«…Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка…» (Чюрленис). Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно жить. Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где же мечта? Мечта где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных форм самовыражения в искусстве.
Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки?
«…Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты.
Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет,
то уж такая у нее привычка…» (Чюрленис). Многие из
тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы
стеснять и мешать, хорошо при этом понимают, что
ощущения счастья это не затрагивает. «Счастье с нами».
Но с этим чувством часто бывает трудно жить. Без
фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать,
не вытянул бы ни одного своего столетия. Фраза,
сказанная в 1929 году Горьким, («А где же мечта? Мечта
где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас
Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видетьмного дальше проповедуемого соцреализма и понимал
необходимость самых разнообразных форм
самовыражения в искусстве. «Вселенная представляется
мне большой симфонией; люди — как ноты» (Чюрленис).
Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится
Российская империя. Но нужно понимать, что родился он
в Литве. Отец был из крестьянской семьи, работал
органистом в церкви. Мать — из немецких переселенцев,
она занималась детьми, среди которых Микалоюс
Константинас был старшим. Несмотря на то, что отец
Чюрлениса был литовцем, мать — немкой, родными его
языками оставались польский и русский (только к
моменту знакомства с будущей женой он начал изучатьлитовский язык). Итак, Микалоюс Константинас
Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в городе
Варена (сейчас — Литва). Умер 28 марта (10 апреля)
1911 года в Пустельнике Миньски (ныне — Польша). В
этом году — столетие со дня смерти. Семья была
многодетная и небогатая, но, как часто случается (или
случалось раньше), на одаренного ребенка обратили
внимание те, кто мог помочь. Благодаря князю Михаилу
Огинскому мальчик с раннего детства получил
возможность заниматься музыкой. Образование, которое
получил Чюрленис, также несло на себе печать
специфики места рождения. Он учился в двух
консерваториях — в Варшавской и в Лейпцигской.Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве.
Композитор, художник, поэт, даже философ — одно
неотделимо от другого. Чюрленис — автор многих
музыкальных сочинений (около 250) и более 300 картин
— как тут определишь? Невозможно «определить» его и
в стилистическом отношении: хотя несомненно сильное
влияние символизма, модерна, артнуво в живописи,
позднего романтизма и импрессионизма и прочих «
измов» — в музыке. А также глубокого полифонизма и
там, и там. В 1907 году Чюрленис приезжает в
Петербург. Именно там, в условиях нищеты, за пару лет
он создает большую часть своих картин. Его принимают
и признают такие художники, как Маковский,Добужинский, Бенуа, Бакст, Рерих, Лансере.
Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались
помочь с выставками: первая состоялась в том же году в
рамках выставки «Союза русских художников».
Художники «Мира искусства» привлекли его к
театральнодекоративному искусству. А. Бенуа писал,
что если бы он (Бенуа) был богат, он бы заказал
Чюрленису гигантские фрески. «Умение заглянуть в
бесконечность пространства и в глубь веков делали
Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и
глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг
национального искусства», — писал М. В. Добужинский.
Но все чаще композитор испытывал тоску, приступыдепрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса
помещают в нервную больницу под Варшавой. После
прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.
Ритм, пластика, архитектоника — все эти понятия
одинаково применимы к разным видам искусств. Узор
линий, узор мелодии, краски на кисти и краски
музыкальных гармоний. Форма, композиция — само
собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно
перешли свои узкие границы. Многие картины
Чюрлениса так и называются: картиныфуги, картины
сонаты, картиныпрелюды. И наоборот — музыка
переходит свои границы: «Талантливейший лирик
Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», —писал известнейший музыковед и композитор Борис
Асафьев. Вопрос о синтезе искусств — вопрос очень
старый. Почему именно на переломе эпох (19 и 20 веков)
этот вопрос актуально и мощно встал перед многими
деятелями — сказать не могу. Уже было в обиходе
понятие «цветной слух», известно, например, что им
обладал Н.А. РимскийКорсаков. Но достаточно назвать
только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского
мистического масштаба, а идеи светомузыки были
реализованы техническими специалистами из Казани
(НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В
партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он
включил партию световой клавиатуры — еерасшифровали. Идею «Мистерии» — действа звуков,
красок, запахов, движений — Скрябин реализовать не
успел. Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не
заметить. Даже во внешности есть чуть уловимые общие
черты. Заметна некоторая общность интересов и идей.
Азбучным стало представление о том, что вопросы
светомузыки с «музыкальной стороны» решал Скрябин, а
с «живописной» — Чюрленис. Происходило это в одно и
то же время — в первом десятилетии 20 века. При этом
— знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе:
«Его творчество — музыка в той же степени, как
живопись». То, как виделслышал (одновременно)
Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать ираспутывать. А можно просто воспринимать, как мы
воспринимаем любые другие образы. Ромен Роллан был
восхищен творчеством художника и композитора,
посвятив ему многие строки: «Просто невозможно
выразить, как я взволнован этим поистине магическим
искусством, которое обогатило не только живопись, но и
расширило наш кругозор в области полифонии и
музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы
быть развитие этого открытия в живописи больших
пространств, в монументальной фреске! Это новый
духовный континент, Христофором Колумбом которого,
несомненно, остается Чюрленис… Я думаю, что он сам
должен был пережить какуюто мечту и то ощущение,которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг
чувствуем, что парим в воздухе». Ощущение парения
дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда,
нуждаются. Хрупкость обыденной земной жизни и
нездешние миры в творчестве — все это Чюрленис. Но
что больше всего меня поражает в его картинах и музыке
— это ощущение внутренней чистоты.