География как наука. Источники географических знаний.
Оценка 4.9

География как наука. Источники географических знаний.

Оценка 4.9
Лекции
pdf
география
10 кл—11 кл
03.05.2024
География как наука. Источники географических знаний.
География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации
География как наука. Источники географической информации..pdf

Введение. География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации Ход занятия

1.      Освоение теоретического материала: прочитать, выписать в тетрадь основные термины и понятия, схемы

2.      Выполнить домашнее задание

География как наука

Что изучает география и кто её придумал? В целом, география — это наука о Земле.

Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание».

Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь? С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет. Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них. Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов. Карта Эратосфена - Обитаемая Ойкумена

Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

             

География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.

Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

- формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи современной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

Мы живем в постоянно меняющемся мире. География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Многие считают, что в профессии заработок - это главное, но надо думать и о смысле работы, ее общественной полезности.  

География – одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) и социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, и социологические методы исследования.

Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.

Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира

Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.

Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.

Географы участвуют в решении многих таких вопросов:

1.      Угрожает ли миру перенаселение?

2.      Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?

3.      Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»?

4.      Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?

5.      Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?

6.      Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?

Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней дифференциации и появлению ряда научных направлений: ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных.

В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.

В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.

Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.

 

Традиционные и новые методы географических исследований

 

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

 

Географические методы

-  экспериментальные

-  моделирование

-  дистанционные (аэрокосмические)

-  географический прогноз

-  геоинформационные системы

-экспедиционный

-  картографический

-сравнительный

-математический

-статистический

-исторический

Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.

 

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)                 Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2)                 Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3)                 Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4)                 Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.

5)                 Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6)                 Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7)                 Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8)                 Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9)                 Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

Современные методы географических исследований: 1. Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние

деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

2.      Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво. Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС).

3.      Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

 

Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая

сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

           Данные (пространственные данные):

-                     позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

-                     непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

       Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);

       Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);

       Технологии (методы, порядок действий и т. д.);

       Операторы, администраторы, пользователи.

 

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много. Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научнопопулярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественногеографической информации, можно назвать:

  современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

  адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

  динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

  соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность; – объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

  верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники.

Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

  научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

  нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

  картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

  результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

  статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;

  архивные и фондовые материалы;

  электронные источники;

  результаты социологических исследований;

  данные мониторинговых исследований.

 

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.

 

Географическая карта – особый источник информации действительности

Географическая картаизображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Статистические материалы Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

 

Статистические материалы — это массовые количественные данные о важных указатели жизни общества и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель. Домашнее задание

1. Пройдите стартовое (входное) тестирование по экономической и социальной географии России

1. Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

1.      Швеция.

2.      Норвегия

3.      Литва

4.      Монголия

5.      Финляндия

6.      Армения

7.      Китай

8.      Белоруссия

9.      Туркмения

 

1. Город России с населением более 1 миллион человек:

1.      Мурманск

2.      Нижний Новгород

3.      Магадан

4.      Сочи

5.      Серпухов

6.      Киев

7.      Орел

8.      Южно-Сахалинск

9.      Минск

 

1. Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

1.      Канско-Ачинский

2.      Кузнецкий

3.      Подмосковный

4.      Донецкий

 

             

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

1.      Мурманск

2.      Санкт-Петербург

3.      Москва

4.      Магнитогорск

 

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

1.      Северный

2.      Северо - Кавказский

3.      Центральный

4.      Центрально-Черноземный

 

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории экономических районов России:

1.      Северо – Кавказский

2.      Уральский

3.      Дальневосточный

4.      Северный

 

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

1.      Отделка

2.      Производство суровья

3.      Производство волокна

4.      Производство пряжи

 

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

1.      Москва

2.      Саратов

3.      Пермь

4.      Ярославль

5.      Смоленск

6.      Хабаровск

7.      Волгоград

8.      Рязань

9.      Архангельск

 

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

1.      Приморский край

2.      Мурманская область

3.      Иркутская область

4.      Ханты-Мансийский автономный округ

 

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

             

1.      Пройдите тестирование по новому материалу: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА 1. Методом географической науки не является:

А) картографический

Б) полевой

В) дистанционный

Г) геологический

 

2.      Закончите фразу:

Обработка аэро- и космических данных для определения изображенных на них объектов называется ____________

 

3.Термин «география» существует:

А) с III в.;

Б) с I в. до н. э.;

В) со II в.;

Г) с III в. до н.э.

1. Какое утверждение верно?

1)  Специализация географической науки             А) правильно первое утверждение начинается в эпоху Великих

географических открытий.                                Б) правильно второе утверждение

В) верны оба утверждения

2)  В географии находят применение

методы физических, биологических,               Г) оба утверждения ошибочны

социологических, экономических и           других исследований.

 

4. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».

Социально-географическая география – наука о размещении общественного            производства

Полевые исследования являются методом географической науки                            

Дистанционные исследования опираются на данные аэро- и космической      съемки

Единственными источниками географической информации являются карты и          географические описания

Главными ветвями географической науки являются физическая география,  социально-экономическая география и картография

 

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 4 и более – «2».

        1.   Ответьте на вопросы:

1. Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

1. Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ:

1. Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ:

1.      Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

2.      Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

 

Введение. География как наука.

Введение. География как наука.

География – древнейшая наука на

География – древнейшая наука на

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, и социологические методы исследования

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, и социологические методы исследования

Традиционные и новые методы географических исследований

Традиционные и новые методы географических исследований

Методы географических исследований — способы получения географической информации

Методы географических исследований — способы получения географической информации

Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво

Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво

Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети

Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования

Армения 2. Китай 3

Армения 2. Китай 3

Северо - Кавказский 2.

Северо - Кавказский 2.

На этих реках нет гидроэлектростанций

На этих реках нет гидроэлектростанций

Б) с I в. до н. э.; В) со II в

Б) с I в. до н. э.; В) со II в

География как наука. Источники географических знаний.

География как наука. Источники географических знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2024