Внеклассные мероприятия "Профилактика экстремизма и асоциального поведения среди учащихся"
ДЕБАТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Классный руководитель 7 «Б» класса
М.П.Борлакова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ….......................................................................................3
2. Паспорт внеклассного мероприятия.......................................................................5
3. Сценарий внеклассного мероприятия …...............................................................6
4. Источники информации................................................................................10
5. Приложения...................................................................................................11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблеме экстремизма и ксенофобии среди подростков и молодежи в современном обществе уделяется все больше и больше внимания, так как в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире наступил период социально-психологической и политической нестабильности, который неизбежно привел к социальной дезорганизации граждан и возникновению почвы для социально-негативных явлений. Молодежный экстремизм начал приобретать массовый характер и стал выражаться в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их.
Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения. Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма.
Развитие политического, национального и религиозного экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. Таким образом профилактика экстремизма и ксенофобии становится одной из первоочередных задач не только в работе школьного психолога и социального педагога, но и классного руководителя.
Из разработанных и применяемых на практике в нашей стране подходов по профилактике экстремизма и ксенофобии наиболее приемлемыми для реализации в школе неподготовленными специально для этого специалистами, коими и являются в данном случае классные руководители, являются два подхода:
· основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка,
· основанный на формировании жизненных навыков.
Во втором подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Возрастными целями подростка являются:
· стремление обрести себя как личность;
· наладить отношения со сверстниками.
У подростка существенно меняется его общественная позиция, его положение в системе общественных отношений. Из «маленького» он превращается в «взрослого», начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых. Старые формы поведения и взаимоотношений с окружающими вступают в противоречие с этим новым положением и этими новыми требованиями. Новая, социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности. Внеклассное мероприятие «Дебаты «За и против»» по проблеме экстремизма и ксенофобии является этим средством развития личности подростка, а также одной из форм профилактической работы классного руководителя в школе по данной теме.
Дебаты (дискуссии, прения, обмен мнениями) как форма организации деятельности учащихся, особенно уместны в подростковом возрасте, так как дают возможность удовлетворить сразу несколько актуальных (порой противоречивых) потребностей подростков:
· духовных (в новых знаниях об окружающем мире);
· личностных (в самовыражении, самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности);
· престижных (в признании и уважении со стороны других людей);
· социальных (в общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определённому кругу людей, своему обществу, стране).
Само обсуждение экстемизма и ксенофобии в форме дебатов является только небольшой частью внеклассного мероприятия, так как задачи, которые могут реализоваться при проведении данного мероприятия намного шире, чем просто дать возможность учащимся высказать свое мнение по данной проблеме и выслушать мнение одноклассников и требуют применения других форм и методов работы с учащимися. В течение занятия предусмотрена смена групповой формы работы на коллективную и наоборот.
ПАСПОРТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Вид мероприятия : по целям учебной деятельности
надпредметный
По типу организации
познавательный
По предметной области
исследующий аспекты отношений в обществе
По продолжительности
краткосрочный
По количеству участников
групповой
Целевая группа
Учащиеся 8-11 классов класса
Тип деятельности
творческая
Формируемая компетентность
коммуникативная
Проблема
Предрасположенность в силу возрастных особенностей к асоциальному поведению
Цель
Профилактика экстремизма и ксенофобии
Задачи
- формирование толерантного восприятия окружающего мира;
- формирование навыков общения и позитивных эмоциональных отношений.
Ожидаемые результаты
Я предполагаю, что благодаря этому мероприятию:
учащиеся:
· узнают значение слов экстремизм, радикальный, экстримальный;
· определят свое отношение к экстремизму и ксенофобии как недопустимым способам демонстрации своего отношения к окружающему миру, другим людям;
· у учащихся возникнет потребность научиться выражать свои чувства, высказывать свои мысли и демонстрировать свое отношение к окружающему миру социальноприемлемыми способами , что будет способствовать формированию толерантномго восприятия окружающего мира.
Вид мероприятия
Классный час
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Подготовка помещения:
Для проведение мероприятия необходим просторный кабинет с доской (для записей).
В кабинете поделить пространство на 2 зоны — зону групповой работы и зону коллективной работы.
В зоне групповой работы необходимо расставить столы со стульями вокруг столов из расчета 1 стол на 4 -6 человек.
В зоне коллективной работы поставить стулья в круг (на каждого участника мероприятия по 1 стулу). Лишние столы и стулья убрать из кабинета.
Оснащение:
Раздаточный материал:
· листы с определением основных разбираемых понятий из расчета 1 лист на 3 человек (Приложения 1, 3, 4,5);
· листы — задания с карточками для групповой работы — один комплект на каждую группу из 4-6 человек (Приложение 2);
· таблички с изображением смайликов (условных изображений лица человека) — веселого, грустного, безразличного (Приложение 5).
