Что такое страх

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между вами и малышом установится взаимное доверие.
Иконка файла материала Что такое страх.doc
Что такое страх Детям свойственно чего­то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой  мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется  взрослому совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать  ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя  высмеивать, но бороться с ним необходимо. Именно в этом случае между  вами и малышом установится взаимное доверие.  Иногда приходится видеть детей (а порой и взрослых), страдающими заиканием,   тиками,   ночным   и   дневным   энурезом,   головными   болями, вредными привычками, а также агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Что лежит в основе всех этих, на первый взгляд, разноплановых болезней. Почему долгое лечение   порой   не   дает   стопроцентного   результата?   Все   эти   болезни   лишь следствия,   подобные   кроне   раскидистого   дерева,   а   корень   один   —   страх, заложенный в раннем детстве. Он гложет человека изнутри, из подсознания, не давая возможности радоваться жизни.Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом уровне страх характеризуется   выделением   в   кровь   большого   количества   адреналина, вызывающего   в   организме   человека   гормональный   взрыв.   На   вторичном, психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.  Страх — это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.  Не секрет, что все мы — взрослые — чего­то боимся: инфляции, катастроф, кризисов и переворотов. Существует даже мода на разговоры о своих страхах: о войне или эпидемии гриппа. Мы говорим об этом на работе, в транспорте и дома, забывая порой, что рядом с нами находятся беззащитные существа — наши дети, которые воспринимают происходящее намного серьезнее, чем нам кажется.  Любой учитель и классный руководитель может вспомнить и рассказать об учениках, поселивших в портфеле любимую игрушку, боящихся плавать, возбуждающихся при проведении прививок, вздрагивающих от неожиданного звука. Ребенок часто загоняет страх внутрь себя, чтобы угодить родителям и учителям или не пугать их своими переживаниями, и в итоге мы получаем личность, глубоко пораженную неврозом. Как   известно,   новорожденный   младенец   ничего   не   боится,   он   смело подползает к краю кроватки, норовит схватить острую вилку или удариться о край   кроватки.  Но   вот   он   растет,  начинает   познавать   окружающий   мир,  а направляем в этом его мы, взрослые, и от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит не только его физическое состояние, но и психическое здоровье. Нужно помнить о том, что неосторожными словами, излишним   обереганием   или   необоснованными   угрозами   мы   можем зафиксировать в ребенке собственные страхи или повышенную тревожность.  Мы сами учим наших детей бояться, а когда понимаем, что наступила болезнь   (ее   следствиями   могут   быть   плохая   успеваемость,   неустроенность личной жизни, отсутствие работы и друзей), стараемся все повернуть назад. Но сделать это бывает сложно. Заложенная в детстве программа действуетнеукоснительно.   Не   пережитые   страхи   накапливаются,   как   снежный   ком, разрастаются   и   переходят   из   осознанного   в   бессознательное,   действуя   на уровне рефлекса.  Нелегко   найти   человека,   который   бы   никогда   не   испытывал   чувство страха.     Беспокойство,     тревога,   страх   –   такие     же       эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.   Но при   чрезмерной податливости     к страхам,   зависимости     от     них     меняется     поведение   человека   вплоть     до «эмоционального паралича». Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми не   может   справиться   ни     ребёнок,   ни   взрослый,   которые       приводят     к появлению   нежелательных   черт   характера.   Детские   страхи,   если   к   ним правильно относиться, понимать   причины их появления чаще всего исчезают бесследно.  Если   же   они   болезненно  заострены  или   сохраняются   длительное время, то это   служит   признаком   неблагополучия, говорит о физической и нервной   ослабленности   ребёнка,   неправильном   поведении   родителей, конфликтных     отношений   в     семье.     Для   того,   чтобы   воздействовать     на ребёнка,   помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо   также знать,  что такое  страх,   какую   функцию он  выполняет,  как  возникает  и развивается,  чего больше всего боятся дети и почему. Известный     считал     физиолог   И.   П.   Павлов     страх   проявлением естественного   рефлекса,   пассивно­оборонительной       реакцией     с     лёгким торможением   коры   больших   полушарий.   Страх   основан   на     инстинкте самосохранения,  имеет  защитный   характер  и  сопровождается  определёнными изменениями   высшей   нервной   деятельности,   отражается   на   частоте   пульса   и дыхания, показателях артериального  давления, выделении желудочного сока. В самом     общем     виде   эмоция   страха   возникает     в     ответ       на     действие угрожающего стимула. Существует     2     угрозы,   имеющие универсальный   и одновременно   фатальный   в   своём   исходе   характер.     Это   смерть     и     крах жизненных ценностей,   противостоящие  таким  понятиям,  как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.  Но  и  помимо  крайних выражений  страх всегда  подразумевает  переживание  какой­либо реальной и воображаемой опасности Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник ­  взрослые, окружающие ребёнка  (родители,  бабушки,  воспитатели  детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом,     тем, что излишне     настойчиво,   подчеркнуто   эмоционально   указывают   на   наличие опасности.  В результате     ребёнок воспринимает только вторую часть   фраз типа :   «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься»,   «Не гладь – укусит».   Ребёнку пока ещё  не  ясно,  чем  ему  всё  это  грозит,  но  он  уже распознаёт  сигнал тревоги,   и   естественно,   у   него возникает     реакция       страха.     Страх закрепился   и распространился на исходные ситуации.К  числу  внешних  можно  отнести   также и страхи, которые    возникают  у излишне   тревожных родителей. Разговоры при ребёнке   о смерти, болезнях, пожарах,     убийствах   отражаются на его психике,   калечат её. Всё это даёт основание говорить об   условно   ­   рефлекторном     характере страха, даже, если   ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке   или     шуме,   т.к. последний   когда   ­   то   сопровождался   крайне   неприятным   переживанием. Подобное   сочетание   запечатлелось   в   памяти   в   виде   определённого эмоционального   следа   и   теперь   непроизвольно   ассоциируется     с   любым внезапным звуковым воздействием.