Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Оценка 4.9

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Оценка 4.9
Лекции
docx
география
5 кл—11 кл
02.12.2018
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
В статье "Особенности преподавания географического краеведения" даны методические рекомендации о том, как можно использовать краеведческий аспект в преподавании физической географии. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Учи географией, а не учи географию - основной девиз статьи.
Особенности преподавания географического краеведения.docx
Особенности преподавания географического краеведения. Изучение   краеведения   в   школе   является   одним   из   основных   источников   обогащения учащихся   знаниями   о   родном   крае,   воспитания   любви   к   нему,   формирования   гражданских позиций   и   навыков.   Оно   играет   существенную   педагогическую   роль   в   нравственном, эстетическом,   трудовом,   политическом   воспитании,   является   интегрирующим   звеном   между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.  Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами воспитания,   требованиями   учебных   программ,   особенностями   исторического   прошлого, конкретными   природными   и   социально­экономическими   условиями   родного   края.   Школьное краеведение, как система в учебно­воспитательной работе, проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти   направления,   представляя   собой   части   целого,   являются   основными   структурными элементами   общешкольного   краеведения,   тесно   связаны   между   собой,   как   по   своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.  Однако, ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А. С. Барков   считал,   что     объект   и   методы   изучения   географии   и   краеведения   совпадают: «Географическое изучение местного края нужно для всех специалистов­предметников, а географ может   и   должен,   увязывая   разные   наблюдения   с   географией,   явиться   естественным объединяющим   центром   общей   краеведческой   работы»   [2].  Л.С.   Берг   называл   краеведение географией родного края: «Краевед изучает не природу вообще, а природу своего края» [1].  Преподавание географии в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория.   Сам   термин   “краеведение”   означает,   что   изучается   территория,   определяемая понятием “родной край”. Главная цель географического  краеведения – формирование личности, осознающей себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без изучения родного края.   Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней, посредством знаний о своем крае, прививается соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. В преподавании географии,   краеведение является одним из средств воспитывающего обучения [26]. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий.   Материал   о   природе   края,   хозяйственной   деятельности   местного   населения   может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках. В своем крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико­ и   экономико­географическом   познании   учащимися   в   учебно­воспитательных   целях определенной   территории   своего   края   по   разным   источникам   и   на   основе   наблюдений   под руководством   преподавателя   [26].   Учитель,   руководствуясь   учебной   программой,   составом учащихся и местными возможностями, определяет объекты для исследования, виды и методы работы, направляет на изучение края учеников и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель ­ сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно   из   условий,   обеспечивающих   преподавание   географии   на   конкретном   жизненном материале.  Основные краеведческие факторы активизации учебно­воспитательной работы: 1).   Краеведческий   материал,   как   источник   познавательного   интереса   учащихся, способствующий   осознанному   пониманию   причинно­следственных   связей   в   природных   и экономических процессах. 2).  Осуществление на практике связи обучения и воспитания с жизнью и трудом. 3). Решение учебно­практических задач посредством создания проблемной ситуации, как источника активизации мысленной деятельности учащихся. 4). Использование в учебно­воспитательной работе добытых школьниками краеведческих знаний   посредством   организации   наблюдений   за   природными   и   социально­экономическими явлениями родного края. 5). Организация работ по поисково­исследовательской деятельности: походы по родному краю,   учебные   и   внепрограммные   экскурсии,   тематические   экспедиции,   олимпиады   и конференции. 6). Система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (составление отчётов о поисковой деятельности, оформление краеведческого материала, подготовка презентаций). 7).   Участие   школьников   в   общественно­полезной   деятельности,   мероприятиях, посвящённых охране природы. [20] Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему педагогическому значению и целевым установкам оба   эти   направления   тесно   связаны   между   собой,   дополняют   друг   друга,   но   различны   по содержанию   и   приёмам   работы.   