Проектная работа выполнена с целью изучения исторических событий Великой Отечественной войны, популяризации школьного музея и совершенствования экскурсоводческой деятельности активистов школьного музея.
Объект исследования: герои и памятные события Сталинградской битвы.
Актуальность. Великая дата великих событий. Социальный проект посвящён 75-летию Сталинградской битвы. Тема стойкости, мужества, героического прошлого страны является основой для патриотического воспитания поколений. Собран уникальный материал о Сталинградской битве. В нашем музее нет экспозиций и экскурсий по данной теме, поэтому подобная работа была своевременна и просто необходима.
Уникальность и новизна проекта. Задача современного школьного музея не только в том, чтобы пригласить к себе посетителя, но и заинтересовать его работой музея, захотеть стать частицей истории своего поколения. Ценность проекта в том, что его реализуют дети и для детей. Креативность идеи - виртуальный музей - позволила реализовать проект с огромным общественным резонансом: возрастные группы от детского сада до ветеранов Вов. Использование информационно-компьютерных технологий (виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным, результативным. Это относительно новая работа для школьного музея, у нее огромные возможности в сфере просветительской деятельности.NTRCN
работа По ком звонит колокол.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
им. С.А. Красовского
п. Монино Щелковского района
Московской области
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
141171, Московская область , п. Монино
ул. Комсомольская,10. Тел. 8 (496) 2534576
Еmail: Moninoschool3@yandex.ru
директор: Ефимова Ольга Геннадьевна
Социальный проект
«ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ:
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
Выполнила: Потапова Ольга Александровна
89166592957
olga.potapova@myrambler.ru 2018 год.
Содержание работы.
Аннотация.
1. Введение _______________________________________23
2. Исследование____________________________________411
изучение хода Сталинградской битвы
сопоставительный анализ
руководители операций К.С.Тимошенко
судьба героя Якова Павлова
памятные места «Остров Людникова»
краеведение – судьба героя –монинца –участника Сталинграда
3. Составление виртуальной экскурсии ________________1214
4. Диагностика и результаты работы__________________1516
5. Список используемой литературы___________________17
Приложения 1, 2. 2
Аннотация.
Социальный проект посвящён 75летию Сталинградской битвы. Актуальность
работы неоспорима. Тема стойкости, мужества, героического прошлого
страны является основой для патриотического воспитания поколений.
Собран уникальный материал о Сталинградской битве. Основными целями и
задачами проекта являются: изучение исторических событий и пополнение
знаний о Великой Отечественной войне, совершенствование
экскурсоводческой деятельности активистов и популяризация школьного
музея.
В исследовании используются исторические материалы, архивные документы
школьного музея, краеведческие материалы местной библиотеки и
поселкового Совета ветеранов, интервьюирование респондентов, материалы
из интернета и энциклопедий.
Новизна проекта отмечается в способе его реализации: на основе материалов
создан ряд виртуальных экскурсий, что значительно повышает эффективность
использования данного материала – в любое время, в любой аудитории.
Практическая направленность состоит в том, проект может пополняться
новыми знаниями, его используют учителя истории и классные руководители
в своих мероприятиях.
Ценность проекта в том, что он создаётся самими детьми, реализуется детьми
на различных возрастных категориях.
Проект обеспечивает глубокое осознание необходимости сохранения исторической памяти, способствует популяризации школьного музея,
повышает интерес к краеведению у людей различного возраста.
3
1. Введение. Цена Победы, судьба героев и память о них – эти темы
останутся актуальными всегда. Война это самое страшное, что может
быть на земле. Миллионы людей на земле бесконечно благодарны тем, кто
ценой своей жизни подарил им жизнь и мир на планете.
Что помогает современным ребятам понять исторические процессы, узнать
о своих предках правду? Конечно, книги или письменные источники, как их
называют в науке. Это люди, пережившие сами тот или иной исторический
период. А ещё предметы и вещи, над которыми не властно время. Настоящие
реликвии хранятся в нашем школьном музее. Всё реже обращаются к ним. Всё
чаще на помощь приходит интернет. Значит нужно придумать такую форму
подачи материала, чтобы она была современной, на основе новых технологий,
и одновременно подлинной и смогла увлечь в процесс познания обучающихся
разных возрастов.
