Пастораль — (лат. pastoralis, фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:
1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.
4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.
Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.
Что такое пастораль
Пастораль — (лат. pastoralis,
фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе,
живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и
простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:
1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как
большие, так и малые произведения, посвящённая
изображению природы или сельской жизни. Для
музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8,
плавное спокойное движение мелодии, зачастую
удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в
творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С.
Баха и других композиторов. Известна также
«Пасторальная симфония» Бетховена.
Пасторалью, также может называться симфонический
эпизод в музыкальносценическом произведении, рисующий
картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к
Арлезианке А.Доде).
2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на
идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые
пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются
предшественниками классической оперы (например,
французское «представление с песнями» Сказание о Робэне
и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась
до 18–19 вв. (опера Моцарта Корольпастух, 1775; балет
Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали
К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности,
посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы —
эклога и идиллия.
4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое
мировоззрение.
5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и
получивший распространение в странах Западной Европы.
Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто
вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней
изображалась сельская жизнь галантных пастухов и
пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой
аристократии.
Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно
театральных жанров – комедии и трагедии, но от
«пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия).
В популярности пасторали мы находим косвенные
свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра
итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый,
приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий
никакого отношения к реальной действительности. Именно
пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному
и гармоничному ренессансному мироощущению, – и
фактически разрушала театральное искусство, превращая
спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль
сыграла существенную роль в истории и теории мирового
театра. В пасторали окончательно закрепился
драматургический канон, разработка которого была начата
в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была
доведена до совершенства в теоретических работах
французских классицистов: пятиактная структура,единство места, времени и действия, строгое социальное
разделение персонажей по жанрам.
Мой миленький дружок, Любезный пастушок...
Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного —
Миловзора. Богач Златогор пытается прельстить юную
красотку несметными сокровищами, но она отвергает его
домогательства, оставаясь верной Миловзору. По этому случаю
весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки.
Таково содержание небольшого эпизода — пасторали
«Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И.
Чайковского «Пиковая дама».
Название «пастораль» происходит от латинского слова
«пасторалис» — «пастушеский». Истоки этого жанра уходят в
Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели
противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне
природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью
нравов, простодушной искренностью и верностью в любви.
В XVII—XVIII вв. мода на пасторальные сюжеты в театре,
поэзии, изобразительном искусстве широко распространилась в
придворноаристократических кругах европейских стран.
Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы.
Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к
созданию, особенно в программной инструментальной музыке,многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы,
сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. Так,
серию пасторальных картин представляет собой программа
цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А.
Вивальди.
«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6ю симфонию. Здесь
каждая часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных
чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое
сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов.
Радостные, благодарные чувства после грозы».
В начале XX в. М. Равель, использовав сюжет пасторального
романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет
«Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат
в симфонических концертах.