Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это одна из самых распространенных форм.
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») —
музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3х)
проведения главной темы (рефрена) чередуются с
отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву,
побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами.
Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают
точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от
хороводных песен с припевом, который повторялся без
изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия
(A B A B1 A B2 A... A). В профессиональной музыке — это
одна из самых распространенных форм.
В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в
форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально
поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с
приведенной выше общей схемой, но и оно основано на
возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или
трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением
инструментов.
С XVII в. рондо (со схемой ABAC A... A) получает большое
распространение в оперной, балетной, инструментальной
музыке. Повидимому, первый образец рондо в опере
встречается в прологе оперы «Орфей» К Монтеверди, который
построен на чередовании оркестрового отыгрыша (ритурнеля) ипения Музы, т. е. на чередовании инструментального рефрена с
несколькими вокальными эпизодами. Французские композиторы
Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо
небольшие пьесы для клавесина с программными заголовками
(«Жнецы» Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка» Дакена).
Этим пьесам свойственны тонкая звукоизобразительность,
изящество, грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и
эпизоды миниатюрны, их число колеблется от 5 до 17 и более.
По характеру эпизоды близки рефрену и скорее дополняют,
оттеняют его, чем контрастируют.
В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена рондо
— типичная форма финалов сонатносимфонических циклов,
лишь изредка — самостоятельная пьеса. В финалах характер
музыки обычно песеннотанцевальный, с оттенком юмора. Но
встречаются у них и произведения лирического, углубленного
содержания (рондо ля минор для фортепьяно Моцарта). Новым
в рондо венских классиков были подчеркнутый контраст между
рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью широко
развитыми частями.
Рондо в творчестве композиторов последующих поколений
отличается большой свободой: в нем возрождается
многочастность, рефрен при возвращении может изменяться,
богатство образных контрастов граничит с калейдоско
пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо
пишутся отдельные пьесы, части сонатносимфонического
цикла или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П. Бородина),оперные арии, (рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
М. И. Глинки), оперные сцены (сцена музицирования из оперы
С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды балетной музыки
(четвертая картина в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»).
Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего,
это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её
законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При
этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов
разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того,
важной является возможность насытить всю конструкцию
развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой
то иной принцип формообразования, который отчасти
подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе
единство и динамизм.
Принцип рондо включает множество форм различной
протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес
или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие
формы (например, рондосоната). По принципу рондо может
быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и
Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты образуют подобие
рефрена).
Рондосоната — музыкальная форма класса стабильных
смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы.
Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по
принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один изних), а средний представляет собой разработку,
заимствованную от сонатной формы.
Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим
принципом многократного проведения темы и чередования её с
иным материалом). Однако она не является разновидностью
рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается
главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.
Рондо, в современных понятиях, отличается очень
разнообразным применением. Оно может использоваться более
традиционно (финал цикла), или более свободно — например,
самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена —
как превращение медленной части цикла в самостоятельную
пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по
принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции
(Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть
экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из
«Жарптицы», финал «Весны священной» Стравинского),
драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя
сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель.
«Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает
её индивидуализация. Две одинаковых конструкции —
редкость. Рондо может иметь любое количество частей неменьше пяти. Рефрен может проводиться в разных
тональностях (что иногда встречалось уже у венских
классиков), нередко нарушение регулярности следования
частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с
контрастносоставной (это выражается в усилении контраста
между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с
выставки» Мусоргского — рондо).