Урок русского языка в 7 классе № 47-48
Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Цели урока:
Образовательная
1.Познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида.
2. Формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
3. Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
4. Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.
Развивающая
1. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе:
— соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
— установления связи изучаемого с жизнью;
— создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала;
— создания ситуации успеха.
— развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
— развития коммуникативных умений и навыков;
— обогащения словарного запаса учащихся;
— расширения кругозора учащихся.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к родному языку.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний
1. Игра «Верно-неверно» (определить, верно или неверно утверждение)
1. Деепричастие – это служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие образуется от глагола.
4. Деепричастие – неизменяемая часть речи.
5. Деепричастие изменяется по лицам и временам.
6. Деепричастие в предложении является определением.
7. НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются.
8. Деепричастный оборот всегда на письме выделяется запятыми.
9. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
Самопроверка, оценивание деятельности.
1. Неверно 6. Неверно
2. Верно 7. Верно
3. Верно 8. Верно
4. Верно 9. Верно
5. Неверно
2.Чтение притчи.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи.
3. Этап проверки домашней работы.
- Для начала проверим домашнее задание. Начнем проверку с опроса теоретического материала. отвечаем только «да» или «нет».
- Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да)
- Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет)
- Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени, по его действию (нет)
-Деепричастие обозначает добавочное действие к основному глаголу (да)
- Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет)
- Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да)
- Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет)
-Деепричастие и деепричастные обороты выделяются запятыми (да)
- Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да).
-Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.
Распределительный диктант.
Задание: распределите записанные на доске слова в 2 столбика.
(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,
(не) могя.
- Как распределили? Почему?
- Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?
раздельно |
слитно |
Не задумываясь |
ненавидя |
Не замолчав |
негодуя |
Не давая |
- Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?
( нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»)
Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:
· с основой на г, к (бегут, текут);
· с основой на шипящий (мажут, чешут);
· с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
· от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
· от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)
4. Целеполагание. Самоопределение темы урока.
- Назовите глагольные признаки деепричастия. (вид)
- Сможете ли вы определить вид деепричастия? (Нет)
- Почему у вас возникло затруднение? (пока не знаем правила, по которому можно определить вид деепричастия.)
- Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило определения видов деепричастий.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида.)
Запись темы в рабочую тетрадь.
5. Этап изучения новых знаний.
Цель: познакомиться с новым правилом.
Способ достижения: фронтальная работа с классом (приём «совместный поиск»).
Результат: эффективное понимание правила в результате игрового обыгрывания.
Выделим суффикс, определим вид деепричастия.
Лежать – лёжа
Стоять – стоя
Ехать – едучи
Глядеть – глядючи
Присесть – присев
Замахнуться – замахнувшись
Испечь – испёкши
- Какие действия называют глаголы несовершенного вида и на какой вопрос отвечают? (незаконченные действия на момент речи, что делать?)
- Какие действия называют глаголы совершенного вида и на какой вопрос отвечают? (законченные действия, что сделать?)
- Как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?
Заполнение таблицы:
вид |
глагол |
деепричастие |
несовершенный |
что делать? играть |
что делая? играя |
совершенный |
что сделать? поиграть |
что сделав? поиграв |
— Вы знаете, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии. Добавочные действия могут совершаться одновременно с основным или предшествовать ему.
- Как вы думаете, деепричастия несовершенного вида какие обозначают действия? (одновременные с основными действиями)
Например: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.
- Какие действия обозначают деепричастия совершенного вида?
(предшествующие основному действию)
Например: Подпрыгнув, он смог достать до перекладины.
Работа у доски и в тетрадях.
Задание: образуйте от глаголов деепричастия. У каждого глагола выделите основу, укажите его форму (вид, время). У деепричастия укажите основу и суффикс.
(Не забудьте, деепричастие – неизменяемая часть речи, а это значит, что у деепричастия нет окончания)
Несов. вид (наст. вр.) сов. вид (неопр. ф.)
Замирают – замирая Замереть - замерев
Молчат - молча Улыбнуться – улыбнувшись
Испечь - испёкши
Услышат – услыша, услышав
деепричастие |
основа глагола |
суффиксы |
пример |
несовершенного вида что делая? |
настоящего времени |
-а (-я) |
Молча замирая |
совершенного вида что сделав? |
Неопределённой формы Простое будущее время |
-в, -вши - ши -а (-я) |
Замерев Улыбнувшись Испёкши услыша |
Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а-, -я-,
а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши.
- Теперь откройте учебники на пар.25 и сравните наши выводы и выводы учебника.
6. Выполнение заданий по группам.
1 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.
Кричать, ворковать, любить, уважать, гонять.
( крича, воркуя, любя, уважая, гоняя – несов. вид)
2 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.
Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.
(Закончив, почистив, порезавшись, растаяв, бросившись – сов. в)
3 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.
Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.
(зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид)
4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.
Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.
(жуя, брезгуя, воюя, принесши, наклеив)
5 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.
Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить
(чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в)
7. ФИЗМИНУТКА
8. Игра « Потерявшиеся пословицы».
Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.
Назовите деепричастия, определите их вид.
1. Не зная броду,
2. Не замочив руки,
3. Говорить не думая –
4. Кто не подумав говорит,
5. Не развязав мешок,
А) не умоешься.
Б) не узнаешь, что в нем.
В) тот вечно вздор твердит.
Г) что стрелять не целясь.
Д) не суйся в воду.
10. Заключительная часть. Заполнение таблицы
Деепричастия |
На какие вопросы отвечают |
Как образуются |
Примеры |
Несовершенный вид |
|||
Совершенный вид |
10. Итоги урока.
Тестовые задания.
1. Деепричастие – это ….
А) самостоятельная часть речи
В) особая неизменяемая форма глагола
С) неизменяемая часть слова
2.Деепричастие обозначает …..
А) добавочное действие при основном действии
В) признак предмета по действию
С) признак другого признака
3. Деепричастие совершенного вида:
А) замерев
В) мчась
С) выдавая
4.Деепричастие несовершенного вида:
А) сознавая
В) свалив
С) опрокинув
5. Каким членом предложения является деепричастие:
Не любя, невозможно понять жизни.
А) обстоятельство
В) определение
С) дополнение
Ключ: 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А.
Домашнее задание: пар. 25, упр.176
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.