Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Оценка 4.9
Лекции
docx
география
5 кл—11 кл
02.12.2018
В статье "Особенности преподавания географического краеведения" даны методические рекомендации о том, как можно использовать краеведческий аспект в преподавании физической географии. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Учи географией, а не учи географию - основной девиз статьи.
Особенности преподавания географического краеведения.docx
Особенности преподавания географического краеведения.
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения
учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских
позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,
эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между
учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи. Содержание,
организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами
воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого,
конкретными природными и социальноэкономическими условиями родного края. Школьное
краеведение, как система в учебновоспитательной работе, проводится в плане географического,
исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все
эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными
элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой, как по своему
содержанию, так и по форме организации и методам проведения. Однако, ни в какой другой
науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А. С.
Барков считал, что
объект и методы изучения географии и краеведения совпадают:
«Географическое изучение местного края нужно для всех специалистовпредметников, а географ
может и должен, увязывая разные наблюдения с географией, явиться естественным
объединяющим центром общей краеведческой работы» [2]. Л.С. Берг называл краеведение
географией родного края: «Краевед изучает не природу вообще, а природу своего края» [1].
Преподавание географии в учебном плане не обходится без включения в него элементов
краеведения. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность,
территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая
понятием “родной край”. Главная цель географического краеведения – формирование личности,
осознающей себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это
невозможно без изучения родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и
именно в ней, посредством знаний о своем крае, прививается соответственное отношение к тому,
что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. В
преподавании географии, краеведение является одним из средств воспитывающего обучения
[26]. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических
понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может
использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках. В своем крае имеется больше
возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико
и экономикогеографическом познании учащимися в учебновоспитательных целях
определенной территории своего края по разным источникам и на основе наблюдений под
руководством преподавателя [26]. Учитель, руководствуясь учебной программой, составом
учащихся и местными возможностями, определяет объекты для исследования, виды и методы
работы, направляет на изучение края учеников и руководит их работой. Поэтому успешные
результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам
краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Школьное краеведение необходимо
рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как
одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном
материале.
Основные краеведческие факторы активизации учебновоспитательной работы:
1). Краеведческий материал, как источник познавательного интереса учащихся,
способствующий осознанному пониманию причинноследственных связей в природных и
экономических процессах.
2). Осуществление на практике связи обучения и воспитания с жизнью и трудом.
3). Решение учебнопрактических задач посредством создания проблемной ситуации, как
источника активизации мысленной деятельности учащихся.
4). Использование в учебновоспитательной работе добытых школьниками краеведческих
знаний посредством организации наблюдений за природными и социальноэкономическими
явлениями родного края.
5). Организация работ по поисковоисследовательской деятельности: походы по родному
краю, учебные и внепрограммные экскурсии, тематические экспедиции, олимпиады и
конференции.
6). Система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (составление отчётов
о поисковой деятельности, оформление краеведческого материала, подготовка презентаций).
7). Участие школьников в общественнополезной деятельности, мероприятиях,
посвящённых охране природы. [20]
Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и
внеклассная краеведческая работа. По своему педагогическому значению и целевым установкам
оба эти направления тесно связаны между собой, дополняют друг друга, но различны по
содержанию и приёмам работы. Внеклассная краеведческая работа проводится посредством
экскурсий, туристических походов, кружковой работы. Задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебнокраеведческую работу, как промежуточное звено
учебного и внеклассного краеведения. В этих целях возможно практиковать следующие формы
внеурочного краеведения:
наблюдение учащихся за природноэкономическими явлениями и процессами своей
местности;
природоведческие и производственные экскурсии;
индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и
хозяйственных объектов;
организация внеклассного чтения учащимися научной и художественной краеведческой
литературы.