Внеклассная   краеведческая   работа   проводится   посредством экскурсий,   туристических   походов,   кружковой   работы.   Задача   учителя   заключается   в   том, чтобы   активизировать   внеурочную   учебно­краеведческую   работу,   как   промежуточное   звено учебного и внеклассного краеведения. В этих целях возможно практиковать следующие формы внеурочного краеведения:  ­   наблюдение   учащихся   за   природно­экономическими   явлениями   и   процессами   своей местности;  ­ природоведческие и производственные экскурсии;   ­ индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов;   ­ организация внеклассного чтения учащимися научной и художественной краеведческой литературы. Краеведческий материал можно собирать посредством экскурсий   на промышленные и природные   объекты   родного   края   и   туристических   походов.   Краеведение   способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс[26].  Краеведческие походы и экскурсии помогают   учителю   лучше   узнать   своих   воспитанников,   так   как   возникает   непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир   школьников.   Совместная   поисковая   деятельность   в   процессе   краеведческой   работы способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, взаимопомощи, учит работать в коллективе. В походе происходит непосредственный контакт ребёнка с природой, приходит понимание учащимися  окружающей природной среды и природных ресурсов. Ведь недаром великий русский педагог  К.Д. Ушинский говорил: « Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать  влиянию педагога, и   день,   проведённый   среди   рощ   и   полей,   стоит   многих   недель,   проведённых   на   школьной скамье». Краеведческий подход в преподавании географии и внеклассная краеведческая работа являются   важнейшим   средством   развития   у   учащихся   чувства   патриотизма.   В   организации краеведческой   работы   патриотическое   воспитание   тесно   переплетается   с   эстетическим воспитанием.   Раскрывая  перед   учащимися  красоту  родной   природы,     учитель  пробуждает  у школьников   чувство   восхищения   и   искренней   любви   к   своему   родному   краю,   учит   видеть прекрасное в окружающей природе, беречь и охранять её. Основной   проблемой   географического   образования   является   разрыв   между теоретическими   знаниями   и   их   практическим   воплощением.   Школьники   изучают   огромную массу   понятий,   но   на   практике   сталкиваются   лишь   с   малой   частью   изучаемого   материала. Учащиеся при   изучении того или иного учебного материала, знакомятся с географическими моделями и фотографиями природных объектов, с которыми редко   сталкиваются в жизни. Поэтому школьное географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв между теорией и практикой.   В   процессе   краеведческой   работы   учащиеся   самостоятельно   усваивают   учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.      В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края  и заключается суть краеведческого   принципа   в   обучении.  То   есть,   при   изучении  «своего   края»   или  «своей местности» у учащихся складываются представления о многих объектах, явлениях и процессах, составляющих основу для формирования понятий  мировоззренческого характера и недоступных для   непосредственного   наблюдения.   Тем   самым,   краеведческий   принцип   даёт   возможность строить  преподавание  согласно дидактическому правилу:  «от известного  к неизвестному, от близкого к далекому»[19]. Благодаря краеведению, в частности в географии, решается важная педагогическая   проблема   соединения   обучения   с   жизнью.   Краеведение   помогает   показать практическое значение теоретических знаний, приобретаемых в школе.  Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных регионов России и зарубежных стран. Познавательный опыт даёт учащимся   возможность   сравнивать   изучаемые   факты   со   своими   жизненными   наблюдениями, вычленять из них сходства и различия. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том,   чтобы   дать   возможность   учащимся   в   знакомой   местности,   в   повседневной   обстановке наблюдать   географическую   действительность   в   соотношениях   и   связях   ее   отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки [26].  Основными   задачами   географического   краеведения,   направленными   на   практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью являются: ­  всестороннее   изучение   учащимися   природных   и   социально­экономических   условий родного края;   ­   использование   добытых   краеведческих   знаний,   практических   умений   и   навыков учащихся   в   целях   глубокого   и   осмысленного   усвоения   учебного   материала   и   активизации учебно­воспитательной работы. В   осуществлении   краеведческого   аспекта   в   преподавании   немалую   роль   играет перспективное   тематическое   планирование   в   организации   учебных   занятий.   В   нем   особенно тщательно   продумывается   вопрос   о   том,   как   будет   проводиться   связь   с   краеведением.   