Цель проекта – изучение исторических событий Великой Отечественной
войны, популяризации школьного музея и совершенствования деятельности
экскурсоводов активистов школьного музея.
Задачи:
1. Выявить источники, причастные к данной теме (местные газеты,
фотографии, документы, встречи с участниками событий, беседы с
обозревателями темы, документальные фильмы ); всестороннее изучить темы,
установить достоверность полученных сведений;
2. Составить виртуальную экскурсию .
3. Провести ряд экскурсий не только в школе, но и в других образовательных
учреждениях посёлка и района.
4. Оформить экспозицию музея о Сталинграде.
Объект исследования: герои и памятные события Сталинградской битвы.
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что она
стала основным мероприятием по исполнению плана по воспитательной
работе школы, где предусмотрены мероприятия, посвящённые датам
героических сражений Вов.
Уникальность и новизна проекта. Задача современного школьного музея не
только в том, чтобы пригласить к себе посетителя, но и заинтересовать его
работой музея, захотеть стать частицей истории своего поколения. В нашем музее нет экспозиций и экскурсий по данной теме, поэтому подобная работа
была своевременна и просто необходима. Креативность идеи виртуальный
музей позволила реализовать проект с огромным общественным резонансом.
Это относительно новая работа для школьного музея, у нее огромные
возможности в сфере просветительской деятельности.
4
Ожидаемые результаты:
широкое информационное поле для знакомства с историей страны;
освоить новый вид экскурсионный работы– виртуальную экскурсию
популяризация школьного музея;
с помощью экскурсий и музейных уроков вызвать у сверстников чувство
гордости за свою страну и желание стать одним из активистов школьного
музея:
огромная общественная значимость – дистанционное проведение экскурсий,
видео и фотоматериалы размещены в социальных сетях.
Количество и целевая аудитория.
На основе собранного материала было выполнено сразу несколько
виртуальных экскурсий – это позволило задействовать самые разные слои
населения: воспитанники детских садов, обучающиеся с 1 по 11 класс;
разновозрастные участники конференций, ветераны войны; родители и
учителя.
2. Исследование.
Методика исследования:
составление плана исследования (предполагается изучить основной ход
событий, а затем взять для рассмотрения одного из руководителей
важнейших операций на Сталинградском фронте, одного из самых знаменитых
героев и одно памятное захоронение);
сопоставление данных, всестороннее изучение тем, установление
достоверности получаемых сведений (архивные документы школьного музея,
интернетресурсы, фонды поселковой библиотеки);
организация встреч с Ветеранами Вов и участниками Сталинградской
битвы;
краеведческая работа – живые участники битвы, интервьюирование
анкетирование и диагностика обучающихся школы.
В специальную тетрадь записывались данные поисковой работы.
Ход событий Сталинградской битвы.
Для немецкого командования взятие Сталинграда имело ключевое значение. Этот город сильно
мешал фашистским войскам, поэтому Сталинград было решено захватить — причем одним
стремительным ударом, как нравилось немецкому командованию. 5
17 июля 1942 года две армии — 6я немецкая армия под командованием
Паулюса и Сталинградский фронт под командованием Тимошенко —
встретились на подступах к городу. Начались ожесточённые бои. Немцы
атаковали Сталинград танковыми войсками и авиационными налетами, днем и
ночью кипели пехотные сражения. Практически все население города ушло на
фронт, а оставшиеся жители, не смыкая глаз, производили боеприпасы и
оружие. Перевес был на стороне врага, и в сентябре бои перешли на улицы
Сталинграда.
Эти уличные сражения вошли в историю — немцы, привыкшие
стремительными бросками захватывать за пару недель города и страны, здесь
были вынуждены жестоко сражаться за каждую улицу, каждый дом, каждый
этаж. Только через два месяца город был захвачен. Гитлер уже объявил о
взятии Сталинграда — но это было несколько преждевременно.
