CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАРУШЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в стране происходит большое количество изменений в различных сферах жизни: экологический и экономический кризис, социальная нестабильность, неблагоприятные бытовые взаимоотношения в семье, чрезмерная занятость родителей приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения. Проблема поведения детей в социальной среде на сегодня является актуальной темой. Особенно это касается детей дошкольного возраста, которые пополняют статистику по увеличению детей с выраженными признаками нарушения поведения в обществе. Беспокойное поведение, несдержанность, перепады настроения, трудности организации любой деятельности создают ребенку много проблем в любой ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Предпосылками эмоциональных и поведенческих нарушений исследователи называют факторы внешнего воздействия, физиологические, социальные и психологические факторы в комплексе, где социальные факторы существенно влияют на возникновение дисгармоний в развитии несовершеннолетнего ребенка. В научной литературе описываются различные причины нарушения поведения у детей, однако общепризнанной классификации отклоняющегося поведения нет. Например, С.А. Беличева отмечает следующие факторы: Ø индивидуальный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию ребенка; Ø социально-психологический фактор – раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего ребенка со своим ближайшим окружением в семье, в образовательно-воспитательном учреждении и т.д.; Ø личностный фактор – появляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, образовательного учреждения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; Ø социальный фактор – социальные и социально-экономические условия существования в обществе. Рассмотрим две сферы рисков социально-психологического фактора, которые способствуют развитию нарушений поведения у детей: Ø семья; Ø дошкольные образовательные учреждения. Семейные факторы значительно воздействуют на гармоничное развитие и социализацию ребенка. Семья является ключевым условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психоэмоционального развития. Обычно, когда возникает проблемная ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние детей было благополучным. Детское неблагополучие в эмоциональной сфере проявляется в агрессии, неуправляемости или тревожности, неуверенности, замкнутости или склонности к страхам. Накопление отрицательных эмоций также отражается на соматическом здоровье ребенка. При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Неадекватные условия социального развития не только обостряют все проявления нарушения в поведении, но и ухудшают взаимоотношения ребенка с окружающими. Дети, живущие в неблагоприятных социальных условиях, обычно не только склонны к нарушению поведения, но и отстают в развитии, потом имеют проблемы в обучении, нередко склонны к асоциальным поступкам. Также психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребенка, как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психоэмоциональном развитии детей. К социальным семейным факторам относятся и неблагоприятные бытовые условия, наличие в семье инвалидов, хронических больных или престарелых, также нуждающихся в уходе, члены семьи, находящиеся в алкогольной зависимости, лиц с асоциальными проявлениями являются свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи. Необходимо обратить внимание на семьи с одной матерью, которая вынуждена работать, уделяя при этом воспитанию и уходу за ребенком минимум внимания. Факторы, связанные с дошкольным образовательным учреждением, составляют ту социальную среду, в которой дети находятся продолжительное время. Нередко педагоги и другие взрослые, находящиеся рядом с ребенком в учреждении, являются причиной возникающих проблем в эмоционально-поведенческой сфере и познавательной деятельности детей. Дело в том, что на детей зачастую оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные действия воспитательного характера, но и особенности поведения взрослых, находящихся рядом в течение всего дня. Для того, чтобы некорректное поведение взрослых образовательного учреждения не являлось источником агрессивного поведения ребенка, необходимо соблюдать некоторые правила: – воспитывать детей без раздражения, криков, наказаний (особенно жёстких), которые могут резко ухудшать состояние ребёнка; – справедливо оценивать поступки ребёнка; – признавать безусловную ценность маленькой личности и уважительно к ней относиться; – не обсуждать просмотренные ранее фильмы ужасов и не отзываться негативно в сторону других людей и так далее. Необходимо помнить, что дети очень тонко чувствуют и четко реагируют на настроение окружающих его людей, даже если взрослые этого и не замечают. Поэтому в целях эффективной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста необходимо изучить комплекс причин, вызывающих возникновение отклонений в поведении ребенка. А также педагогическому коллективу необходимо систематически повышать уровень своей профессиональной компетентности по вопросам профилактики эмоциональных нарушений в поведении несовершеннолетних детей дошкольного возраста. К необходимым условиям в работе педагогов, которые позволят снизить напряжение и наладить взаимодействие с ребенком, можно отнести спокойствие, терпение и доброжелательность всех взрослых, даже в самых трудных ситуациях. Таким образом, устранение неблагоприятного воздействия социально-психологических факторов или смягчение их влияния на развитие ребенка будет способствовать более правильному и гармоничному его развитию, а также снизит риск возникновения нарушенного формирования личности и нервно-психической сферы. Литература 1. Безруких М.М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 2. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие для педагогов, дефектологов, психологов и детских врачей. – М.: Секачев, 2014. 3. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 4. Синицина О.Б. Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. – №3 – 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.