Для получения   лучших   педагогических  результатов   при  планировании   учебной   темы  необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он органически включился в содержание темы и был доступным для понимания. Задача учителя ­   «специально»   спланировать   работы   по   краеведению,   чтобы   они   обеспечили   достаточными примерами и бесспорными выводами понимание изучаемой темы урока. Краеведческий материал должен подводить учащихся к теоретическим обобщениям и связям, которые предусматривает изучаемая тема. На   уроке,   во   время   изучения   соответствующей   темы,   можно   и   нужно   использовать собранный   краеведческий   материал,   тем   самым,   неотрывно   связывать   внеклассную краеведческую   работу   с   классным   занятием.   Увязка   местного   материала   с   программным материалом   осуществляется   различными   методами   и   приемами   в   зависимости   от   темы, содержания и структуры урока. Постановка вопросов о географических явлениях, или объектах своего   края,   для   сравнения   их   с   изучаемыми   явлениями   или   объектами   в   целях   лучшего усвоения понятий ­ наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала   в   учебные   занятия.   Учащиеся   лучше   понимают   различия   и   причины   изменения   в климатах   и   погоде   отдельных   районов,   областей,   стран   и   континентов,   когда   ведут систематические наблюдения за погодой своей местности, на основе материалов наблюдений вычерчивают   графики   изменения   температуры   воздуха,   давления,   влажности   воздуха. Представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их наблюдения  (описания   рельефа   своего   района).   С  учебными   задачами   изучения   географии   в старших   классах   связана   подготовка   докладов   и   сообщений   о   характеристике   и   общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления.[19]  Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем лучше он помогает учащимся усвоить школьный   курс   географии,   тем   выше   его   педагогическая   ценность.   Школьнику   легче воспроизводить виденное в действительности, связывая его с рассказом учителя, потому что зрительно­двигательное   запоминание   у   детей   развито   сильнее.   Китайская   пословица   гласит: «Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне ­ и я запомню, вовлеки меня ­ и я научусь». Благодаря краеведению, преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не  на “словесных  схемах”,  из  чего  следует, что краеведение  должно служить  преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не  быть только связанным с работой в краеведческих кружках,   с   ограниченной   группой   учащихся,   или   с   турпоходом,   так   же   охватывающим небольшое количество школьников. По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала,   рассчитанные   на   большую   самостоятельность   в   работе,   например:   сочинения   о географии своего края, составление карт и графиков[26]. Большое значение в использовании краеведческого подхода на уроках географии имеет изучение   местного   топонимического   материала.   Топонимикой   называется   объяснение происхождения   и   смысла   географических   названий.   По   образному   выражению   известного русского ученого Н. Надеждина: «Топонимика ­ язык земли». «Земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре» ­ говорил Н. Надеждин. Объяснение географических названий позволяет не только удовлетворить любознательность школьников, оно зачастую   является   и   средством,   способствующим   успешному   закреплению   необходимых познаний в области географии. Объяснение того или иного географического названия вызывает ассоциации, название приобретает смысловую значимость, что в свою очередь дает возможность расширять кругозор учащихся, помогает запомнить ряд фактов и событий. В педагогическом отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов: например, откуда взялись названия Таганай, Тесьма и т.д. Учитель поясняет их   происхождение   и   смысл,   составляет   краткие   справки   об   объектах,   существующих   под определенными названиями. Обычно, у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края, тем самым мотивируется ведение топонимического словаря, чтение краеведческой литературы, использование топографической карты.  Говоря о школьном географическом краеведении, нельзя забывать об исследовательской деятельности школьников. Знания, полученные на опыте собственного исследования ­ самый эффективный путь познания. Главной отличительной особенностью школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих   формированию   у   учащихся   опыта   творческой   деятельности   –   одного   из важнейших компонентов содержания образования. Среди многообразия форм изучения своего края, таких как программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки   территории,   метеорологические   и   гидрологические   наблюдения,   почвенные исследования и т.д.), туристические походы, краеведческие кружки хочется выделить метод проектного обучения. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского   педагога   П.Ф.   Каптерева,   который   считал,   что   проектное   обучение   направлено   на всестороннее   упражнение   ума   и   развитие   мышления.   Основная   цель   проектного   обучения   ­ самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем. Его неоспоримое достоинство ­ осязаемый результат творческой деятельности школьников.  