Дефектологический тренинг для детей с ОВЗ, педагогов и родителей: «Игры с крупой».
Оценка 4.6

Дефектологический тренинг для детей с ОВЗ, педагогов и родителей: «Игры с крупой».

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
дефектология
7 кл—10 кл
11.12.2021
Дефектологический  тренинг для детей с ОВЗ, педагогов и родителей:  «Игры с  крупой».
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому огромное внимание на дефектологических занятиях отводится пальчиковым играм, работе с сыпучим материалом и штучными предметами. Дети могут сравнивать разные виды круп по цвету, форме, размеру, и т.п.
Методическая разработкаКордюкова Л.В..docx

«Методическая разработка занятия для

обучающихся с ОВЗ (РАС)»

Дефектологический  тренинг для детей с ОВЗ, педагогов и родителей:

«Игры с  крупой».

Пояснительная записка.

          В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество обучающихся с ОВЗ общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в развитие психических и речевых процессов. Учащиеся с ОВЗ (РАС) имеют различные особые образовательные потребности. Своевременное выявление и коррекция проблем в развитии имеет огромное значение, особенно в возрасте 3-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому огромное внимание на дефектологических занятиях отводится пальчиковым играм, работе с сыпучим материалом и штучными предметами. Дети могут сравнивать разные виды круп по цвету, форме, размеру, и т.п.

      Учитывая, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является игра, все коррекционно-развивающие занятия построены в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ( РАС).

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может делать это самостоятельно. Отечественными психологами и специальными педагогами  доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного ведения игры со стороны педагога (психолога, дефектолога, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. Ведь только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально- волевого развития. Посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, формируются такие высшие психические функции как внимание, память, мышление, воображение и др.. Ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Работая в школе с детьми ОВЗ ( РАС) ограниченными физическими и умственными возможностями, появилась необходимость в использование технологии крупотерапии.

             Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед- дефектолог, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

                       

Продолжительность тренинга: 40 минут.

     Цель: развитие общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, восприятия, логического мышления, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, формирование пространственной ориентировки, развитие самосознания и личности аутичного ребенка; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

      Целевая группа: несовершеннолетние  с особыми образовательными возможностями в возрасте от 7 до 14 лет и их сопровождающие.

 

      Задачи:

1.Коррекционно – образовательные:

- расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире;

- формирование объема активного и пассивного словаря;

2.Коррекционно – развивающиеся:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- тренировка внимания и зрительно-моторной координации;

- развитие наглядно-действенного мышления, произвольного внимания и памяти.

- развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.

3.Коррекционно – воспитательные:

- формирование усидчивости, умения понимать и принимать инструкцию;

- воспитание положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.

- воспитывать позитивные  коммуникативные навыки.

Кроме основных задач, на занятии реализуются задачи по созданию положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.

Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.

Что нужно для игры с крупой?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть «Волшебницы крупы»

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Сущность: данная технология предполагает комплексный подход к всестороннему развитию ребенка. Поэтому, каждое занятие включает в себя три основных блока:

Социальный блок характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. В этой части занятия специалист корригирует и формирует активную речь ребенка, обогащает речевой словарь, отрабатывает навыки совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Познавательный блок предполагает расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире. Специалист дает представления о величине, форме, цвете, количестве, расширяет спектр разнообразных тактильных ощущений.

Эстетический блок рассматривается нами как единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, лепка, рисование пальчиками и т.д.). На этом этапе занятия предполагается развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся комплексные нарушения или же просто в целях профилактики и общего развития, мы выбрали для себя именно такую направленность коррекционно-развивающих занятий.

 

    Оборудование:

1. Подносы разной величины, цвета, размера

2. Крупа разных видов

3. Пластилин

4. Картон (цветной, белый)

5. Краски, гуашь

6. Клей ПВА

7. Набор мелких игрушек, букв, трафаретов

 8. Презентация ( компьютер), интерактивная доска.

