«Методическая разработка занятия для
обучающихся с ОВЗ (РАС)»
Дефектологический тренинг для детей с ОВЗ, педагогов и родителей:
«Игры с крупой».
Пояснительная записка.
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество обучающихся с ОВЗ общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в развитие психических и речевых процессов. Учащиеся с ОВЗ (РАС) имеют различные особые образовательные потребности. Своевременное выявление и коррекция проблем в развитии имеет огромное значение, особенно в возрасте 3-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому огромное внимание на дефектологических занятиях отводится пальчиковым играм, работе с сыпучим материалом и штучными предметами. Дети могут сравнивать разные виды круп по цвету, форме, размеру, и т.п.
Учитывая, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является игра, все коррекционно-развивающие занятия построены в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ( РАС).
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может делать это самостоятельно. Отечественными психологами и специальными педагогами доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного ведения игры со стороны педагога (психолога, дефектолога, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. Ведь только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально- волевого развития. Посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, формируются такие высшие психические функции как внимание, память, мышление, воображение и др.. Ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Работая в школе с детьми ОВЗ ( РАС) ограниченными физическими и умственными возможностями, появилась необходимость в использование технологии крупотерапии.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед- дефектолог, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
Продолжительность тренинга: 40 минут.
Цель: развитие общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, восприятия, логического мышления, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, формирование пространственной ориентировки, развитие самосознания и личности аутичного ребенка; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Целевая группа: несовершеннолетние с особыми образовательными возможностями в возрасте от 7 до 14 лет и их сопровождающие.
Задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
- расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире;
- формирование объема активного и пассивного словаря;
2.Коррекционно – развивающиеся:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- тренировка внимания и зрительно-моторной координации;
- развитие наглядно-действенного мышления, произвольного внимания и памяти.
- развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.
3.Коррекционно – воспитательные:
- формирование усидчивости, умения понимать и принимать инструкцию;
- воспитание положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.
- воспитывать позитивные коммуникативные навыки.
Кроме основных задач, на занятии реализуются задачи по созданию положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.
Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного эмоционального контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения.
Что нужно для игры с крупой?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть «Волшебницы крупы»
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Сущность: данная технология предполагает комплексный подход к всестороннему развитию ребенка. Поэтому, каждое занятие включает в себя три основных блока:
Социальный блок характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. В этой части занятия специалист корригирует и формирует активную речь ребенка, обогащает речевой словарь, отрабатывает навыки совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Познавательный блок предполагает расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире. Специалист дает представления о величине, форме, цвете, количестве, расширяет спектр разнообразных тактильных ощущений.
Эстетический блок рассматривается нами как единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, лепка, рисование пальчиками и т.д.). На этом этапе занятия предполагается развитие у ребенка творческого мышления, расширение сенсорного опыта.
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся комплексные нарушения или же просто в целях профилактики и общего развития, мы выбрали для себя именно такую направленность коррекционно-развивающих занятий.
Оборудование:
1. Подносы разной величины, цвета, размера
2. Крупа разных видов
3. Пластилин
4. Картон (цветной, белый)
5. Краски, гуашь
6. Клей ПВА
7. Набор мелких игрушек, букв, трафаретов
8. Презентация ( компьютер), интерактивная доска.
Структура занятия:
1. Постановка цели занятия
2. Организационный момент
3. Основной этап (дидактическая игра)
4. Динамическая пауза( физминутка)
5. Задания на развитие психических функций
6 . Итог занятия (закрепление полученных навыков)
Ожидаемый результат: такие незатейливые упражнения с крупой обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во-первых, такого рода игры стабилизируют эмоциональное состояние.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Ход тренинга.
Психолог: Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.
Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Волшебная крупа».
Психолог: Ребята, давайте покажем своим родителям, как хорошо мы будем выполнять все задания. А взрослые нам в этом помогут.
2. Организационный момент:
- Создание эмоционально положительного настроения детей. Активизация внимания детей в начале занятия.
Чтоб с крупой нам поиграть,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
- Сегодня мы отправимся в сказку. Наш язычок покажет нам путь.
Артикуляционная гимнастика .
Оздоровительные упражнения.(способствует здоровье сбережению ребёнка и общему настрою на умственную деятельность, используются упражнения по технологии Б.А Архипова, Е.А. Воробьёвой, П. Деннисона, Е.В. Пеллингер, А.Л. Сиротюк, И.Г. Выгодской, Ю.В. Касаткиной)
-Подготовьте ваши глазки (глазодвигательная гимнастика «Семицветик-семицветик»)
-Подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце - растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком)
-Подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами)
-Подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом)
-Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём по воображаемой тропинке
-очень узкая тропинка (по 1 линии)
-по мостику (хлопаем по коленям)
-солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени)
-нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся)
-на пути камни (прыгаем право - лево)
Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 1 задание «в капсуле»
Основной этап
3 Дидактическая игра. Сказка для язычка «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Садитесь перед зеркалами, посмотрим на свои язычки. Слушайте и выполняйте упражнения.
