В последнее время чрезвычайно популярными стали аудиоэффекты, обработки и виртуальные инструменты, реализованные программным путем и работающие в режиме реального времени. Они могут представлять собой как самостоятельные приложения, так и плагины, предназначенные для использования из других приложений - приложений-хостов.
Подробнее о технологии VST вы можете прочитать статью: Что такое VST. Virtual Studio Technology
В последнее время чрезвычайно популярными стали
аудиоэффекты, обработки и виртуальные инструменты,
реализованные программным путем и работающие в режиме
реального времени. Они могут представлять собой как
самостоятельные приложения, так и плагины, предназначенные
для использования из других приложений приложенийхостов.
Подробнее о технологии VST вы можете прочитать статью: Что
такое VST. Virtual Studio Technology
Вообще плагины нечто несамостоятельное, некий
подключаемый "довесок" к программе или устройству,
благодаря чему эта программа или устройство получает новые
возможности. Приложениехост это та программа, которая
позволяет подключать к себе плагины. Взаимодействие хоста сплагином регламентируется интерфейсом прикладных
программ (Application Programming Interface API). В
настоящее время наиболее популярными "музыкальными" API
на платформе PC можно считать VST и DX. DX технология,
обеспечивающая взаимодействие приложенийхостов с
виртуальными эффектами и инструментами (синтезаторами;
сэмплерами; эффектами, управляемыми по MIDI, и др.)
посредством интерфейса прикладных программ Microsoft
DirectX. После установки DXплагинов в систему они
становятся доступными из любых приложений, позволяющих
использовать данную технологию. В равной степени
распространены VSTплагины. VST Virtual Studio Technology
API фирмы Steinberg. Virtual Studio Technology изначально
разрабатывалась для применения в программных продуктах
Steinberg (в частности, в Cubase VST). Поэтому нет ничего
удивительного в том, что и программа Cubase SX
ориентирована на работу с VSTплагинами. Вообще с
поддержкой плагинов различных стандартов в Cubase SX дела
обстоят следующим образом:
в полной мере поддерживаются VSTплагины (и эффекты, и
инструменты VST1); DXплагины поддерживаются с
ограничениями: Cubase SX не отличает DXплагины эффектов
от плагинов инструментов DXi, поэтому применение DXi из
Cubase SX нам не представляется возможным; не
поддерживается автоматизация параметров DXплагинов. Всеплагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST.
Hаиболее мощные по возможностям и качеству звучания
(поэтому и наиболее популярные) плагины третьих фирм
поддерживают оба стандарта: и DX, и VST. Поэтому в
дальнейшем мы будем говорить только о применении VST
плагинов. Инсталляция VSTплагинов, входящих в поставку
Cubase SX, осуществляется во время установки самой
программы Cubase SX, и вам не нужно прикладывать никаких
усилий для того, чтобы эти плагины в дальнейшем были
доступны. Если же вы собираетесь инсталлировать
дополнительные плагины, то следует понимать, что для Cubase
SX важно, чтобы программные модули плагинов находились в
определенной папке. По умолчанию это C:/PROGRAM
FILES/STEINBERG/CUBASE SX/VSTPLUGINS. В случае
необходимости можно указать другую папку, используемую для
хранения плагинов, и дать Cubase SX команду обновить
информацию о плагинах. Дело в том, что в настройках каждого
приложенияхоста имеется путь к папке с VSTплагинами. У
разных приложений этот путь по умолчанию разный. И если вы
хотите использовать одни и те же VSTплагины из разных
приложений, то в настройках каждого из них должна быть
указана одна и та же папка. VSTинструменты (VSTi) это, по
существу, плагины, управляемые по протоколу MIDI. Для того
чтобы задействовать в Cubase SX какойлибо виртуальный
инструмент, требуется выполнить минимальное количество
действий: подключить плагин VSTi к проекту и выбрать наодном из MIDIтреков в качестве выходного порта виртуальный
MIDIпорт данного инструмента.
У каждого VSTинструмента есть свои особенности.
Большинство из инструментов уникально: в них используются
различные типы синтеза звука, они отличаются архитектурой и
методами обработки генерируемого звука. Многие из них
обладают собственным, как правило, ни с чем не совместимым
набором MIDIконтроллеров. Однако перечень этих
контроллеров, банков и патчей может передаваться в
приложениехост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому
контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и
корректировать тембры удобнее всего в окне самого VST
инструмента. Все настройки VSTинструмента, сделанные в
этом окне, сохраняются непосредственно в проекте.
Мультитембральными VSTинструментами можно управлять по
нескольким MIDIканалам с нескольких MIDIтреков. Для того
чтобы свести к минимуму задержку между поступлением MIDI
команды VSTинструменту и ее реализацией в звуке, требуется
достаточно мощный процессор и звуковая карта с ASIO
драйверами. Однако если вы не собираетесь играть на VST
инструменте с клавиатуры, то эта задержка значения не имеет.
Hа MIDIтреке, управляющем VSTинструментом, вы
располагаете партию для данного инструмента, записав ее
нотами или с помощью отпечатков клавиш. Можно записать
партию с MIDIклавиатуры на другой трек, озвучиваемыйаппаратным синтезатором, а затем перенести на трек,
управляющий VSTинструментом. При воспроизведении
проекта приложениехост учтет то, что VSTинструменты
откликаются с запозданием, и будет посылать MIDIкоманды
для них чуть раньше, чем для других MIDIинструментов. В
результате VSTинструменты будут звучать синхронно со всем
сонгом. Что касается субъективного качества звука,
генерируемого виртуальными синтезаторами (и VST
инструментами, в частности), то оно зависит исключительно от
разработчиков. Существует множество виртуальных
синтезаторов с возможностями игрушки. Hо попадаются и
такие, которые не уступают по качеству звучания своим
аппаратным прототипам, а по возможностям и гибкости в
управлении оставляют их далеко позади.
Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для
"переброски" MIDIпартии этого инструмента на аудиотрек или
в WAVфайл требуется делать внутреннее пересведение: нужно
воспроизводить MIDIтреки, относящиеся к данному
синтезатору, и одновременно записывать звучание синтезатора
на аудиотрек. Качество записи при этом зависит от самого
синтезатора, соединительных кабелей и качества АЦП звуковой
карты. А цифровые выходы имеются далеко не у всех
"железных" синтезаторов. Совсем другое дело виртуальные
инструменты. Вы можете сами определять формат звуковых
данных проекта Cubase SX. Соответственно все виртуальныеинструменты будут работать в заданном формате. При этом
ничто не мешает вам использовать 24 бита для представления
звукового сигнала. И никакого шума. Итак, вы можете
использовать VSTинструменты и добиться серьезных
результатов, обладая всего лишь компьютером с достаточно
мощным процессором и звуковой картой с минимальными
возможностями. Стоимость такой домашней студии гораздо
меньше, чем студии с несколькими аппаратными синтезаторами
и сэмплерами. Единственные два требования к звуковой карте
состоят в том, что она должна обеспечивать качественное
аналогоцифровое преобразование для записи вокала и живых
инструментов и качественное цифроаналоговое
преобразование для мониторинга (вы должны слышать
результаты своих действий).