Работа   над   проектом   происходит   под   руководством   учителя,   который   учитывает информационную   и   социальную   значимость   темы   проекта   для   учащихся,   наличие   в   проекте воспитательного   материала,   связь   с   изучаемыми   темами   школьного   курса   географии, возможность постановки проблемы и реализации межпредметных связей, а так же время года, поскольку использования ряда методик требует определённого состояния природных объектов. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием. В процессе работы учащиеся овладевают терминологией по теме проекта, изучают литературу, разрабатывают   программу   и   овладевают   методами   исследования.  Новизну   полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия. По окончании отчётно­оформительских   работ,   проводится   защита   и   обсуждение   готовой   работы   в   классе. Грамотное руководство учителя, при исследовательской деятельности учащихся, создаёт такую ситуацию, в которой он (учитель) теряет своё значение главного источника знаний и становится организатором познавательной деятельности учеников.  Таким образом, мы определили, что главной особенностью краеведения в преподавании географии является связь между насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы[26]. Очень важно, чтобы эта работа органически вписывалась в весь учебный процесс, а краеведческий материал стал бы исходным   при   изучении   различных   тем   географии.   Если   в   процессе   беседы   предлагаемые учителем   вопросы   о   своем   крае   будут   органически   связаны   с   изучаемым   по   программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. То есть, наряду с объяснительно­иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное   значение   имеет   организация   систематических   наблюдений   за   природно­ экономическими   явлениями   своей   местности,   поисковая   и   исследовательская     деятельность учащихся,   проведение   различных   практических   работ.  Использование   на   уроках   предметов, характеризующих  жизнь людей  и природу  своего  края, разъяснение происхождения  местных географических названий способствует усвоению учебной программы. Важнейший   раздел   исследования   ­   это   изучение   природных   условий   родного   края (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, почвенный покров, растительный и животный мир). Национальный парк «Таганай» с его   разнообразными природными   условиями,   может   и   должен   стать   источником   краеведческого   материала   при изучении географии. Занятия можно проводить в форме реальных и виртуальных экскурсий по Таганаю,   с   опорой   на   презентацию,     подготовленную   в   соответствии   с   темой   урока.   Новый материал будет восприниматься более доступно на таком занятии, так как привлечение сведений о   своем   крае,   вызывает   у   учащихся   большее   внимание   и   интерес   предмету.   Краеведческий материал, собранный во время экскурсий по национальному парку «Таганай» поможет легче усвоить   географию   своего   района,   а   так   же   стать   дидактическим   материалом   при   изучении географии России и зарубежных стран. Рекомендую следующие задания для исследовательской деятельности школьников в изучении природных объектов национального парка «Таганай»: Геология:  Исследовать  геологическую   историю   Таганая.  Подготовить   сообщение   о горных   породах   Таганая,   к   каким   видам   они   относятся?   Рассказать   о   геоморфологических памятниках парка. Рельеф:  Описать рельеф национального парка «Таганай»,  выяснить, как образовались основные формы поверхности, нанести на контурную карту основные вершины Таганая.  Климат. Подготовить сообщение о климате таганайского высокогорья и долин. Почему он различен? Воды. Назвать реки, источники Таганая, к каким бассейнам они относятся?  Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима данных рек. Рассказать о гидрологических памятниках парка. Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории парка. Описать почвы по почвенно­ботаническому профилю. Объяснить смену почв в зависимости от высоты таганайских горных хребтов. Растительность.  Описать природную растительность в пределах национального парка Таганай. Какого типа леса произрастают в этой области? Какие виды деревьев образуют верхний ярус леса, какие виды кустарников находятся в подлеске. Чем образован наземный покров леса? Какие растения занесены в Красную книгу? Животный  мир.  Выяснить,   какие   животные   водятся   в   национальном   парке   Таганай, выявить влияние горного ландшафта на животных. Какие животные занесены в Красную книгу? Охрана природы: Когда и с какой целью основан национальный парк Таганай? Описать топонимы парка. Какие достопримечательности парка вам известны?  В   качестве   конечного   результата   исследования   национального   парка   «Таганай»   перед учениками   можно   поставить   задачу   ­   составление   физико­географической   характеристики природно­территориального комплекса.   Краеведческий   подход   в   преподавании   географии   даёт   возможности   для   практики   и эксперимента.   