Краеведческий материал можно собирать посредством экскурсий на промышленные и
природные объекты родного края и туристических походов. Краеведение способствует
соединению обучения и воспитания в единый процесс[26]. Краеведческие походы и экскурсии
помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное
общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный
мир школьников. Совместная поисковая деятельность в процессе краеведческой работы
способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, взаимопомощи, учит
работать в коллективе. В походе происходит непосредственный контакт ребёнка с природой,
приходит понимание учащимися окружающей природной среды и природных ресурсов. Ведь
недаром великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: « Прекрасный ландшафт имеет такое
огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога,
и день, проведённый среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на школьной
скамье».
Краеведческий подход в преподавании географии и внеклассная краеведческая работа
являются важнейшим средством развития у учащихся чувства патриотизма. В организации
краеведческой работы патриотическое воспитание тесно переплетается с эстетическим
воспитанием. Раскрывая перед учащимися красоту родной природы, учитель пробуждает у
школьников чувство восхищения и искренней любви к своему родному краю, учит видеть
прекрасное в окружающей природе, беречь и охранять её.
Основной проблемой географического образования является разрыв между
теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную
массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с малой частью изучаемого материала.
Учащиеся при изучении того или иного учебного материала, знакомятся с географическими
моделями и фотографиями природных объектов, с которыми редко сталкиваются в жизни. Поэтому школьное географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв между теорией и
практикой. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный
материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности
и расширяют общеобразовательные знания.
В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и
навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края и заключается суть
краеведческого принципа в обучении. То есть, при изучении «своего края» или «своей
местности» у учащихся складываются представления о многих объектах, явлениях и процессах,
составляющих основу для формирования понятий мировоззренческого характера и недоступных
для непосредственного наблюдения. Тем самым, краеведческий принцип даёт возможность
строить преподавание согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному, от
близкого к далекому»[19]. Благодаря краеведению, в частности в географии, решается важная
педагогическая проблема соединения обучения с жизнью. Краеведение помогает показать
практическое значение теоретических знаний, приобретаемых в школе. Имея представление о
природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать
географию более отдаленных регионов России и зарубежных стран. Познавательный опыт даёт
учащимся возможность сравнивать изучаемые факты со своими жизненными наблюдениями,
вычленять из них сходства и различия. Главное назначение краеведческого принципа состоит в
том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке
наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных
компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на
полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки [26].
Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое
осуществление связи обучения и воспитания с жизнью являются:
всестороннее изучение учащимися природных и социальноэкономических условий
родного края;
использование добытых краеведческих знаний, практических умений и навыков
учащихся в целях глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации
учебновоспитательной работы.
В осуществлении краеведческого аспекта в преподавании немалую роль играет
перспективное тематическое планирование в организации учебных занятий. В нем особенно
тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для
получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо
провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он органически включился в содержание темы и был доступным для понимания. Задача учителя
«специально» спланировать работы по краеведению, чтобы они обеспечили достаточными
примерами и бесспорными выводами понимание изучаемой темы урока. Краеведческий материал
должен подводить учащихся к теоретическим обобщениям и связям, которые предусматривает
изучаемая тема.
На уроке, во время изучения соответствующей темы, можно и нужно использовать
собранный краеведческий материал, тем самым, неотрывно связывать внеклассную
краеведческую работу с классным занятием. Увязка местного материала с программным
материалом осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы,
содержания и структуры урока. Постановка вопросов о географических явлениях, или объектах
своего края, для сравнения их с изучаемыми явлениями или объектами в целях лучшего
усвоения понятий наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого
материала в учебные занятия. Учащиеся лучше понимают различия и причины изменения в
климатах и погоде отдельных районов, областей, стран и континентов, когда ведут
систематические наблюдения за погодой своей местности, на основе материалов наблюдений
вычерчивают графики изменения температуры воздуха, давления, влажности воздуха.
Представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их
наблюдения (описания рельефа своего района). С учебными задачами изучения географии в
старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих
закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного
проявления.[19]
Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем лучше он помогает учащимся усвоить
школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность. Школьнику легче
воспроизводить виденное в действительности, связывая его с рассказом учителя, потому что
зрительнодвигательное запоминание у детей развито сильнее. Китайская пословица гласит:
«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь». Благодаря
краеведению, преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а
не на “словесных схемах”, из чего следует, что краеведение должно служить преподаванию
географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих
кружках, с ограниченной группой учащихся, или с турпоходом, так же охватывающим
небольшое количество школьников.
По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого
материала, рассчитанные на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о
географии своего края, составление карт и графиков[26]. Большое значение в использовании краеведческого подхода на уроках географии имеет
изучение местного топонимического материала. Топонимикой называется объяснение
происхождения и смысла географических названий. По образному выражению известного
русского ученого Н. Надеждина: «Топонимика язык земли». «Земля есть книга, где история
человечества записана в географической номенклатуре» говорил Н. Надеждин. Объяснение
географических названий позволяет не только удовлетворить любознательность школьников, оно
зачастую является и средством, способствующим успешному закреплению необходимых
познаний в области географии. Объяснение того или иного географического названия вызывает
ассоциации, название приобретает смысловую значимость, что в свою очередь дает возможность
расширять кругозор учащихся, помогает запомнить ряд фактов и событий. В педагогическом
отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания
событий и фактов: например, откуда взялись названия Таганай, Тесьма и т.д. Учитель поясняет
их происхождение и смысл, составляет краткие справки об объектах, существующих под
определенными названиями. Обычно, у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий
и имен в географии родного края, тем самым мотивируется ведение топонимического словаря,
чтение краеведческой литературы, использование топографической карты.
Говоря о школьном географическом краеведении, нельзя забывать об исследовательской
деятельности школьников. Знания, полученные на опыте собственного исследования самый
эффективный путь познания. Главной отличительной особенностью школьного географического
краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера,
способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из
важнейших компонентов содержания образования. Среди многообразия форм изучения своего
края, таких как программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности
(съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные
исследования и т.д.), туристические походы, краеведческие кружки хочется выделить метод
проектного обучения. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося
русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на
всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Основная цель проектного обучения
самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем. Его неоспоримое достоинство
осязаемый результат творческой деятельности школьников.
Работа над проектом происходит под руководством учителя, который учитывает
информационную и социальную значимость темы проекта для учащихся, наличие в проекте
воспитательного материала, связь с изучаемыми темами школьного курса географии, возможность постановки проблемы и реализации межпредметных связей, а так же время года,
поскольку использования ряда методик требует определённого состояния природных объектов.
Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть
решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием. В
процессе работы учащиеся овладевают терминологией по теме проекта, изучают литературу,
разрабатывают программу и овладевают методами исследования. Новизну полученного
результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия. По окончании
отчётнооформительских работ, проводится защита и обсуждение готовой работы в классе.
Грамотное руководство учителя, при исследовательской деятельности учащихся, создаёт такую
ситуацию, в которой он (учитель) теряет своё значение главного источника знаний и становится
организатором познавательной деятельности учеников.
Таким образом, мы определили, что главной особенностью краеведения в преподавании
географии является связь между насыщением местным географическим материалом учебной
программы и выполнением определенной краеведческой работы[26]. Очень важно, чтобы эта
работа органически вписывалась в весь учебный процесс, а краеведческий материал стал бы
исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые
учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе
материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. То
есть, наряду с объяснительноиллюстративными методами и эвристической беседой большое
познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно
экономическими явлениями своей местности, поисковая и исследовательская деятельность
учащихся, проведение различных практических работ. Использование на уроках предметов,
характеризующих жизнь людей и природу своего края, разъяснение происхождения местных
географических названий способствует усвоению учебной программы.