Наступательная операция. При всей своей силе немцы обладали слабыми
флангами. Этим и воспользовалось советское командование. Еще в сентябре
начала создаваться группировка войск, целью которой было нанести ответный
удар. И всего через несколько дней после мнимого «взятия» города эта армия
перешла в наступление. Генералам Рокоссовскому и Ватутину удалось
окружить немецкие силы, нанеся им значительный урон — пять дивизий
попало в плен, семь было полностью уничтожено.
В конце ноября немцы попытались прорвать блокаду вокруг себя, но
потерпели неудачу. Уничтожение армии Паулюса. Окруженным немецким
войскам, оказавшимся в начале зимы без боеприпасов, продовольствия и даже
обмундирования, было предложено сдаться. Паулюс понимал всю
безнадежность ситуации и отправил запрос Гитлеру, прося разрешения на
капитуляцию — но получил категорический отказ и приказание стоять «до
последнего патрона». После этого силы Донского фронта практически
полностью уничтожили окруженную немецкую армию.
2 февраля 1943 года было сломлено последнее сопротивление врага, и
остатки немецких сил — в том числе сам Паулюс и его офицеры — наконец
то сдались в плен.
Основные операции в ходе Сталинградской битвы.
Операция «Уран». План операции. Директивой Ставки Верховного Командования
создан ЮгоЗападный фронт в составе 5й танковой, 21й и 1й гвардейской армий, развернутых
на рубеже р. Дон на фронте Верхний Мамон Клетская. Вновь созданный фронт усиливается
кавалерийскими, стрелковыми и танковыми войсками, а также артиллерией РГК (резерва Главного Командования)
6
и спецвойсками из резерва Ставки для проведения наступательных действий
во взаимодействии с армиями Донского и Сталинградского фронтов.
Основной замысел "Уран" окружение и разгром немецкорумынских войск,
действующих в Донской излучине и на Сталинградском направлении.
Ближайшей задачей ЮЗФ является разгром 4й румынской армии, выход в
тыл немецкой группировки под Сталинградом и окружение их с целью
последующего уничтожения. Вся подготовка операции проходила в
обстановке строжайшей секретности.
Ход операции. Четверг 19 ноября 1942 года, 7 часов утра – начало операции
«Уран». Густой туман и снег. Изза нелетной погоды поддержка с воздуха не
доступна.
ЮгоЗападный фронт
8.50 – начало атаки передовых позиций наземными пехотными и танковыми
соединениями. Большое количество уцелевших, изза плохой погоды, огневых
позиций сильно затрудняли продвижение войск.
12.00 – наступление продвинулось всего на 23 километра. Командующий 5й
танковой армией генераллейтенант П. Л. Романенко сильно рискует,
приказывая 1му и 26му танковым корпусам вступить в бой.
16.00 – вражеская оборона между реками Цуцкан и Царица прорвана 5й
танковой армией. К этому времени наступающие войска углубились уже на 16
км. Два танковых корпуса ЮгоЗападного фронта начали движение на восток
к городу КалачнаДону, где по плану, должны были встретиться с войсками
Сталинградского фронта.
В ночь на 22 ноября 26ой танковый корпус захватил поселок Остров и вышел
к переправе через Дон. К вечеру переправа была захвачена и корпус двинулся
дальше. До места назначения оставались считанные километры.
Сталинградский фронт
20 ноября 1942 года в 10.00 – началась артподготовка, после которой
пехотные части перешли в наступление. Ко второй половине дня вражеская
оборона была прорвана в нескольких местах. Тогда в бой перешли
моторизированные соединения, отрезав пути к отступлению немецким
войскам в районе Червленой.
Утром 21 ноября – 4ый механизированный корпус захватил станцию
Тингуты. Перерезав, тем самым, железнодорожное сообщение с 6й и 4й
немецкими армиями. Окончательно отрезал пути отхода 4ый кавалерийский
корпус, выполнив 70 километровый марш и отбив у врага село Абганерово.