 

   Структура занятия:

1. Постановка цели занятия

2. Организационный момент

3. Основной этап (дидактическая игра)

4. Динамическая пауза( физминутка)

5. Задания на развитие психических функций

6 . Итог занятия (закрепление полученных навыков)

 

   Ожидаемый результат: такие незатейливые упражнения с крупой обладают колоссаль­ным значением для развития психики и речи ребенка.

     Во-пер­вых, такого рода игры стабилизируют эмоцио­нальное состояние.

     Во-вторых, наряду с развитием так­тильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольно­го внимания и памяти.

 

Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной комму­никации.

 

Ход тренинга.

 

Психолог: Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.

Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Волшебная крупа».

Психолог: Ребята, давайте покажем своим родителям, как хорошо мы будем выполнять все задания. А взрослые нам в этом помогут.

 

2. Организационный  момент:

- Создание эмоционально положительного настроения детей. Активизация внимания детей в начале занятия.

Чтоб с крупой нам поиграть,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

- Сегодня мы отправимся в сказку. Наш язычок покажет нам путь.

Артикуляционная гимнастика .

Оздоровительные упражнения.(способствует здоровье сбережению ребёнка и общему настрою на умственную деятельность, используются упражнения по технологии Б.А Архипова, Е.А. Воробьёвой, П. Деннисона, Е.В. Пеллингер, А.Л. Сиротюк, И.Г. Выгодской, Ю.В. Касаткиной)

-Подготовьте ваши глазки (глазодвигательная гимнастика «Семицветик-семицветик»)

-Подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце - растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком)

-Подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами)

-Подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом)

-Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём по воображаемой тропинке

-очень узкая тропинка (по 1 линии)

-по мостику (хлопаем по коленям)

-солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени) 

-нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся)

-на пути камни (прыгаем право - лево) 

Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 1 задание «в капсуле»

 

 Основной этап

 

3 Дидактическая игра. Сказка для язычка «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Садитесь перед зеркалами, посмотрим на свои язычки. Слушайте и выполняйте упражнения.

Толстые внуки приехали в гости               (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости           (втянули щеки не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      (широкая  улыбка)

Поцеловать они всех потянулись               (имитация поцелуя)

Утром проснулись - в улыбочку губы        (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы              (язычок двигается между верхней губой и зубами)           

Вправо и влево, внутри и снаружи                  (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим              (соответственные движения языка).

 

 Чтобы  отправиться в сказку нам   нужно  завести моторчик у язычка, сказав волшебные слова: трррр…ын

 

4. Сообщение темы

- А теперь давайте  узнаем, в какую сказку нас привел язычок. Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 2 задание «в капсуле»

 Нужно узнать на ощупь, какая буква спряталась в крупе.

 Загадка:

 Волшебный мешочек ( мешочек с манной крупой, в котором спрятаны буквы)

- Она красива и мила,

  А имя ее от слова «Зола». ( Золушка)

- Почему девочку назвали Золушкой? ( Потому что она была испачкана золой)

На экране появляется изображение Золушки.

 

5. Основной этап

 Рассказ про «Золушку» (слайд)

   Давным-давно, жил-был старый дровосек. Была у него злая-презлая жена и две дочери – родная и приёмная. Приёмная дочка была вредной и ленивой, а родная, Золушка, - доброй да работящей. Целыми днями работала Золушка – мыла полы, стирала, готовила. А мачеха с сестрой только и делали, что у зеркала прихорашивались, да на бедняжку Золушку ругались.

Как-то раз прискакал королевский гонец и сказал: «Принц решил выбрать себе невесту! Все незамужние девушки приглашаются на бал!» Мачеха с сестрицей тут же стали наряжаться, собираться на бал. Попросилась с ними и Золушка. «Нечего тебе, замарашке, в королевском дворце делать! Тебе и надеть-то нечего! Сиди-ка ты лучше дома и работай!» - раскричалась мачеха и поехала с дочкой на бал. Сидит Золушка на крыльце и горько плачет.

