Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества».
Оценка 4.6

Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества».

Оценка 4.6
doc
04.06.2024
Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества».
Человек свободного общества.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа

«Человек свободного общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2024


 

Аннотация

 

Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества». Целевая аудитория старшеклассники и студенты 1 и 2 курсов.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос о развитии правовой культуры студентов. Правовая культура – необходимая предпосылка и начало становления правового общества, характер правового развития самой личности.

В ходе классного часа вы сможете узнать о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора; высказать собственное понимание гражданской позиции; получить опыт работы в группе, участия в дискуссии, работы с документами; обсудить ценность активного участия каждого человека в общественной жизни.

 

 

 

 

 

Автор: Савченко Наталья Николаевна

Сухорукова Наталья Владимировна

 

 

 

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»

 

 

 


 

Классный час «Человек свободного общества»

 

В свободном обществе

каждый человек также

выполняет общественную

роль гражданина.

Ральф Кетчем

 

Цели:

·        Рассмотреть основные понятия: свобода, ответственность, выбор;

·        Способствовать расширению представления учащихся о собственном понимание гражданской позиции;

·        Продолжить формирование умения работать в группе, введения дискуссии;

·        Способствовать развитию творческого и аналитического мышления студентов.

 

Задачи:

·        Выяснить, какого человека можно назвать свободным?

·        Определить, какими качествами должен обладать свободный человек?

·        Установить, как связаны между собой человек свободного общества с понятиями «выбор», «ответственность» и «свобода»?

 

Форма проведения:

·        Дискуссия

 

Необходимое оснащение

·        Компьютер, мультимедийный проектор, экран

·        Презентация «Человек свободного общества»

·        Карточки с заданием (Приложения 1-8)

 


Структура кл. часа

 

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап

Вводная речь преподавателя и постановка проблемы

Объяснение; постановка проблемы; мозговой штурм; дискуссия

5 мин.

Определяются наиболее значимые ценности для свободного человека. Студенты распределяются по группам

II этап

Работа с основными понятиями

Игра; аналитический метод; исследовательский метод

10 мин.

Студенты решают общую задачу при работе вместе в группе. Распределяют роли в представлении ответа и готовится выступление от группы

III этап

Представление результатов работы группы

Дискуссия; работа в группах

15 мин.

Каждый студент включается в той или иной роли в работу на кл. часу. Студенты получают возможность проявить и улучшить умения, связанные с ораторским искусством.

IV этап

Общее обсуждение

Дискуссия; мозговой штурм; аналитический метод

10 мин.

На данном этапе объединяются результаты работы групп. С помощью таблицы выделяется наиболее важное из прозвучавшего на кл. часу.

V этап

Подведение итогов

Анализ проблемы; беседа; обсуждение

5 мин.

Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя (в зависимости от уровня подготовки) составляют схему «Человек свободного общества».

 

Ход классного часа

 

I этап

Введение. Постановка проблемы.

Вводная речь преподавателя. На данном этапе ребятам предлагается заполнить анкету (Приложение 1) и обсудить с учащимися наиболее важные ценности для свободного человека.

О каких ценностях человека говорят известные мыслители в приведенных ниже высказываниях? Попробуйте предположить, какое слово пропущено.

 

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем …………………….. за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Р.Роллан (ответственность)).

«…………………… есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет …………….. то оно томится и не знает счастья» (Г.Болингброк (свобода)).

«Пессимист, оказавшись перед……………………….. из двух зол, выбирает оба» (О.Уайльд (выбор)).

 

Далее, студентам предлагается несколько ситуаций, в которых нужно определить, о каких жизненных ценностях идет речь в каждой из них. Предварительно формируются три группы, каждая из которых получает свою ситуацию (Приложение 2).

1. «Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснении и несправедливость. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилось крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правителя и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать себя униженными и подчиненными, лишенными всех прав». (Ценность: свобода)

2. «Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит». (Ценность: ответственность)

3. «Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов как внешних. Так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, что бы вам хотелось сделать». (Ценность: выбор)

В процессе дискуссии определяются наиболее значимые ценности для свободного человека.

 

II этап

Работа в группах по рассмотрению понятий.

Студентам предлагается рассмотреть по определенной схеме полученное понятие. Предварительно аудитория разбивается на три группы. (Приложение 3-5)

Задания для групп:

В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор (свобода, ответственность) и постараться ответить на следующие вопросы:

·        Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

·        Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).

