"Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью!"
Толстой Л. Н.
Цель урока:
Введение новой физической величины «давление»;
Определение способа его нахождения;
Выяснение зависимости давления от силы, действующей на тело и от площади опоры;
Нахождение способов изменения давления
в быту и технике.
От чего зависит результат действия силы на тело?
Сила упругости - F упр; Сила тяжести - F тяж; Вес тела - Р; Сила трения - Fтр.
Какие виды сил Вам известны?
Что такое сила?
Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Актуализация знаний.
Сила – мера взаимодействия тел.
Сила – физическая величина, характеризующая взаимодействие данного тела с другими телами,в результате которого происходит изменеие его скорости или деформация.
Сила упругости.
При малых деформациях выполняется закон Гука: F упр = -к х
Противоположна смещению
частиц при деформации;
Перпендикулярна поверхности деформированного тела;
Сила упругости- это сила,
возникающая в деформированном
теле и стремящаяся вернуть
данному телу его первоначальную
форму и обьем.
Сила упругости- проявление электромагнитных
взаимодействий.
Сила тяжести.
Сила тяжести- это сила,
с которой Земля притягивает
к себе все тела, находящиеся
на ней или вблизи нее.
Формула для нахождения силы тяжести:
Fт = mg.
Направлена по радиусу к центру Земли;
Зависит от массы тела;от географической широты местности и высоты над поверхностью Земли.
Сила тяжести- проявление гравитационных взаимодействий.
Вес тела.
Вес тела- это сила, с которой тело
вследствие притяжения к Земле
действует на опору или подвес.
Приложен к опоре или подвесу.
Определяется по формуле: Р = mg.
При свободном падении тела :
Р = 0 !
В состоянии невесомости
действие гравитации не
компенсируется силой
“реакции опоры”.
Сила трения.
Сила трения- это сила, характеризующая
взаимодействие поверхностей
соприкасающихся тел,
и препятствующая их
относительному движению.
Зависит от материалов контактирующих
поверхностей, качества их обработки и вида
трения.
Не зависит от площади соприкосновения тел.
Зависит от силы, прижимающей
тело к поверхности другого тела; от веса тела.
Направлена против скорости относительного движения тел.
Эксперимент.
Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях.
Вывод: глубина погружения зависит от величины действующей силы- чем больше сила, тем больше погружение.
Масса груза определяет величину действующей силы.
Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
Почему на лыжах человек проваливается меньше,
чем без них ?
Fлыжн.= Fпешех.}
Sлыж > Sподошв.}
[Fлыжн./Sлыж ]< [Fпешех./ Sподошв.]
Единица измерения давления –
1 Па – это давление, которое производит сила 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м² перпендикулярно этой поверхности.
Единица давления в Международной системе единиц (СИ) – Паскаль, названа в честь французского учёного Блеза Паскаля.(1623- 1662 гг.)
Единицы давления.
Способы изменения давления.
Из формулы расчёта давления следует:
Для увеличения давления (P), необходимо увеличить силу давления (F) или уменьшить площадь опоры (S).
Для уменьшения давления (P), необходимо уменьшить силу давления (F)или увеличить площадь опоры (S).
Когти, клыки, шипы за счёт малой площади опорной поверхности оказывают огромное давление, вызывающее необходимое деформирующее и разрушающее действие.
Давление в живой природе.
Клюв птицы
Зубы у крокодила
Жало насекомого
Коготь животного
Рога животного
Иголки ежика
Клыки тигра
Клыки моржа
Когти ястреба
Недавно учёным стало известно, что слоны используют сотрясение почвы для передачи информации. Они бьют ногами о землю, создавая сейсмические волны, которые могут распространяться до 50км.
Иногда слоны поднимают одну ногу и замирают, перемещая свой вес на 3 ступни. Так они увеличивают
давление, обеспечивая тем самым более тесный контакт с землёй для более отчётливого восприятия сотрясений почвы.
Давление слона на землю
в 10 раз меньше давления
женщины, стоящей «на шпильках».
Это интересно знать!
Закрепление:
Решение качественных задач.
При каком положении кирпича давление на доску будет наименьшим; наибольшим?
Одинаковы ли силы, действующие
на опору?
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Почему коньки режут лед?
Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте,
Лишь от ЖЕНСКИХ каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что девчата тяжелее?
Ответ: р = 36000 Па = 36 кПа, трактор пройдёт по льду.
Толщина льда такова, что лёд выдерживает давление 90 кПа. Пройдёт ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м²?
Закрепление: Решение задач.
Дано: СИ Решение:
р1= 90кПа=90000 Па
m = 5,4 т = 5400 кг
S = 1,5 м²
р - ?
Какое давление оказывает на грунт гранитная колонна объёмом 6 м³, если площадь основания её равна 1,5 м²?
Дано: СИ Решение:
V= 6 м³
S= 1,5 м²
ρ= 2600 кг/ м³
p- ?
p= (2600 кг/ м³* 6 м³* 9,8 H/кг ) /1,5м²
p= 104000 Па = 104кПа
Ответ:
p=104кПа.
Закрепление: Решение задач.
1. В каких единицах измеряется давление?
А. Н. Б. Па. В. м².
2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?
А. больше; меньше. Б. больше; больше. В. меньше; меньше.
3. Давление тела на поверхность зависит …
А. от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует;
Б. от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;
В. от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
4. Выразите в Па давление 10 кПа? А.10000Па. Б.100Па. В.1000Па.
5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…
А.силой давления. Б.давлением. В. весом тела.
6.Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м². Определите давление станка на фундамент? А. 48Па. Б. 25000 Па. В. 4800 Па.
7. Как изменится давление на стол, если поставить ее на ребро?
А. не изменится. Б. уменьшится. В. увеличится.
8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5кПа. Какую площадь опоры имеет ящик? А. 0,192 м² Б. 19,2 м² В. 1,92 м²
Проверка знаний: Тест.
Пословицы и афоризмы.
Шила в мешке не утаишь!.
Ежа голыми руками не
возьмёшь!
(О человеке, с которым
непросто справиться.)
(Все тайное становится явным!)
Палец в рот не клади.
(Кто-либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться оплошностью, излишней доверчивостью, промахом другого.)
Подумай на досуге!
-Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.
-Почему класть голову на подушку приятнее, чем на наклонную деревянную дощечку?
-Почему задние оси грузовых автомашин часто имеют колеса с двойными баллонами?
-К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
-Для чего точат (заостряют) стамески, пилы и другие режущие инструменты?
-Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем можно было с таким же ощущением, как на мягком диване?
-На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой то тяжелый груз?
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
1.Урок увлекательный.
Мне было интересно!
4. На уроке было неинтересно.
Скучно.
2. Я все понял.
Урок понравился!
3. Мне было все равно.
Дайте оценку уроку!
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.