Важнейший раздел исследования это изучение природных условий родного края
(геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, почвенный
покров, растительный и животный мир). Национальный парк «Таганай» с его разнообразными
природными условиями, может и должен стать источником краеведческого материала при
изучении географии. Занятия можно проводить в форме реальных и виртуальных экскурсий по
Таганаю, с опорой на презентацию, подготовленную в соответствии с темой урока. Новый
материал будет восприниматься более доступно на таком занятии, так как привлечение сведений
о своем крае, вызывает у учащихся большее внимание и интерес предмету. Краеведческий
материал, собранный во время экскурсий по национальному парку «Таганай» поможет легче
усвоить географию своего района, а так же стать дидактическим материалом при изучении географии России и зарубежных стран. Рекомендую следующие задания для исследовательской
деятельности школьников в изучении природных объектов национального парка «Таганай»:
Геология: Исследовать геологическую историю Таганая. Подготовить сообщение о
горных породах Таганая, к каким видам они относятся? Рассказать о геоморфологических
памятниках парка.
Рельеф: Описать рельеф национального парка «Таганай», выяснить, как образовались
основные формы поверхности, нанести на контурную карту основные вершины Таганая.
Климат. Подготовить сообщение о климате таганайского высокогорья и долин. Почему
он различен?
Воды. Назвать реки, источники Таганая, к каким бассейнам они относятся? Составить
характеристику небольшого участка реки и ее долины. Выяснить, каковы источники питания и
особенности годового режима данных рек. Рассказать о гидрологических памятниках парка.
Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории парка. Описать почвы по
почвенноботаническому профилю. Объяснить смену почв в зависимости от высоты таганайских
горных хребтов.
Растительность. Описать природную растительность в пределах национального парка
Таганай. Какого типа леса произрастают в этой области? Какие виды деревьев образуют верхний
ярус леса, какие виды кустарников находятся в подлеске. Чем образован наземный покров леса?
Какие растения занесены в Красную книгу?
Животный мир. Выяснить, какие животные водятся в национальном парке Таганай,
выявить влияние горного ландшафта на животных. Какие животные занесены в Красную книгу?
Охрана природы: Когда и с какой целью основан национальный парк Таганай? Описать
топонимы парка. Какие достопримечательности парка вам известны?
В качестве конечного результата исследования национального парка «Таганай» перед
учениками можно поставить задачу составление физикогеографической характеристики
природнотерриториального комплекса.
Краеведческий подход в преподавании географии даёт возможности для практики и
эксперимента. Географическое краеведение учит школьников самостоятельно творчески
мыслить, быть способными генерировать новые идеи, выдвигать гипотезы и искать пути
рационального решения проблем, устанавливать закономерности и делать аргументированные
выводы, грамотно работать с источниками информации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Берг Л.С. Предмет и задачи краеведения /Как изучать свой край .Сборник статей по
краеведению// под ред.С.А.Советова ,Н.А.Кузнецова [электронный ресурс] Л: Брокгауз
Ефрон,1926С.914 http://www.landscape.edu.ru/book_berg_19251926.shtml
2. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии/ М.: Издво АПН РСФСР, 1961 264с.
3. Беседин В.Б. Национальный парк «Таганай» / Челябинская область: туристские ресурсы. Ред.
сост. В.Б. Беседин и др. Челябинск: Абрис, 2000 С.11
4. Братухин С.В., Безносов В.Н. Мониторинг природных
комплексов на территории
национального парка «Таганай»: Тезисы докладов научной конф. «Водные экосистемы и
организмы 6». М.: МАКСПресс, 2004.
5. Братухина М.Ю., Мазепа В.С., Моисеев П.А., Шиятов С.Г. Изменения климата и их влияние
на горные экосистемы национального парка «Таганай» за последние столетия // Влияние
изменения климата на экосистемы. Выпуск 5. М: Русский унт, 2001с.1631.
6. Добров А.В. Экологическими тропами Урала/ Добров А.В. ,Середа М.С, Златоуст:
«Меридиан». 2001 10 с.
7. Зенина О.В. Красная книга национального парка «Таганай»/ Зенина О.В., Середа М.С. LAP
Lamberi Academie Publishen, 2016.