·        Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

·        Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.

 

III этап

Представление результатов работы групп.

На данном этапе, каждой группе студентов, предлагается ответить на один из следующих вопросов (Приложение 6):

·        Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?

·        Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?

·        Какие еще ценности могут быть выделены?

 

IV этап

Итоговая дискуссия.

Перед воротами в страну свободы стоит большой камень с основными принципами жизни ее граждан, которые называются «10 Заповедей страны свободы». К сожалению, после сильной бури большая часть надписей оказалась поврежденной. На камне можно рассмотреть лишь несколько пунктов.

Обсудите в группах по 2-4 человека, какие еще принципы могли бы быть в стране свободы. Впишите их в таблицу (Приложение 7).

 

V этап

Подведение итогов.

 

Итак, мы сегодня в ходе классного часа узнали о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора; высказали собственное понимание гражданской позиции; получили опыт работы в группе, участия в дискуссии.

 Надеемся, что в результате классного часа вы поняли разницу между свободой и вседозволенностью.

Итогом классного часа будет задание: составить схему «Человек свободного общества» (Приложение 8).


Литература

1. Антология мировой политической мысли. В 5 тт. – М., 2012

2. Введение в политологию. Словарь-справочник. – М., 2013

3. Словарь практического психолога. – Минск, 2012

4. Философский словарь. – М., 2013

5. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2014


Приложение 1

 

Анкета

 


Ф.И.

Гр.

 

1.           Что вы понимаете под словом «свобода»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.           Какого человека можно назвать свободным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.           Какими качествами должен обладать свободный человек?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.           Вы ощущаете себя свободным человеком?

·  Да

·  Нет

·  Отчасти

5.           Что вы понимаете под словом «ответственность»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.           Что вы понимаете под словом «выбор»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.           Как связаны между собой человек свободного общества с понятиями «выбор», «ответственность» и «свобода»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Приложение 2

 

 

О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:

 

1. «Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснении и несправедливость. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилось крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правителя и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать себя униженными и подчиненными, лишенными всех прав … ». (Ценность:________________________)

 

 

 

О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:

 

2. «Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит».

(Ценность: __________________________)

 

 

 

О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:

 

3. «Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов как внешних. Так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, что бы вам хотелось сделать». (Ценность: ___________________________)

 


Приложение 3

 

В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор и постараться ответить на следующие вопросы:

·        Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

·        Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).

·        Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

·        Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.

 

ВЫБОР


Приложение 4

 

В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие свобода и постараться ответить на следующие вопросы:

·        Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

·        Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).

·        Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

·        Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.

 

СВОБОДА


Приложение 5

 

В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие ответственность и постараться ответить на следующие вопросы:

·        Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

·        Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).

·        Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

·        Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Приложение 6

 

Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:

 

Что общего и в чем различия рассмотренных понятий: свобода, выбор, ответственность?

 

 

 

Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:

 

Почему именно эти ценности: свобода, выбор, ответственность, выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?

 

 

 

Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:

 

Какие еще ценности, кроме свободы, выбора и ответственности могут быть выделены в качестве важных для свободного человека?

 


Приложение 7

Заполните таблицу «10 заповедей страны свободы».

 

«10 заповедей страны свободы»

1

Свобода одного человека не должна нарушать свободу других людей

 

2

Каждый самостоятельно выбирает свою жизнь.

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

 


Приложение 8

Составить схему «Человек свободного общества»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»

Аннотация Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества»

Аннотация Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества»

Классный час «Человек свободного общества»

Классный час «Человек свободного общества»

Структура кл. часа

Структура кл. часа

Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ……………………

Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ……………………

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)? ·

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)? ·

Литература 1. Антология мировой политической мысли

Литература 1. Антология мировой политической мысли

Приложение 1 Анкета

Приложение 1 Анкета

Приложение 2 О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации: 1

Приложение 2 О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации: 1

Приложение 3 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 3 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 4 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие свобода и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 4 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие свобода и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 5 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие ответственность и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 5 В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие ответственность и постараться ответить на следующие вопросы: ·

Приложение 6 Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:

Приложение 6 Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:

Приложение 7 Заполните таблицу «10 заповедей страны свободы»

Приложение 7 Заполните таблицу «10 заповедей страны свободы»

Приложение 8 Составить схему «Человек свободного общества»

Приложение 8 Составить схему «Человек свободного общества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024