Что такое рондо?

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами A — B — A — C — A — … — A Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это одна из самых распространенных форм.
Иконка файла материала 1.docx
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») —  музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3­х)  проведения главной темы (рефрена) чередуются с  отличающимися друг от друга эпизодами  A — B — A — C — A — … — A Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву,  побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами.  Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают  точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от  хороводных песен с припевом, который повторялся без  изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия  (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это  одна из самых распространенных форм.  В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в  форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально­ поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с  приведенной выше общей схемой, но и оно основано на  возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или  трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением  инструментов.  С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A) получает большое  распространение в оперной, балетной, инструментальной  музыке. По­видимому, первый образец рондо в опере  встречается в прологе оперы «Орфей» К­ Монтеверди, который построен на чередовании оркестрового отыгрыша (ритурнеля) ипения Музы, т. е. на чередовании инструментального рефрена с  несколькими вокальными эпизодами. Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо  небольшие пьесы для клавесина с программными заголовками  («Жнецы» Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка» Дакена).  Этим пьесам свойственны тонкая звукоизобразительность,  изящество, грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и  эпизоды миниатюрны, их число колеблется от 5 до 17 и более.  По характеру эпизоды близки рефрену и скорее дополняют,  оттеняют его, чем контрастируют.  В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена рондо  — типичная форма финалов сонатно­симфонических циклов,  лишь изредка — самостоятельная пьеса. В финалах характер  музыки обычно песенно­танцеваль­ный, с оттенком юмора. Но  встречаются у них и произведения лирического, углубленного  содержания (рондо ля минор для фортепьяно Моцарта). Новым  в рондо венских классиков были подчеркнутый контраст между рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью широко  развитыми частями.  Рондо в творчестве композиторов последующих поколений  отличается большой свободой: в нем возрождается  многочастность, рефрен при возвращении может изменяться,  богатство образных контрастов граничит с калейдоско­ пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо  пишутся отдельные пьесы, части сонатно­симфонического  цикла или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П. Бородина),оперные арии, (рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»  М. И. Глинки), оперные сцены (сцена музицирования из оперы  С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды балетной музыки  (четвертая картина в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»).  Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего,  это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её  законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При  этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов  разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того,  важной является возможность насытить всю конструкцию  развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой­ то иной принцип формообразования, который отчасти  подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе  единство и динамизм.  Принцип рондо включает множество форм различной  протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес  или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие  формы (например, рондо­соната). По принципу рондо может  быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты образуют подобие  рефрена).  Рондо­соната — музыкальная форма класса стабильных  смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы.  Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по  принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один изних), а средний представляет собой разработку,  заимствованную от сонатной формы.  Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим  принципом многократного проведения темы и чередования её с  иным материалом). Однако она не является разновидностью  рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается  главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.  Рондо, в современных понятиях, отличается очень  разнообразным применением. Оно может использоваться более  традиционно (финал цикла), или более свободно — например,  самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена —  как превращение медленной части цикла в самостоятельную  пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции  (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).  Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из  «Жар­птицы», финал «Весны священной» Стравинского),  драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя  сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель.  «Павана»).  Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает  её индивидуализация. Две одинаковых конструкции —  редкость. Рондо может иметь любое количество частей неменьше пяти. Рефрен может проводиться в разных  тональностях (что иногда встречалось уже у венских  классиков), нередко нарушение регулярности следования  частей (2 эпизода подряд).  Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с  контрастно­составной (это выражается в усилении контраста  между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с  выставки» Мусоргского — рондо).