Географическое   краеведение   учит   школьников   самостоятельно   творчески мыслить,   быть   способными   генерировать   новые   идеи,   выдвигать   гипотезы   и   искать   пути рационального решения проблем, устанавливать закономерности и делать аргументированные выводы, грамотно работать с источниками информации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1.   Берг   Л.С.   Предмет   и   задачи   краеведения   /Как   изучать   свой   край   .Сборник   статей   по краеведению//   под   ред.С.А.Советова   ,Н.А.Кузнецова   [электронный   ресурс]   Л:   Брокгауз­ Ефрон,1926­С.9­14 ­  http://www.landscape.edu.ru/book_berg_1925­1926.shtml 2. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии/  М.: Изд­во АПН РСФСР, 1961­ 264с. 3. Беседин В.Б. Национальный парк «Таганай» / Челябинская область: туристские ресурсы. Ред.­ сост. В.Б. Беседин и др.­ Челябинск: Абрис, 2000­ С.11 4.   Братухин   С.В.,   Безносов   В.Н.   Мониторинг   природных     комплексов   на   территории национального   парка   «Таганай»:   Тезисы   докладов   научной   конф.   «Водные   экосистемы   и организмы ­6». М.: МАКСПресс, 2004. 5. Братухина М.Ю., Мазепа В.С., Моисеев П.А., Шиятов С.Г. Изменения климата и их влияние на   горные   экосистемы   национального   парка   «Таганай»   за   последние   столетия   //   Влияние изменения климата на экосистемы. Выпуск 5. М: Русский ун­т, 2001­с.16­31. 6.  Добров   А.В.   Экологическими   тропами   Урала/   Добров   А.В.   ,Середа   М.С,   Златоуст: «Меридиан». 2001­ 10 с. 7. Зенина О.В. Красная книга национального парка «Таганай»/ Зенина О.В., Середа М.С.­ LAP Lamberi Academie Publishen, 2016. 8.   Зенина   О.В.   Особенности   формирования   высокогорной   флоры   Таганайского   горного комплекса   в   историческом   аспекте   фитогеографии  //  Научный   сборник   статей   «Изучение природы Южного Урала». ­ ФГУ «Заповедник «Шульган­Таш». 2010 г. 9. Зенина О.В. Характеристика болотной флоры Национального парка «Таганай». // Материалы тезисов   конференции   «IV   Косиковские   краеведческие   чтения   «Золотые   россыпи   былого».– Златоуст: Городской краеведческий музей. 2010­90 с.  10.  Козлов  А.В.  Таганай/  Козлов  А.В.,  Середа  М.С.    Златоуст:   «Златоустовский  рабочий», 2001­ 48 с. 11.  Козлов А.В., Середа М.С. Большой Таганай// Челябинская область. Энциклопедия. Т. 1 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2003 ­ 999 с.  12. Козлов А.В., Середа М.С. Долина Сказок // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004­672 с. 13. Козлов А.В., Середа М.С. Ицыл. //  Челябинская область. Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004­672 с.  14. Козлов А.В., Середа М.С. Круглица. //  Челябинская область. Энциклопедия. Т. 3 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004­ 800 с. 15. Козлов А.В., Середа М.С. Откликной гребень.//Челябинская область. Энциклопедия. Т. 4/ Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2005­832с. 16. Козлов А.В., Середа М.С. Подставка Луны. // В журнале «Охотник». М.: «Красная звезда», № 11, 2004. с. 32­34. 17. Козлов А.В., Середа М.С. Три Брата. //  Челябинская область. Энциклопедия. Т. 6 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2006­920с.  18.  Национальный парк «Таганай» / В журнале СИТЕС «Отдых в России». № 8. Тверь: ООО НТИФ Студия­С. 2003. с. 56­57. 19.   Никонова     М.А.   Краеведение:   учебное     пособие   для   высших   педагогических     учебных заведений/ М. А. Никонова.­М: Издательский центр «Академия», 2009 ­ 192 с. 20. Сафиуллин А.3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей/ А.З. Сафиуллин ­ М.: Просвещение, 1979­ 127с. 21.  Середа   М.С.   Геологические   памятники   национального   парка   «Таганай»,   их   ценности   и охрана // «Проблемы геологической и минерагенической корреляции в сопредельных районах России, Китая и Монголии»: Труды VII­го междунар. симпоз., Чита, 22­24 мая 2007. – ЗабГГПУ, 2007­ с. 205­209. 22. Середа М.С. Затерянная аномалия / Легенды и были Таганая.  Ред. Козлов А.В. Златоуст: ООО «ФотоМир», 2005­ С. 16­22. 23. Середа М.С. Минеральные ресурсы национального парка «Таганай» и его окрестностей  // Научный сборник статей «Изучение природы Южного Урала». ­ ФГУ «Заповедник «Шульган­ Таш». 2010 г.  24. Середа М.С. Таганай. //  Челябинская область. Энциклопедия. Т.6/ Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2006­920. 25.   Середа   М.С.,   Шестакова   О.Ю.   Экологическое   образование   школьников   на   базе   Музея Природы национального парка «Таганай». // Материалы тезисов конференции «IV Косиковские краеведческие чтения «Золотые россыпи былого». – Златоуст: Городской краеведческий музей. 2010­ 90 с. 26. Строев К.Ф. Краеведение/ К.Ф.Строев ­ М.: «Просвещение»   ­ 1974 с.142 27.  Умнов  А.Ю. Результаты  предварительного гидробиологического  исследования  водотоков национального парка «Таганай / А.Ю. Умнов // Ученые записки Ул ГУ. Сер. Экология. Выпуск 2. – Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 137­144. 28.   Шмидт   С.О.   Краеведение   воспитывает   преданность   своей   Родине//   Известия­2003.­23 декабря. 29. http://www.zlatoust.ru/a/taganay2/  30. http://www.taganay.org/

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".

Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2018