Соединение. 23 ноября в 16.00 – разбив 24ую и 16ую немецкие танковые
дивизии, войска Югозападного и Сталинградского фронтов соединились в
7 районе Калач хутор Советский. Кольцо сомкнулось. В окружение попала вся
6ая и часть 4ой танковых армий, то есть около 330 тысяч немецких и
румынских солдат.
Завершение операции «Уран». К 31 января отсутствие теплой одежды, еды,
припасов, заставило командующего 6ой немецкой армией генерала
фельдмаршала Ф. Паулюса, несмотря на приказ Гитлера, сдаться в плен.
Таким образом, операция «Уран» победоносно завершилась.
Итоги операции: линия фронта отодвинулась от Сталинграда на 200250 км.
Операция «Кольцо» .
Гитлер, посовещавшись с руководством люфтваффе, принял решение наладить снабжение
окружённых войск воздушным транспортом. Подобная операция уже производилась
германскими авиаторами, снабжавшими войска в Демянском котле. Для поддержания
приемлемой боеспособности окружённых подразделений требовались ежедневные
поставки 700 тонн грузов. Люфтваффе обещало обеспечить суточные поставки в 300 т.
Грузы доставлялись на аэродромы: Большая Россошка,
Басаргино, Гумрак, Воропоново и Питомник — крупнейший в кольце. Обратными рейсами
вывозились тяжело раненые. При удачных обстоятельствах немцам удавалось совершать
более 100 рейсов в сутки к окружённым войскам. Основными базами для снабжения
блокированных войск были Тацинская, Морозовск,Тормосин и Богоявленская. Но по мере
продвижения на запад советских войск немцам пришлось перемещать базы снабжения всё
дальше от войск Паулюса: в Зверево,Шахты, Каменск
Шахтинский, Новочеркасск, Мечётинская и Сальск. На последнем этапе использовались
аэродромы в Артёмовске, Горловке, Макеевке и Сталино.
С авиасообщением активно боролись советские войска. Бомбардировкам и
штурмовкам подвергались как аэродромы снабжения, так и расположенные на
окружённой территории.
В связи с усиливавшимся противодействием советских ВВС немцам пришлось
перейти от полётов днём к полётам в сложных метеорологических условиях и
ночью, когда было больше шансов совершить рейс незамеченным.
8
10 января 1943 года началась операция по уничтожению окружённой
группировки, в результате чего 14 января оборонявшимися был оставлен
основной аэродром Питомник, а 21го и последний аэродром — Гумрак,
после чего грузы сбрасывали на парашютах.
Ещё несколько дней действовала посадочная площадка у посёлка
Сталинградский, но она была доступна лишь небольшим самолётам; 26го
посадка и на ней стала невозможна.
Несмотря на неудачу операции по спасению окружённой сталинградской
группировки, немецкое командование решило удерживать район Сталинграда
во что бы то ни стало, чтобы сковать советские войска и дать возможность
своим войскам отступить с Северного Кавказа на Ростов. Немецкие войска к 10 января 1943 года насчитывали 250 тысяч солдат, 4130
орудий и миномётов, 300 танков, 100 самолётов.
Ликвидировать сталинградскую группировку было поручено Донскому
фронту, который насчитывал 212 тысяч человек, 6860 орудий и миномётов,
257 танков и 300 самолётов.
План операции «Кольцо» предусматривал нанесение удара сначала с
западного направления, а затем — с южного, в последующем рассечь
оставшиеся войска надвое и уничтожить их по частям.
Утром 10 января 1943 года после мощного артиллерийского и авиационного
удара советские войска атаковали оборонительные немецкие позиции. Танки и
пехота противника предпринимали контратаки, поддержанные сильным огнём
артиллерии. Немцы не смогли сдержать советские войска и стали отступать.
Целые части и даже соединения сдавались в плен.
25 января 21я армия ворвалась в Сталинград с запада. С востока
атаковала 62я армия.
