Система работы воспитателя по художественно - эстетическому развитию
Подготовила:
воспитатель первой категории
Тарханова Мария Владиславовна
Тобольск, 2017 г.
Система работы воспитателя по художественно - эстетическому развитию.
Дошкольное детство – это благоприятный период развития. В это время дети способны чувствовать, воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира.
Раздел «Художественно – эстетическое развитие» предполагает к концу дошкольного периода сформировать такие интерактивные качества, как активность, любознательность, умение общаться, взаимодействовать со взрослыми и детьми, эмоциональная отзывчивость и др.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ в рамках художественно – эстетического развития детей – это развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, с учетом индивидуальных особенностей.
Одним из важных условий реализации системы художественно – эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно – развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена, имеется театральные, игровые уголки. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал. Все дает развивать творческие способности каждого ребенка, с учетом их индивидуальных особенностей.
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно – эстетического развития художественно – эстетического развития это:
1. Вызвать у детей интерес к музыкально- театрализованной, литературной и художественной изобразительной деятельности.
2. Сделать жизнь детей содержательной и интересной, наполненной яркими эмоциями и интересными делами.
3. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.
4. Создавать условия для развития грамматически правильной речи.
5. Учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Детский сад начинается с территории. Очень важно эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их не стандартными формами (зеленые гусеницы, веселые гномы, грибы, бабочки и другое), красочные клумбы, экологические площадки - все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду.
В группах по возрасту выделены зоны, наполненные необходимым оборудованием и материалами. «Театр игрушек», «театральная зона», «волшебный карандаш», «приходи сказка» - это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослыми, так и самостоятельной деятельности. Ценность художественно – эстетического развития заключается в том, что заставляет детей пристально вглядываться в окружающий мир, побуждает их к сопереживанию. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно – эстетического развития, театрализованной деятельности отводится главное место, так как она включает в себя инсценировки, игры с куклами, спектакли, сюжетно ролевые игры, дают возможность в занимательной игровой форме, организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Уже в первой младшей группу начинается знакомство с театром. Ребенок учится воспринимать действия героев, адекватно реагировать на события, которые разворачиваются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, знакомится с окружающим миром. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли, подготовленные воспитателями или старшими детьми. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться и создает радостную атмосферу. Взрослый побуждает детей общаться с куклами, стремиться вызвать положительные эмоции. В «театре игрушек» посредством мягких, резиновых, самодельных и механических игрушек разыгрываются небольшие сказочные сценки или инсценируются стихотворения, песни и так далее. Сказочные персонажи забавляют и знакомят с окружающим миром, привлекают к интонации голоса, звука музыки. Цель театра игрушек – доставить ребенку радость, внести разнообразие в его игру, сделать игрушку еще более интересной и привлекательной.
Начиная со второй младшей группы т до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Существует несколько видов кукольных театров: пальчиковый, настольный, театр с «живой рукой», марионеток и д.р. Предметно развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, оказывает большое влияние на качество образования детей. Так «театральная зона» наполнена перчаточными куклами, пальчиковыми, сказочными атрибутами, настольными театрами и шапочками – масками. Зона «приходи сказка» представлена народными сказками и детской художественной литературы, произведениями фольклора. В зоне «волшебный карандаш» каждому ребенку предоставлена возможность для самостоятельной деятельности (лепка, рисование, конструирование). В период работы над спектаклем дети вместе с воспитателем рисуют афиши, готовят творческие выставки рисунков и поделок. Детское творчество является украшением не только групповых комнат, но и коридоров и других помещений детского сада. Так же не маловажное значение в художественно – эстетического развития детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, развивает у детей звуковое восприятие, вызывает эмоциональный положительный отклик на музыку.
Еженедельные вечера развлечения по пятницам делают пребывание в детском саду более эмоциональными, интересными. Такие вечера должны проходить в групповой комнате, если есть возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная мини – сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости. «Театральная пятница» будет доброй традицией в общении детей , педагогов и родителей.
Так же особое внимание в системе работы в данном направлении уделяется взаимодействие с семьей. Используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок – конкурсов, привлечение к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов, готовят афиши. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения.
Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, насыщая и обогащая ее радостью созидания. Таким образом система работы ДОУ в рамках художественно эстетического развития детей, включает в себя:
1. Организацию предметно – развивающего пространства;
2. Самостоятельную деятельность детей;
3. Совместную деятельность взрослых и детей;
4. Взаимодействие с родителями.
Художественно эстетическое воспитание закладывает в основу формирования нравственности, усиливает познание об окружающей действительности. У детей появляются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Специальные исследования показали, что эмоции, вызванные художественно эстетическим развитием способно творить чудеса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.