Рекомендации к проведению
Для обеспечения безопасности учащихся, стимулирования активной работы, необходимо в начале мероприятия обсудить с подростками условия участия:
· конфиденциальность (обсуждать происходящее на внеклассном мероприятии по его окончании, за пределами кабинета, школы только с согласия остальных участников);
· взаимоуважение (говорить о очереди, не перебивать, не критиковать, уважать чужое мнение);
· активность (нельзя сидеть и просто слушать, не участвуя в обсуждении, не высказывая свои мнения и отношения к обсуждаемым вопросам).
Можно записать данные правила на ватмане и прикрепить его на стену или записать на доске (оставив место для последующих записей во время мероприятия).
Ведущему (классному руководителю) важно отслеживать соблюдение данных правил во время дебатов, прерывать попытки детей критиковать, осуждать, оценивать друг друга, обращая их внимание на принятые ранее правила.
Ход мероприятия:
Организационный момент
1. Дети приглашаются в аудитории, ведущий просит занять места в кругу (в зоне коллективной работы).
Ведущий (В) напоминает правила участия в дебатах.
2. Введение
В: Сегодня мы с вами будем обсуждать вопросы:
· Кто такие экстремисты и чем они отличаются от экстремалов. Что общего в этих двух понятиях.
· Хорошо или плохо быть экстремистом?
Наш круг мы поделим на 3 условные зоны — зону противников экстремизма, зону сторонников и зону сомневающихся. Вам необходимо подумать и решить, а вы поддерживаете экстремистов, осуждаете, или еще не определились в своем отношении к ним? Пожалуйста, пересядьте в соответствии с занимаемой вамина данный момент позицией.
Противников экстремизма просим сеть у таблички с изображением грустного смайлика, сторонников – веселого, а тех, кто не определил свое отношение – безразличного.
Сегодня, возможно, в ходе обсуждения у вас изменится ваше отношение к данному вопросу и тогда вы можете, не спрашивая разрешения, пересесть в ту часть круга, которая соответствует вашей новой позиции. В течение нашего занятия вы имеете право пересаживаться столько раз, сколько раз у вас будет меняться отношение к обсуждаемому вопросу. Это ваше право и оно обсуждению и осуждению не подлежит!
В. подводит подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске.
3. Обсуждение:
В: Сейчас время работы в большом круге. Сторонники разных позиций, пожалуйста, обоснуйте свой выбор (выслушиваются мнения участников).
В. задает ниже перечисленные вопросы по очереди и выслушивает мнения всех участников:
· Что вы знаете об экстремизме? Как вы думаете, что значит слово «экстремист»,
· Чем отличается экстремист от экстремала и что в них общего?
После выслушивания мнений участников дебатов, В. раздает листы с определением понятий (Приложение1) и предлагает каждому лично оценить по десятибалльной шкале , насколько точно было его представление о данных понятиях ранее (при условии, что 1 балл соответствует полному несоответствию).Желающие могут огласить результаты самооценки.
В: Изменилось ли ваше представление и отношение к разбираемым понятиям? Если да, то я напоминаю, что вы можете поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор.
В. проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.
В: Слова «Экстремал» и «Экстремист» имеют один и тот-же корень, от латинского слова - Extremus — крайний.
Как вы думаете, какое значение имеет слово «крайний» в русском языке?(выслушиваются мнения подростков).
В. Предлагаю переместиться в зону групповой работы, разбившись на группы по 4-6 человек и занять места за столами. Вам сейчас предстоит работа в группе. Ваша цель — выполнить как можно быстрее задание — соотнести фразеологизмы и устойчивые сочетания с их значением. (на каждую группу раздается комплект карточек с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями; лист с определениями различных значений слова «крайний»).
По окончании выполнения подростками заданий, представитель от каждой группы зачитывают результаты работы.
В. Когда мы говорим об экстремизме, то имеем ввиду «крайний» в каком значении(дети зачитывают последнее определение - Радикальный (лат. radix — корень) = коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества (в отношении идей и действий в социально-политической, религиозной, церковной, философской сфере).)
В: Экстемист, радикальный человек, радикал это слова-синонимы.
Предлагаю вернуться в зону коллективной работы для продолжения обсуждения. Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете переменить свое место в круге, заняв соответствующий сектор.
Когда подростки займут свои места, В. проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.
В. раздает листы (Приложение 3),
В: «Быть экстремистом = быть радикальным человеком, значит:
· отрицать всякое инакомыслие,
· пытаться жестко утвердить свою систему взглядов,
· требовать от своих сторонников слепого повиновения.
Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, исторические факты о событиях, действиях других людей, которые можно расценить как экстремистские?(выслушиваются примеры участников).
(Ведущий может дополнить высказывания подростков, напомнив методы внедрения христианства (крестовые походы1), европейской культуры в России Петром I).