26 января они соединились в районе Мамаева кургана. Немецкая 6я
армия была расчленена на северную и южную группировки. Бои в городе
продолжались несколько дней.
31 января южная группировка во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом
сдалась в плен. 2 февраля капитулировала и северная группировка. Операция
«Кольцо» закончилась.
9
Значение Сталинградской битвы.
Сталинградская битва стала переломным моментом войны. После нее русские
войска перестали отступать и перешли в решительное наступление.
Битва вдохновила и союзников — в 1944 году был открыт долгожданный
второй фронт, а в европейских странах активизировалась внутренняя борьба.
Герои Сталинградской битвы.
Лётчики Михаил Баранов; Иван Кобылецкий; Пётр Дымченко; Трофим
Войтаник; Александр Попов; Александр Логинов; Иван Кочуев; Аркадий
Рябов; Олег Кильговатов; Михаил Дмитриев; Евгений Жердий;
Моряк Михаил Паникаха
Снайпер Василий Зайцев. Сопоставительный анализ.
Соотношение сил и оружия на начало Сталинградской битвы.
силы и
средства
(тыс.чел.)
личный состав
танки,
штурмовые и
самоходные
советские в
ойска
1 103
войска
противника
1011,5
1 463
15 501
1 350
675
10 290
1 216
орудия
орудия и
минометы
боевые
самолеты
Вывод: как видно из таблицы, численность советских и
войск противника была почти равная. На направлениях
же главных ударов советское командование смогло
создать двойное и даже тройное превосходство над
противником
10
Соотношение сил и оружия по окончании Сталинградской битвы.
СССР
Германия
Силы
Личный состав
Танки
Самолеты
800 000
2000
3000
1 129 619
1426
2063
Вывод: невозвратные потери СССР были гораздо больше, а вот орудия мы
сохранили; потери противника в «металле» гораздо выше.
Результаты исследования: в результате поисковой и исследовательской
работы был собран материал, раскрывающий этапы жизни и боевого пути
Героя Советского Союза К.С. Тимошенко – командующего Сталинградским
фронтом и руководителя операции «Кольцо». По письмам фронтовиков был восстановлен материал о бое за Дом Павлова. С помощью интернетресурсов
узнали о судьбе Якова Павлова, о том, как чтят память о нём в нашей стране.
Сведения об «Острове Людникова» были получены из книг школьного музея,
местных газет, а также со слов тех, кто побывал на месте захоронение в
мирное время.
Судьба монинца участника Сталинградской битвы.
Загайный Павел Алексеевич родился 18 декабря 1918 года в селе Лехновка
Березанского района Киевской области. Окончил Писаревщанский
зоотехникум. С 1938 года – курсант Краснодарского военного авиационного
училища летчиковнаблюдателей. По окончании обучения в звании лейтенанта
направлен в ВВС Киевского особого военного округа на аэродром Славута,
где формировалась 205я отдельная кавалерийская авиационная эскадрилья
при 5м кавалерийском корпусе под командованием К.К. Рокоссовского. С
22 июня 1941 года участвовал в оборонительных операциях в составе Юго
Западного фронта на Украине. В качестве штурмана экипажа совершал
ночные боевые вылеты на самолете Р5 – бомбил немецкие войска на
подступах к Киеву. С декабря 1942 по февраль 1943 года участвовал в
Сталинградской битве в составе 224го (126го гвардейского)
бомбардировочного авиаполка 223й (4й гвардейской) бомбардировочной
авиационной дивизии 2го бомбардировочного авиакорпуса РВГК в должности
начальника воздушнострелковой службы полка летающим инструктором на
пикирующем бомбардировщике Пе2.
11
Весной 1943 года сражался на СевероКавказском фронте на Кубани, куда
перебазировался 2й бомбардировочный авиакорпус. Принимал участие в
Орловской операции, освобождении Белоруссии, в ВосточноПрусской
операции.
Победу встретил в Прибалтике после разгрома изолированной Курляндской
группировки фашистских войск.
