. Это была (одна
на всех певцов) довольно большая и увесистая, написанная на
пергаменте книга с широкими страницами, где на развороте
очень крупж, (чтобы все видели) изображались ноты для всех
четырех или пяти голосов (тогда было принято такое
количество), но не друг над другом, как в современной
партитуре, а порознь.
Таким образом, на развороте хоровой книги изображались одни
и те же такты музыки, и писавший ее композитор мог
согласовывать движение голосов, чтобы законы контрапункта
неуклонно соблюдались. Около 1500 г. появился и другой
способ записи многоголосной музыки — композиторская доска,
обтянутая пергаментом или ослиной кожей, с вырезанными
(вытисненными) нотными линейками. Композитор мелом
записывал на ней отрывок из сочинения — все голоса сразу на
особом десяти линейном нотном стане — и видел одновременно
картину всего многоголосного целого. Когда отрывок был
готов, он переносил его в голоса, затем стирал написанное и
принимался за следующий отрывок. Конечно, такой способ не
мог стать универсальным средством записи, и с развитием иусложнением музыки обострилась нужда в таком способе
распространения произведений, где все было бы вполне
наглядно. Этому и стала служить партитура, впервые изданная
в Венеции в 1577 г. Вскоре партитурная запись стала
господствующей в музыке всех стран Европы.
Как строится современная партитура? Главный принцип:
высокие по диапазону голоса располагаются вверху, а низкие —
внизу. Например, порядок хоровой партитуры сверху вниз:
сопрано—альты—тенора—басы; порядок партитуры струнного
квартета: первая—вторая скрипки — альт — виолончель. В
оркестровых партитурах голоса располагаются по группам, а
Внутри них — по высоте. Например, в симфонической
партитуре вверху находятся партии деревянных духовых
инструментов (флейты—гобои—кларнеты—фаготы), за ними
— медные духовые (валторны, трубы,тромбоны, туба), далее —
партии литавр и ударных, следом — партии арф, челесты,
фортепьяно, органа; внизу помещается группа струнных
смычковых инструментов, как их называют, квинтет — первые
и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Партии арф,
фортепьяно, органа, челесты обводятся специальными
фигурными скобками — акколадами, а остальные группы —
прямыми акколадами.Оперная партитура записывается сходным образом: партии
солистов и хора помещаются над струнным квинтетом.
Некоторые инструменты в силу ряда причин записываются не
так, как звучат: например, флейтапикколо звучит на октаву
выше, чем написано в нотах, контрабас и контрафагот — на
октаву ниже и т. д. Подобное положение вещей ставит высокие
требования к читающему партитуру, который мысленно
переводит партии соответствующих инструментов обратно в
нужную тональность.