1. Освоение теоретического материала: прочитать, выписать в тетрадь основные термины и понятия, схемы
2. Выполнить домашнее задание
Что изучает география и кто её придумал? В целом, география — это наука о Земле.
Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание».
Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь? С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет. Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них. Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов. Карта Эратосфена - Обитаемая Ойкумена
Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО
- формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий
Главные задачи современной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО
Мы живем в постоянно меняющемся мире. География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.
Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Многие считают, что в профессии заработок - это главное, но надо думать и о смысле работы, ее общественной полезности.
География – одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) и социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.
Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, и социологические методы исследования.
Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.
Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.
Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.
Географы участвуют в решении многих таких вопросов:
1. Угрожает ли миру перенаселение?
2. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?
3. Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»?
4. Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?
5. Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?
6. Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?
Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней дифференциации и появлению ряда научных направлений: ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных.
В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.
Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.
- экспериментальные
- моделирование
- дистанционные (аэрокосмические)
- географический прогноз
- геоинформационные системы
-экспедиционный
- картографический
-сравнительный
-математический
-статистический
-исторический
Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.
Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.
5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.
6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
Современные методы географических исследований: 1. Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние
деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
2. Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво. Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС).
3. Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.
Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая
сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.
Структура ГИС:
Данные (пространственные данные):
- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;
- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.
• Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
• Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
• Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
• Операторы, администраторы, пользователи.
Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)
География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много. Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научнопопулярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.
Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.
Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественногеографической информации, можно назвать:
– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;
– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;
– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;
– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность; – объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;
– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники.
Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.
С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:
– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;
– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;
– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;
– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;
– статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;
– архивные и фондовые материалы;
– электронные источники;
– результаты социологических исследований;
– данные мониторинговых исследований.
Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.
Географическая карта — изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.
Статистические материалы Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.
Статистические материалы — это массовые количественные данные о важных указатели жизни общества и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель. Домашнее задание
1. Пройдите стартовое (входное) тестирование по экономической и социальной географии России
1. Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:
1. Швеция.
2. Норвегия
3. Литва
4. Монголия
5. Финляндия
6. Армения
7. Китай
8. Белоруссия
9. Туркмения
1. Город России с населением более 1 миллион человек:
1. Мурманск
2. Нижний Новгород
3. Магадан
4. Сочи
5. Серпухов
6. Киев
7. Орел
8. Южно-Сахалинск
9. Минск
1. Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:
1. Канско-Ачинский
2. Кузнецкий
3. Подмосковный
4. Донецкий
4. Центр черной металлургии полного цикла в России:
1. Мурманск
2. Санкт-Петербург
3. Москва
4. Магнитогорск
5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:
1. Северный
2. Северо - Кавказский
3. Центральный
4. Центрально-Черноземный
6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории экономических районов России:
1. Северо – Кавказский
2. Уральский
3. Дальневосточный
4. Северный
7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани
1. Отделка
2. Производство суровья
3. Производство волокна
4. Производство пряжи
8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:
1. Москва
2. Саратов
3. Пермь
4. Ярославль
5. Смоленск
6. Хабаровск
7. Волгоград
8. Рязань
9. Архангельск
9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:
«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»
1. Приморский край
2. Мурманская область
3. Иркутская область
4. Ханты-Мансийский автономный округ
10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:
Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».
1. Пройдите тестирование по новому материалу: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА 1. Методом географической науки не является:
А) картографический
Б) полевой
В) дистанционный
Г) геологический
2. Закончите фразу:
Обработка аэро- и космических данных для определения изображенных на них объектов называется ____________
3.Термин «география» существует:
А) с III в.;
Б) с I в. до н. э.;
В) со II в.;
Г) с III в. до н.э.
1. Какое утверждение верно?
1) Специализация географической науки А) правильно первое утверждение начинается в эпоху Великих
географических открытий. Б) правильно второе утверждение
В) верны оба утверждения
2) В географии находят применение
методы физических, биологических, Г) оба утверждения ошибочны
социологических, экономических и других исследований.
4. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».
Социально-географическая география – наука о размещении общественного производства
Полевые исследования являются методом географической науки
Дистанционные исследования опираются на данные аэро- и космической съемки
Единственными источниками географической информации являются карты и географические описания
Главными ветвями географической науки являются физическая география, социально-экономическая география и картография
Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 4 и более – «2».
1. Ответьте на вопросы:
1. Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
1. Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ:
1. Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ:
1. Перечислите известные вам современные методы географических исследований.
2. Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.