За годы войны всего произвел 124 боевых вылета.
После окончания в 1950 году командного факультета Краснознаменной
Военновоздушной академии проходил службу на штабных должностях. В
1957 году окончил Высшую ордена Суворова военную академию им. К.Е.
Ворошилова. Служил в штабе 4й Воздушной армии. В 1973 году, после
выполнения специального задания в Арабской Республике Египет, продолжал
службу в должности начальника кафедры оперативного искусства и истории
военного искусства Военновоздушной академии им. Ю.А. Гагарина. С 1976
года – генераллейтенант в отставке.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной
войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями «За оборону Сталинграда»,
«За оборону Киева», «За оборону Кавказа» и другими.
После победы П.А. Загайный окончил командный факультет
Краснознамённой Военновоздушной академии, Высшую ордена Суворова
военную академию им. К.Е. Ворошилова. Служил в войсках, выполнял
специальное задание в Египте.
П.А. Загайный умер 18 апреля 2018 года. Светлая память о Павле
Алексеевиче, которому была суждена долгая жизнь, сохранится в наших
сердцах.
Вывод: всего монинцев – участников Сталинградской битвы было 30
человек. Выпущен памятный буклет «Они защищали твердыню на Волге».
3. Создание Виртуальной экскурсии.
Где найти информацию, как сделать свой рассказ интересным? Мы отправимся с вами в
поселковую библиотеку.
Вот здесь в главном хранилище информации нашему вниманию предоставят
книги о Великой Отечественной войне, но и, конечно, главной из них станет
книга о Сталинградской битве.
12
18 февраля 1895 года 120 лет назад родился Семён Константинович
Тимошенко, советский государственный и военный деятель, Маршал
Советского Союза.
Его жизненный путь был характерен для того времени, когда старая
российская элита была истреблена или бежала и выходцы из
непривилегированных сословий получили возможность войти в высший
управленческий класс молодого советского государства. В двадцать четыре
года крестьянский сын Семен Тимошенко стал командиром кавалерийской
дивизии и стал одним из лучших кавалерийских командиров Красной Армии в
Гражданской войне.
После ее окончания Семён Константинович занимает высокие посты в
войсках, командует фронтами во время освободительного похода в Западную
Украину и в войне с Финляндией.
В преддверии Великой Отечественной войны Тимошенко возглавляет
Народный комиссариат обороны СССР. В годы войны служит заместителем
наркома обороны СССР (до сентября 1941 года), командующим
стратегическими направлениями и фронтами. Он был представителем Ставки
Верховного Главнокомандования. После войны командовал войсками
Барановичского (с марта 1946 — Белорусского), ЮжноУральского, и снова
Белорусского военных округов. С 1960 г. работал в Группе генеральных
инспекторов Минобороны СССР. С 1962 года возглавлял Солдатский комитет ветеранов войны и сделал немало для улучшения материальнобытовых
условий жизни участников и инвалидов войны, семей погибших бойцов.
Личность Семена Константиновича неоднозначна в оценках. В длинной
военной судьбе были яркие страницы, победы, и ошибки, неудачи,
обусловленные как личными ошибками, так и объективными факторами.
Однако очевидно, что этот военный деятель был настоящим патриотом своей
Родины, проливавшим за неё кровь. Близко знавшие Тимошенко люди
отмечали его сильную волю, целеустремленность, высочайшую
работоспособность и организованность, личное мужество и честность.
Не зря товарищ Сталин 25 июня 1945 года в Большом Кремлевском дворце во
время приёма в честь участников парада Победы, передовиков народного
хозяйства, видных деятелей Советского Союза, среди других провозгласил и
тост за старейших полководцев Красной Армии маршалов Ворошилова,
Буденного и Тимошенко. Они, по словам Верховного Главнокомандующего,
«вели советские войска в победоносные бои еще в годы гражданской войны,
успешно руководили войсками в годы Великой Отечественной».
