«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Урок – исследование по физике в 7 классе.
Данный урок в 7 классе проводится при изучении главы «Давление». Урок –исследование возможно провести только после того как учащиеся узнают , что такое давление, от каких величин оно зависит, как определяется. Давление жидкостей и газов отличается от давления твердых тел. На данном уроке ученикам предлагается исследовать зависимость давление от различных величин: плотности и массы тела, объема тела, плотности жидкости, глубины погружения тела, от формы тела.
Дидактическая цель: способствовать усвоению знаний учащихся о выталкивающей силой(силой Архимеда),действующей на тело погруженное в жидкость или газ; навыков определения существования выталкивающей силы, установлению качественной и количественной зависимости этой силы от объема тела и плотности жидкости.
Воспитательная цель: развивать логическое мышление; умение анализировать, сравнивать, систематизировать знания, воспитание коллективизма.
Развивающая цель: развивать коммуникабельность при работе в группах, аккуратность при оформлении, устную реч
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Урок – исследование по физике в 7 классе.
Данный урок в 7 классе проводится при изучении главы «Давление». Урок –
исследование возможно провести только после того как учащиеся узнают ,
что такое давление, от каких величин оно зависит, как определяется.
Давление жидкостей и газов отличается от давления твердых тел. На данном
уроке ученикам предлагается исследовать зависимость давление от различных
величин: плотности и массы тела, объема тела, плотности жидкости, глубины
погружения тела, от формы тела.
Дидактическая цель: способствовать усвоению знаний учащихся о
выталкивающей силой(силой Архимеда),действующей на тело погруженное в
жидкость или газ; навыков определения существования выталкивающей силы,
установлению качественной и количественной зависимости этой силы от
объема тела и плотности жидкости.
Воспитательная цель: развивать логическое мышление; умение анализировать,
сравнивать, систематизировать знания, воспитание коллективизма.
Развивающая цель: развивать коммуникабельность при работе в группах,
аккуратность при оформлении, устную речь, память.
Оборудование: ведерко Архимеда, сосуд с водой, динамометр, сосуд с
отливным носиком, тела разной формы, карточки. Мультимедийная установка
для демонстрации презентаций.
Тип урока: урокисследование.
Методы: беседа, эксперимент, рассказ, презентация.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Сегодня на уроке вы узнаете о существовании еще одной силы и выясните
,от чего эта сила зависит.
2.Актуализация знаний.
Какие силы вы знаете? (ответы учащихся: сила тяжести, сила упругости,
сила трения, вес тела).От чего зависит каждая из этих сил?(от массы тела, от деформации, от рода
материала поверхности).
Скажите, почему в воде легко поднять тяжелое тело, а на земле трудно?
(ответы учащихся)
Записываем тему урока в тетрадь.
3.Слова учителя: «Сегодня вы будете научными экспериментаторами,
исследуете от чего зависит сила Архимеда(выталкивающая
сила).Древнегреческий математик, физик Архимед, живший в 287 году до
нашей эры первым открыл закон, который и был назван его именем.
Демонстрационный эксперимент: опыт по растяжению пружины под
действием груза сначала в воздухе , а затем в воде.
Почему динамометр во втором случае показывает меньшее значение?
Ответы учащихся( в воде на тело действует сила Архимеда).
4.Начинаем серьезное научное исследование, но сначала учащиеся
самостоятельно ставят перед собой цель: исследовать и выяснить от каких
величин зависит выталкивающая сила. Записываем цель в тетрадь.
Гипотезы выдвигаемые учащимися:
1.выталкивающая сила зависит от формы тела;
2.выталкивающая сила зависит от плотности вещества;
3.выталкивающая сила зависит от плотности жидкости;
4.выталкивающая сила зависит от массы тела;
5.выталкивающая сила зависит от объема тела.
Все гипотезы проверяются экспериментально. Класс делится на 5 групп,
каждая группа исследует одну из гипотез и о результате сообщается всему
классу.
5.Далее ребята приступают к проверке своей гипотезы.(приложение)
6.После выполнения работы учащиеся докладывают результаты своих
исследований( на листках А4 написан символ физической величины от
которой зависит или не зависит выталкивающая сила).На доске и в тетрадях составляется таблица , в которую записываются
величины, от которых зависит и не зависит выталкивающая сила.
Не зависит
1.форма тела
2.плотность и масса тела
3.глубина погружения
зависит
1.объем тела
2.плотность жидкости
На основе Закона Паскаля выводится формула архимедовой силы
FA=gρжVт
Далее проводится эксперимент с ведерком Архимеда и учителем делается вывод о зависимости силы Архимеда от веса вытесненной
жидкости , FA=Pж в объеме погруженной части тела.
Слайд с выводом формулы демонстрируется и учащиеся записывают в
тетрадь вывод формулы и формулировку закона:
FA=Pж=gmж=gρжVж Vж=Vт тогда mж=ρжVт получаем
FA=gρжVт
Мы получили формулу, которая подтверждает наши экспериментальные
выводы. Мы достигли цели , которые ставили в начале нашего урока: мы с
вами открыли закон Архимеда исследовав все случаи.
Демонстрация презентации о законе Архимеда, подготовленное учащимися.
7.Закрепление материала.
1.Что такое сила Архимеда? Где она действует?
2.От чего зависит выталкивающая сила?
3.Как звучит закон Архимеда?
4.Решение задач: почему в мертвом море нельзя утонуть?
почему не тонет в речке Танин мяч?
почему железный гвоздь тонет , а железный корабль нет?8.Домашнее задание. §
Составить задачи на нахождение выталкивающей силы.
Урок –исследование как форма инновационного урока позволяет выявит
способности каждого ученика, его индивидуальность. Развить способности
самостоятельности в изучении материала, а так же позволяет ученику
адаптироваться в микрогруппах , что способствует развитию социализации
каждого ребенка.
Приложение.
1.Задание для первой группы.
Вам надо определить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела?
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема , нить, динамометр.
Ход работы:
1.Определить выталкивающую силу, действующую на каждое тело.
2.Сравнить эти силы.
3.Сделать вывод : зависит ли выталкивающая сила от объема тела?
2.Задание для второй группы.
Вам необходимо определит, зависит ли выталкивающая сила от плотности и
массы тела?
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной
цилиндры, нить.
1.Определите выталкивающую силу, действующую на алюминиевый ,затем на
стальной цилиндры.
2.Сравнить эти силы, сделать вывод.
3.Задание для третьей группы.
Выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.Оборудование: динамометр, нить, сосуды с чистой водой и солевым
раствором, цилиндр.
Ход работы:
1.Определить выталкивающую силу , действующую на цилиндр в чистой воде,
затем в соленой воде.
2.Чем отличаются эти жидкости?
3.Сделать вывод.
4.Задание для четвертой группы.
Вам необходимо определить, зависит ли выталкивающая сила от глубины
погружения тела?
Оборудование: динамометр, мензурка, вода, цилиндр, нить.
Ход работы:
1.Определить выталкивающую силу на разных глубинах h1 и h2.
2.Сделать вывод.
5.Задание для пятой группы.
Вам необходимо определить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела?
Оборудование: кусочек пластилина, динамометр, нить, сосуд с водой.
Ход работы:
1.Придать пластилину форму шарика, определить выталкивающую силу.
2.Придать пластилину форму куба, определить выталкивающую силу.
3.Сделать вывод.