Что такое партитура

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Партитура (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем или оркестром, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. Когда играют музыканты оркестра, то перед каждым из них на пульте находится партия своего инструмента. Но в более сложном положении оказывается дирижер. Чтобы направлять оркестр, он должен иметь перед глазами все партии исполняемого произведения.
Иконка файла материала 1.docx
Партитура (итал. partitura, букв. — разделение,  распределение) в музыке — нотная запись многоголосного  музыкального произведения, предназначенного для исполнения  ансамблем или оркестром, в которой одна над другой даны в  определённом порядке партии всех голосов.  Когда играют музыканты оркестра, то перед каждым из них на  пульте находится партия своего инструмента. Но в более  сложном положении оказывается дирижер. Чтобы направлять  оркестр, он должен иметь перед глазами все партии  исполняемого произведения.  Для этой цели служит партитура (от латинского «партио» —  «делю», «распределяю»).  Она представляет собой нотную запись всех голосов  музыкального произведения — вокального, инструментального  или вокально­инструментального, хорового или смешанного.  Партии каждого инструмента или голоса размещены построчно  таким образом, что начала каждого такта во всех партиях  располагаются точно друг над другом в определенном порядке  и объединяются общей — целой или прерывистой — тактовой  чертой, чтобы наглядно представить координацию во времени  всех голосов произведения. В партитурах записывают музыку  для разных голосов произведения, исполнительских составов, и  потому партитуры бывают оркестровые, оперные, балетные,  камерные, вокально­хоровые.  Сейчас нам трудно и вообразить, как можно обойтись без  партитуры многоголосной музыки. Однако в Европе в эпоху  позднего средневековья и Возрождения партитур не было. Хорпел мадригал по так называемой хоровой книге. Это была (одна  на всех певцов) довольно большая и увесистая, написанная на  пергаменте книга с широкими страницами, где на развороте  очень крупж, (чтобы все видели) изображались ноты для всех  четырех или пяти голосов (тогда было принято такое  количество), но не друг над другом, как в современной  партитуре, а порознь.  Таким образом, на развороте хоровой книги изображались одни  и те же такты музыки, и писавший ее композитор мог  согласовывать движение голосов, чтобы законы контрапункта  неуклонно соблюдались. Около 1500 г. появился и другой  способ записи многоголосной музыки — композиторская доска, обтянутая пергаментом или ослиной кожей, с вырезанными  (вытисненными) нотными линейками. Композитор мелом  записывал на ней отрывок из сочинения — все голоса сразу на  особом десяти линейном нотном стане — и видел одновременно картину всего многоголосного целого. Когда отрывок был  готов, он переносил его в голоса, затем стирал написанное и  принимался за следующий отрывок. Конечно, такой способ не  мог стать универсальным средством записи, и с развитием иусложнением музыки обострилась нужда в таком способе  распространения произведений, где все было бы вполне  наглядно. Этому и стала служить партитура, впервые изданная  в Венеции в 1577 г. Вскоре партитурная запись стала  господствующей в музыке всех стран Европы.  Как строится современная партитура? Главный принцип:  высокие по диапазону голоса располагаются вверху, а низкие — внизу. Например, порядок хоровой партитуры сверху вниз:  сопрано—альты—тенора—басы; порядок партитуры струнного  квартета: первая—вторая скрипки — альт — виолончель. В  оркестровых партитурах голоса располагаются по группам, а  Внутри них — по высоте. Например, в симфонической  партитуре вверху находятся партии деревянных духовых  инструментов (флейты—гобои—кларнеты—фаготы), за ними  — медные духовые (валторны, трубы,тромбоны, туба), далее —  партии литавр и ударных, следом — партии арф, челесты,  фортепьяно, органа; внизу помещается группа струнных  смычковых инструментов, как их называют, квинтет — первые  и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Партии арф,  фортепьяно, органа, челесты обводятся специальными  фигурными скобками — акколадами, а остальные группы —  прямыми акколадами.Оперная партитура записывается сходным образом: партии  солистов и хора помещаются над струнным квинтетом.  Некоторые инструменты в силу ряда причин записываются не  так, как звучат: например, флейта­пикколо звучит на октаву  выше, чем написано в нотах, контрабас и контрафагот — на  октаву ниже и т. д. Подобное положение вещей ставит высокие  требования к читающему партитуру, который мысленно  переводит партии соответствующих инструментов обратно в  нужную тональность.