Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»
Методическая разработка классного часа
«Человек свободного общества»
Волгоград 2024
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой разработку классного часа по теме: «Человек свободного общества». Целевая аудитория старшеклассники и студенты 1 и 2 курсов.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос о развитии правовой культуры студентов. Правовая культура – необходимая предпосылка и начало становления правового общества, характер правового развития самой личности.
В ходе классного часа вы сможете узнать о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора; высказать собственное понимание гражданской позиции; получить опыт работы в группе, участия в дискуссии, работы с документами; обсудить ценность активного участия каждого человека в общественной жизни.
Автор: Савченко Наталья Николаевна
Сухорукова Наталья Владимировна
Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»
Классный час «Человек свободного общества»
В свободном обществе
каждый человек также
выполняет общественную
роль гражданина.
Ральф Кетчем
Цели:
· Рассмотреть основные понятия: свобода, ответственность, выбор;
· Способствовать расширению представления учащихся о собственном понимание гражданской позиции;
· Продолжить формирование умения работать в группе, введения дискуссии;
· Способствовать развитию творческого и аналитического мышления студентов.
Задачи:
· Выяснить, какого человека можно назвать свободным?
· Определить, какими качествами должен обладать свободный человек?
· Установить, как связаны между собой человек свободного общества с понятиями «выбор», «ответственность» и «свобода»?
Форма проведения:
· Дискуссия
Необходимое оснащение
· Компьютер, мультимедийный проектор, экран
· Презентация «Человек свободного общества»
· Карточки с заданием (Приложения 1-8)
Структура кл. часа
Этапы |
Формы и методы |
Время |
Ожидаемые результаты |
I этап Вводная речь преподавателя и постановка проблемы |
Объяснение; постановка проблемы; мозговой штурм; дискуссия |
5 мин. |
Определяются наиболее значимые ценности для свободного человека. Студенты распределяются по группам |
II этап Работа с основными понятиями |
Игра; аналитический метод; исследовательский метод |
10 мин. |
Студенты решают общую задачу при работе вместе в группе. Распределяют роли в представлении ответа и готовится выступление от группы |
III этап Представление результатов работы группы |
Дискуссия; работа в группах |
15 мин. |
Каждый студент включается в той или иной роли в работу на кл. часу. Студенты получают возможность проявить и улучшить умения, связанные с ораторским искусством. |
IV этап Общее обсуждение |
Дискуссия; мозговой штурм; аналитический метод |
10 мин. |
На данном этапе объединяются результаты работы групп. С помощью таблицы выделяется наиболее важное из прозвучавшего на кл. часу. |
V этап Подведение итогов |
Анализ проблемы; беседа; обсуждение |
5 мин. |
Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя (в зависимости от уровня подготовки) составляют схему «Человек свободного общества». |
Ход классного часа
I этап
Введение. Постановка проблемы.
Вводная речь преподавателя. На данном этапе ребятам предлагается заполнить анкету (Приложение 1) и обсудить с учащимися наиболее важные ценности для свободного человека.
О каких ценностях человека говорят известные мыслители в приведенных ниже высказываниях? Попробуйте предположить, какое слово пропущено.
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем …………………….. за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Р.Роллан (ответственность)).
«…………………… есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет …………….. то оно томится и не знает счастья» (Г.Болингброк (свобода)).
«Пессимист, оказавшись перед……………………….. из двух зол, выбирает оба» (О.Уайльд (выбор)).
Далее, студентам предлагается несколько ситуаций, в которых нужно определить, о каких жизненных ценностях идет речь в каждой из них. Предварительно формируются три группы, каждая из которых получает свою ситуацию (Приложение 2).
1. «Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснении и несправедливость. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилось крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правителя и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать себя униженными и подчиненными, лишенными всех прав». (Ценность: свобода)
2. «Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит». (Ценность: ответственность)
3. «Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов как внешних. Так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, что бы вам хотелось сделать». (Ценность: выбор)
В процессе дискуссии определяются наиболее значимые ценности для свободного человека.
II этап
Работа в группах по рассмотрению понятий.
Студентам предлагается рассмотреть по определенной схеме полученное понятие. Предварительно аудитория разбивается на три группы. (Приложение 3-5)
Задания для групп:
В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор (свобода, ответственность) и постараться ответить на следующие вопросы:
· Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?
· Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).
· Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
· Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.
III этап
Представление результатов работы групп.
На данном этапе, каждой группе студентов, предлагается ответить на один из следующих вопросов (Приложение 6):
· Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?
· Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?
· Какие еще ценности могут быть выделены?
IV этап
Итоговая дискуссия.
Перед воротами в страну свободы стоит большой камень с основными принципами жизни ее граждан, которые называются «10 Заповедей страны свободы». К сожалению, после сильной бури большая часть надписей оказалась поврежденной. На камне можно рассмотреть лишь несколько пунктов.
Обсудите в группах по 2-4 человека, какие еще принципы могли бы быть в стране свободы. Впишите их в таблицу (Приложение 7).
V этап
Подведение итогов.
Итак, мы сегодня в ходе классного часа узнали о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора; высказали собственное понимание гражданской позиции; получили опыт работы в группе, участия в дискуссии.
Надеемся, что в результате классного часа вы поняли разницу между свободой и вседозволенностью.
Итогом классного часа будет задание: составить схему «Человек свободного общества» (Приложение 8).
Литература
1. Антология мировой политической мысли. В 5 тт. – М., 2012
2. Введение в политологию. Словарь-справочник. – М., 2013
3. Словарь практического психолога. – Минск, 2012
4. Философский словарь. – М., 2013
5. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2014
Приложение 1
Анкета
Ф.И. |
Гр. |
1. Что вы понимаете под словом «свобода»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какого человека можно назвать свободным?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какими качествами должен обладать свободный человек?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вы ощущаете себя свободным человеком?
· Да
· Нет
· Отчасти
5. Что вы понимаете под словом «ответственность»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что вы понимаете под словом «выбор»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как связаны между собой человек свободного общества с понятиями «выбор», «ответственность» и «свобода»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:
1. «Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснении и несправедливость. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилось крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правителя и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать себя униженными и подчиненными, лишенными всех прав … ». (Ценность:________________________)
О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:
2. «Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит».
(Ценность: __________________________)
О какой жизненной ценности идет речь в следующей ситуации:
3. «Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов как внешних. Так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, что бы вам хотелось сделать». (Ценность: ___________________________)
Приложение 3
В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие выбор и постараться ответить на следующие вопросы:
· Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?
· Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).
· Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
· Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.
ВЫБОР
Приложение 4
В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие свобода и постараться ответить на следующие вопросы:
· Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?
· Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).
· Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
· Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.
СВОБОДА
Приложение 5
В течение 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие ответственность и постараться ответить на следующие вопросы:
· Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?
· Каким образом можно изобразить данное понятие? (постарайтесь нарисовать или описать возможный символ понятия).
· Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
· Назовите 3-4 термина наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Приложение 6
Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:
Что общего и в чем различия рассмотренных понятий: свобода, выбор, ответственность?
Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:
Почему именно эти ценности: свобода, выбор, ответственность, выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?
Вашей группе предлагается ответить на следующий вопрос:
Какие еще ценности, кроме свободы, выбора и ответственности могут быть выделены в качестве важных для свободного человека?
Приложение 7
Заполните таблицу «10 заповедей страны свободы».
№ |
«10 заповедей страны свободы» |
1 |
Свобода одного человека не должна нарушать свободу других людей
|
2 |
Каждый самостоятельно выбирает свою жизнь.
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Приложение 8
Составить схему «Человек свободного общества»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.