13
Завершающим этапом борьбы под Сталинградом, длившимся с 10 января по 2
февраля 1943 г., являлась операция «Кольцо», целью которой была
окончательная ликвидация окруженной 6й немецкой армии. Руководит
операцией К. С. Тимошенко.
Народная память.
Одним из источников для нас стали письма фронтовиков: «Боеприпасы для
"дома Павлова" доставляли на лодках, вспоминал Воронов в своем письме,
пойдут десять, а вернутся шесть. Потом я привязал пару гранат к замку на
дверях склада, рванули. Яков Павлов, похвалил за смекалку, теперь, мол,
склад наш».
А вот как описывал те события сам сержант Яков Павлов: «Нас, горстку
бойцов, засыпали бомбами фашистские самолеты, штурмовали танки
противника, беспощадно били артиллерия и минометы. От разрывов снарядов
нечем был дышать…
Родился 4(17).10.1917, деревня Крестовая, ныне Валдайский район
Новгородской области, В Красной Армии с 1938 года. Во время Великой
Отечественной войны командир пулеметного отделения, наводчик орудия и
командир отделения. Прошел боевой путь от Сталинграда до Эльбы.
Участник боёв на ЮгоЗападном, Сталинградском, 3м Украинском и 2м Белорусском фронтах. Яков Федотович принимал активное участие в
историческом Сталинградском сражении, воевал в составе легендарной 13й
гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии 62й армии. В период
обороны Сталинграда, в конце сентября 1942 года, разведывательно
штурмовая группа, возглавляемая сержантом Павловым, захватила в центре
города 4х этажный дом и закрепилась в нем. Затем в дом прибыло
пополнение, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны
дивизии.
14
24 воина девяти национальностей стойко оборонялись в укрепленном доме,
отражая яростные атаки гитлеровцев и удерживали дом до начала
контрнаступления советских войск в Сталинградском сражении. Этот дом
вошёл в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова».
Дом Павлова в истории Сталинградской битвы стал символом мужества,
стойкости и героизма. 58 суток сержант Яков Федотович Павлов и его боевые
товарищи защищали этот дом, отбивая все атаки фашистов. За свой подвиг
Павлов удостоен звания Героя Советского Союза.
В августе 1946 Павлов демобилизовался, окончил Высшую партийную школу
при ЦК КПСС. Работал в народном хозяйстве. Награжден орденом Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
Звание «Почетный гражданин городагероя Волгограда» присвоено Якову
Федотовичу Павлову решением Волгоградского городского Совета народных
депутатов от 7 мая 1980 года.
Наше внимание сосредоточено сегодня на мемориальном комплексе в поселке
Нижние Баррикады города Волгограда «Остров Людникова».
Он назван именем полковника Ивана Ильича Людникова, командира 138й стрелковой
дивизии, оборонявшей поселок Нижние Баррикады в дни Сталинградской битвы. В
военные годы завод «Баррикады» был «лакомым кусочком» для захватчиков: вопервых, он
снабжал советскую армию оружием, а вовторых, с его территорий на обрыве Волги можно
было попасть на другой берег.
Всё, что гореть могло, горело,
Насквозь прошитое свинцом,
И с каждым часом цепь редела
Оборонявшихся бойцов.
Враг с трёх сторон зажал надолго,
Вокруг руины и зола.
Со стороны четвёртой Волга
Шугу и битый лёд несла.
В патронах здесь нуждались остро,
Но враг не мог пройти вперёд.
Ту землю "Людникова Остров"
Народ любовно назовёт. 15
Вот здесь несколько братских захоронений воинов, оборонявших завод
«Баррикады». Почти 1000 солдат покоятся лишь в одном из них, об остальных
на сегодня неизвестно. Углубимся в сквер, мы увидим две братские могилы с
памятниками высотой 3 и 6 м, их установили через несколько лет после
окончания войны. Помимо этого, тут по просьбе казачьей общины установили
православный крест высотой 10 м.Посмотрите вперёд это одно братское
захоронение, оно находится ближе к реке — это место отмечено 6метровым
обелиском. Рядом с ним — памятник под названием «Ролик» над могилой
героевсвязистов.