В: Как вы думаете, какие действия считаются экстремистскими с точки зрения закона? (зачитывается Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности") (Приложение 5).
В. предлагает подросткам в очередной раз определить, изменилось ли отношение к разбираемым понятиям? Если да, то напоминает, что участники диспута могут поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор.
В. проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.
В:Как вы думаете, какие виды экстремизма выделяют ученые? По отношению к чему (кому) могут быть направлены экстремистские действия? (выслушиваются мнения участников).
В. раздает листы (Приложение 4), предлагая подросткам зачитать определяемые виды экстремизма и привести примеры из жизни, исторические факты по каждому виду экстремизма (выслушиваются примеры участников).
В: Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете переменить свое место в круге, заняв соответствующий сектор.
4. Подведение итогов.
В:наши дебаты подходят к концу и я предлагаю участникам разных секторов круга обосновать свою позицию и аргументировать свой выбор. Напоминаю правила участия в дебатах — взаимоуважение и конфедециальность.
(выслушиваются мнения участников).
5. Этап рефлексии
В: вот и подошли наши дебаты к концу, я прошу всех участников поделиться своими впечатлениями, высказать, что узнали нового, что было для вас полезным, что было трудно. (выслушиваются мнения участников).
6. Благодарность (заключение)
В. благодарит подростков за работу, активность, открытость.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Нормативные документы
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Электронные ресурсы
1. http://www.ekstremizm.ru/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Электронная библиотека «Гражданское общество в России» http://www.civisbook.ru/files/File/Levikova_Ekstremizm.pdf
Приложение 1
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ - крайний, необычный по трудности, сложности
Фразеологизмы и устойчивые сочетания: Экстремальный вид спорта. Экстремальная задача. Экстремальная мера. Экстремальная ситуация.
ЭКСТРЕМИСТСКИЙ - относящийся к экстремизму.
ЭКСТРЕМИЗМ - приверженность к крайним взглядам и мерам.
Приложение 2
Правильное расположение определений и фразеологических оборотов
Очень отдаленный, находится на краю чего-либо или последним в ряду других предметов
Крайний север. Крайний поселок. Крайняя комната.
Последний в очереди
Кто здесь крайний?
Человек, на которого перекладывают вину или ответственность за то, в чём виновны или за что должны отвечать несколько человек
Он крайний, ему и отвечать...
В этой ситуации никто не хочет быть крайним.
Достигший высшей степени (проявления каких-либо чувств, состояний)
Крайнее возмущение. Крайняя степень истощения. Крайнее напряжение сил.
Последний, предельный, максимальный (срок, степень проявления)
Крайний (последний) срок. Крайняя (максимальная) скорость. Дойти до крайней (предельной) степени неприличия. В крайнем(последнем) случае.
Самый низкий, не допускающий дальнейшей уступки
Крайняя (продажная) цена.
Радикальный (лат. radix — корень) = коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества (в отношении идей и действий в социально-политической, религиозной, церковной, философской сфере).
Принять крайние меры.
Крайние взгляды.
Крайние мнения.
Лист для групповой работы
Очень отдаленный, находится на краю чего-либо или последним в ряду других предметов
Последний в очереди
Человек, на которого перекладывают вину или ответственность за то, в чём виновны или за что должны отвечать несколько человек
Достигший высшей степени (проявления каких-либо чувств, состояний)
Последний, предельный, максимальный (срок, степень проявления)
Самый низкий, не допускающий дальнейшей уступки
Радикальный (лат. radix — корень) = коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества (в отношении идей и действий в социально-политической, религиозной, церковной, философской сфере).
Фразеологические обороты разрезаются по линиям
Крайний север. Крайний поселок. Крайняя комната.
Кто здесь крайний?
Он крайний, ему и отвечать...
В этой ситуации никто не хочет быть крайним.
Крайнее возмущение. Крайняя степень истощения. Крайнее напряжение сил.
Крайний (последний) срок. Крайняя (максимальная) скорость. Дойти до крайней (предельной) степени неприличия. В крайнем(последнем) случае.
Крайняя (продажная) цена.
Принять крайние меры.
Крайние взгляды.
Крайние мнения.
Приложение 3
Быть экстремистом = быть радикальным человеком, значит:
· отрицать всякое инакомыслие,
· пытаться жестко утвердить свою систему взглядов,
· требовать от своих сторонников слепого повиновения.
Приложение 4
Националистический экстремизм
идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению такого нетитульного (не коренного) населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы
Религиозный экстремизм
жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).
Экологический экстремизм
радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.
Моральный экстремизм
крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.
Политический экстремизм
крайние взгляды в отношении политической системы, управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
Подростково-молодежный экстремизм
взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.
Приложение 5 Статья 1 Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
экстремистская деятельность (экстремизм):
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;
экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
J
K
L
1серия военных походов (первый поход начался в 1096 году ) из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап. (из Википедии)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.