 Работа с крупой( слайд)

Приготовь поднос, три баночки, мешочек с двумя видами разной крупы и горохом.

Злая мачеха перемешала крупу и горох в этом мешочке. Помоги Золушке — разложи крупу и горох по разным баночкам.

 – Золушке очень хотелось поехать на бал

Давайте выложим красивые бусы для Золушки из крупы и гороха (по схеме). Выкладывай так: крупинка, горошина, крупинка, горошина и т.д.

Вспомни, как называется разная крупа. Что готовят из крупы и гороха?

Для того, чтобы поехать на бал нужно красивое платье и вдруг появилась Фея.- Как можно назвать ее по другому ( волшебница, крестная).

 Рисуем – клеем. Трафареты тыквы (слайд)

- Ребята, нам нужно помочь волшебнице превратить тыкву в карету. ( на экране изображение тыквы). Для этого нам необходимо разукрасить тыкву разными крупами.

 Выложить из фасоли по контуру мышку.( слайд)

- А мышей превратить в лошадей.

 

6.Динамическая пауза. Физминутка ( играет лесная музыка, дети изображают зверей)

- Проезжая по лесу, Золушка увидела лесных зверей. Угадайте, кто это?

- Из дупла выглянула маленькая, прыгучая …белка

- По тропинке пробежал длинноухий, короткохвостый…заяц

- За ним гнался злющий, зубастый, серый…волк

- Малиной лакомится неуклюжий, ворчливый, мохнатый… медведь

- А под кустом спал колючий, круглый…еж и т. д.

Картинки животных на экране…( слайды)

 

7.Развитие психических функций ( слайд)

- Остановившись перед воротами замка, Золушка увидела огромный замок. Чтобы открыть его, нам нужно решить логическую загадку. Выбрать подходящую фигурку.

( слайд)

 

8.Подведение итогов. Рефлексия (слайд)

На балу Золушка танцевала с принцем, но вдруг…

- Часы пробили полночь ( звучит бой часов).Бал закончился. Возвращаясь домой, Золушка вспоминает, что с ней произошло

- А теперь вспомним о ее настроении:

- Какое было настроение, когда мачеха запретила ей ехать на бал?

- Какие чувства испытывала Золушка, когда волшебница предложила ей поехать на бал?

- А когда волшебница подарила ей платье, карету и отправила на бал?

- Какие чувства испытывала она к принцу?

-Покажите, как она удивилась, когда увидела великолепие замка? ( дети показывают эмоции , после чего на экране появляются смайлики с эмоциями.

Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по О. Фроловой)

- А теперь выполним упражнение «Ласковая спинка» На спине друг друга по очереди нарисуйте своё настроение, и каждый из вас попытайтесь отгадать, какое настроение у соседа, если трудно угадать попробуйте сделать это на ладошке.

Учащиеся называют настроение соседа.

- Молодцы! До новых встреч, до свидания, гости дорогие

 


 

Методическая разработка занятия для обучающихся с

Методическая разработка занятия для обучающихся с

Коррекционно – развивающиеся: - развитие мелкой моторики пальцев рук; - тренировка внимания и зрительно-моторной координации; - развитие наглядно-действенного мышления, произвольного внимания и памяти

Коррекционно – развивающиеся: - развитие мелкой моторики пальцев рук; - тренировка внимания и зрительно-моторной координации; - развитие наглядно-действенного мышления, произвольного внимания и памяти

Презентация ( компьютер), интерактивная доска

Презентация ( компьютер), интерактивная доска

Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки ( руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку ), встали друг…

Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки ( руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку ), встали друг…

Приготовь поднос, три баночки, мешочек с двумя видами разной крупы и горохом

Приготовь поднос, три баночки, мешочек с двумя видами разной крупы и горохом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021