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
Чтобы отправиться в сказку нам нужно завести моторчик у язычка, сказав волшебные слова: трррр…ын
4. Сообщение темы
- А теперь давайте узнаем, в какую сказку нас привел язычок. Встречаем ёмкость с крупой, камешками, в ней находим 2 задание «в капсуле»
Нужно узнать на ощупь, какая буква спряталась в крупе.
Загадка:
Волшебный мешочек ( мешочек с манной крупой, в котором спрятаны буквы)
- Она красива и мила,
А имя ее от слова «Зола». ( Золушка)
- Почему девочку назвали Золушкой? ( Потому что она была испачкана золой)
На экране появляется изображение Золушки.
5. Основной этап
Рассказ про «Золушку» (слайд)
Давным-давно, жил-был старый дровосек. Была у него злая-презлая жена и две дочери – родная и приёмная. Приёмная дочка была вредной и ленивой, а родная, Золушка, - доброй да работящей. Целыми днями работала Золушка – мыла полы, стирала, готовила. А мачеха с сестрой только и делали, что у зеркала прихорашивались, да на бедняжку Золушку ругались.
Как-то раз прискакал королевский гонец и сказал: «Принц решил выбрать себе невесту! Все незамужние девушки приглашаются на бал!» Мачеха с сестрицей тут же стали наряжаться, собираться на бал. Попросилась с ними и Золушка. «Нечего тебе, замарашке, в королевском дворце делать! Тебе и надеть-то нечего! Сиди-ка ты лучше дома и работай!» - раскричалась мачеха и поехала с дочкой на бал. Сидит Золушка на крыльце и горько плачет.
Работа с крупой( слайд)
Приготовь поднос, три баночки, мешочек с двумя видами разной крупы и горохом.
Злая мачеха перемешала крупу и горох в этом мешочке. Помоги Золушке — разложи крупу и горох по разным баночкам.
– Золушке очень хотелось поехать на бал
Давайте выложим красивые бусы для Золушки из крупы и гороха (по схеме). Выкладывай так: крупинка, горошина, крупинка, горошина и т.д.
Вспомни, как называется разная крупа. Что готовят из крупы и гороха?
Для того, чтобы поехать на бал нужно красивое платье и вдруг появилась Фея.- Как можно назвать ее по другому ( волшебница, крестная).
Рисуем – клеем. Трафареты тыквы (слайд)
- Ребята, нам нужно помочь волшебнице превратить тыкву в карету. ( на экране изображение тыквы). Для этого нам необходимо разукрасить тыкву разными крупами.
Выложить из фасоли по контуру мышку.( слайд)
- А мышей превратить в лошадей.
6.Динамическая пауза. Физминутка ( играет лесная музыка, дети изображают зверей)
- Проезжая по лесу, Золушка увидела лесных зверей. Угадайте, кто это?
- Из дупла выглянула маленькая, прыгучая …белка
- По тропинке пробежал длинноухий, короткохвостый…заяц
- За ним гнался злющий, зубастый, серый…волк
- Малиной лакомится неуклюжий, ворчливый, мохнатый… медведь
- А под кустом спал колючий, круглый…еж и т. д.
Картинки животных на экране…( слайды)
7.Развитие психических функций ( слайд)
- Остановившись перед воротами замка, Золушка увидела огромный замок. Чтобы открыть его, нам нужно решить логическую загадку. Выбрать подходящую фигурку.
( слайд)
8.Подведение итогов. Рефлексия (слайд)
На балу Золушка танцевала с принцем, но вдруг…
- Часы пробили полночь ( звучит бой часов).Бал закончился. Возвращаясь домой, Золушка вспоминает, что с ней произошло
- А теперь вспомним о ее настроении:
- Какое было настроение, когда мачеха запретила ей ехать на бал?
- Какие чувства испытывала Золушка, когда волшебница предложила ей поехать на бал?
- А когда волшебница подарила ей платье, карету и отправила на бал?
- Какие чувства испытывала она к принцу?
-Покажите, как она удивилась, когда увидела великолепие замка? ( дети показывают эмоции , после чего на экране появляются смайлики с эмоциями.
Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по О. Фроловой)
- А теперь выполним упражнение «Ласковая спинка» На спине друг друга по очереди нарисуйте своё настроение, и каждый из вас попытайтесь отгадать, какое настроение у соседа, если трудно угадать попробуйте сделать это на ладошке.
Учащиеся называют настроение соседа.
- Молодцы! До новых встреч, до свидания, гости дорогие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.