Тревожит сегодня и тот факт, что Памятные места «Острова Людникова», по
которым мы только что совершили виртуальную экскурсию, сейчас находятся
в запустении: к ним не ведут указатели, большинство конструкций давно не
реставрировали. Об этом я узнала из местных новостей.
4. Диагностика и результаты работы.
Во время реализации проекта проводилось анкетирование и диагностика.
Перед исследованием было задано 5 вопросов:
Знаете ли вы, когда была Сталинградская битва? Уточните даты.
Знакомы ли вам маршалы и руководители операций во время
1.
2.
сражения? Назовите их.
3.
участников сражения? Назовите их.
4. Можете ли вы назвать памятные захоронения в современном
Волгограде? Если да, то назовите.
5.
16
Знаете ли вы имена героев Сталинграда? Кто знает монинцев
Хотите ли бы вы узнать об этой битве?
Анкетирование.
После презентации мы снова спросили ребят о том, как понравился им
предложенный материал для изучения, и что теперь они знают о
Сталинградской битве?
Выводы и результаты.
Виртуальная экскурсия – это самостоятельная форма организации учебного
процесса, позволяющая образно и ярко перенести слушателя в дни событий, о
которых идёт рассказ. Местом проведения виртуальных экскурсий при технологической подготовке может стать любой кабинет в любом
учреждении. Новые технологии позволяют создать не только видеоряд, но и
сопроводить его музыкой, речью, звуками по данной теме.
Мы получили уникальную возможность проводить такие экскурсии
дистанционно. Ребята сразу получают необходимую информацию по
определённым вопросам в ярком, выразительном, эмоциональном рассказе
показе.
Таким образом, использование информационнокомпьютерных технологий
(виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более
эффективным, интересным, качественным, результативным.
Охват проекта составил уже более 1200 человек. Проведено 35 экскурсий. 1
место в районном конкурсе экскурсоводов, успешное участие в поселковой
конференции и призовые места на конференции исследовательских работ,
победитель в конференции Юнеско, финалист Всероссийского конкурса
«Российское движение школьников».
Работа была размещена на сайтах и в социальных сетях.
17
Ссылки:
Публикация работы –
https://sch3monschel.edumsko.ru/about/museum/post/298919
https://znanio.ru/media/issledovatelskie_raboty_pokraevedeniyu146293
Фотоотчёт
https://vk.com/romantik.start?z=photo20645783_456240698%2Fwall
20645783_1194
Видеоматериалы
https://vk.com/romantik.start?z=video
20645783_456239065%2Fcd358ff9298428b408%2Fpl_post_20645783_1195
https://vk.com/romantik.start?z=video
20645783_456239062%2F535a11cdacd7933a30%2Fpl_post_20645783_1189
5. Список используемой литературы.
1. “Великая Отечественная война 1941 1945. Словарь справочник.”Под
редакцией М. М. Кирьяна, Москва. Издательство политической литературы.
1988. 2. Жуков Г. К. “Воспоминания и размышления. “ Издательство Агенства
Печати Новости, Москва, 1971.
3.Казаков В. И. “Артиллерия, огонь!” Издательство ДОСААФ, Москва, 1972
4. Родимцев А. И. “На последнем рубеже.” НижнеВолдское книжное
издательство, Волгоград, 1964
5.КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. – М.: "Высшая школа", М.,
2001
6. Павленко Н.И. и другие ИСТОРИЯ СССР С 1861 ГОДА И ДО НАШИХ
ДНЕЙ. М.: «Просвещение», 1989
Интернетресурсы
Экскурсия для 5х классов
Экскурсия для 7х классов
Выступление на поселковой конференции
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Выступление на общешкольной
конференции
Экскурсия для 8х классов
Встреча с А. Сладковым
Победа на районном конкурсе
Встреча с обозревателем данной
темы А.Ю.Яблонских
Приложение 2.
ЭКСПОЗИЦИЯ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ. «ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛОКОЛ: СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.