8. Зенина О.В. Особенности формирования высокогорной флоры Таганайского горного
комплекса в историческом аспекте фитогеографии // Научный сборник статей «Изучение
природы Южного Урала». ФГУ «Заповедник «ШульганТаш». 2010 г.
9. Зенина О.В. Характеристика болотной флоры Национального парка «Таганай». // Материалы
тезисов конференции «IV Косиковские краеведческие чтения «Золотые россыпи былого».–
Златоуст: Городской краеведческий музей. 201090 с.
10. Козлов А.В. Таганай/ Козлов А.В., Середа М.С. Златоуст: «Златоустовский рабочий»,
2001 48 с.
11. Козлов А.В., Середа М.С. Большой Таганай// Челябинская область. Энциклопедия. Т. 1 /
Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2003 999 с.
12. Козлов А.В., Середа М.С. Долина Сказок // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 2 / Гл.
ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004672 с. 13. Козлов А.В., Середа М.С. Ицыл. // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. К.Н.
Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004672 с.
14. Козлов А.В., Середа М.С. Круглица. // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 3 / Гл. ред.
К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2004 800 с.
15. Козлов А.В., Середа М.С. Откликной гребень.//Челябинская область. Энциклопедия. Т. 4/
Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2005832с.
16. Козлов А.В., Середа М.С. Подставка Луны. // В журнале «Охотник». М.: «Красная звезда»,
№ 11, 2004. с. 3234.
17. Козлов А.В., Середа М.С. Три Брата. // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 6 / Гл. ред.
К.Н. Бочкарев. Челябинск: «Каменный пояс», 2006920с.
18. Национальный парк «Таганай» / В журнале СИТЕС «Отдых в России». № 8. Тверь: ООО
НТИФ СтудияС. 2003. с. 5657.
19. Никонова М.А. Краеведение: учебное пособие для высших педагогических учебных
заведений/ М. А. Никонова.М: Издательский центр «Академия», 2009 192 с.
20. Сафиуллин А.3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для
учителей/ А.З. Сафиуллин М.: Просвещение, 1979 127с.
21. Середа М.С. Геологические памятники национального парка «Таганай», их ценности и
охрана // «Проблемы геологической и минерагенической корреляции в сопредельных районах
России, Китая и Монголии»: Труды VIIго междунар. симпоз., Чита, 2224 мая 2007. – ЗабГГПУ,
2007 с. 205209.
22. Середа М.С. Затерянная аномалия / Легенды и были Таганая. Ред. Козлов А.В. Златоуст:
ООО «ФотоМир», 2005 С. 1622.
23. Середа М.С. Минеральные ресурсы национального парка «Таганай» и его окрестностей //
Научный сборник статей «Изучение природы Южного Урала». ФГУ «Заповедник «Шульган
Таш». 2010 г.
24. Середа М.С. Таганай. // Челябинская область. Энциклопедия. Т.6/ Гл. ред. К.Н. Бочкарев.
Челябинск: «Каменный пояс», 2006920.
25. Середа М.С., Шестакова О.Ю. Экологическое образование школьников на базе Музея
Природы национального парка «Таганай». // Материалы тезисов конференции «IV Косиковские
краеведческие чтения «Золотые россыпи былого». – Златоуст: Городской краеведческий музей.
2010 90 с.
26. Строев К.Ф. Краеведение/ К.Ф.Строев М.: «Просвещение» 1974 с.142 27. Умнов А.Ю. Результаты предварительного гидробиологического исследования водотоков
национального парка «Таганай / А.Ю. Умнов // Ученые записки Ул ГУ. Сер. Экология. Выпуск
2. – Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 137144.
28. Шмидт С.О. Краеведение воспитывает преданность своей Родине// Известия2003.23
декабря.
29. http://www.zlatoust.ru/a/taganay2/
30. http://www.taganay.org/
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Cтатья " Особенности преподавания географического краеведения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.