ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Миронова Елизавета Андреевна
Конспект урока русского языка
«Деление слов на слоги»
г. Дзержинск, 2022г.
УМК: «Школа России»
Тип урока:закрепление
Тема урока:Деление слов на слоги
Цель урока:закрепление умений деления слов на слоги.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить правило определения количество слогов в словах;
- Обобщить знания о нахождении слогов в словах;
- Закрепить умение делить слова на слоги.
Развивающие:
- Развивать РУУД: контроль и оценка результатов собственной деятельности и деятельности одноклассников;
- Формировать КУУД: умение слушать и слышать, аргументировано доказывать свой ответ посредством беседы с учителем и учащимися;
- Развивать ПУУД: умение наблюдать, анализировать, делать выводы, сравнивать посредством создания проблемной ситуации и решения проблемы.
Воспитательные:
- Воспитывать желание и интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- рассказывают правило определения количества слогов в словах;
- находят слоги в словах;
- делят слова на слоги.
Метапредметные:
- Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников;
- Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ;
- Решают проблему, наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Личностные:
- проявляют интерес по нахождение слогов в словах.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» (УМК “Школа России”, авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 класс, стр. 32-33), презентация, проектор, карточки
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
План урока:40 минут
1) Организационный этап – 2мин
2) Актуализация знаний и умений – 5 мин
3) Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока – 3 мин
4) Закрепление – 20 мин
- в знакомой ситуации (типовые задания)
- в изменённой ситуации (конструктивные задания)
5) Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) – 7 мин
6) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности- 3 мин
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача урока |
Методы и приемы работы |
Деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1. Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность |
Прием проверки готовности к уроку |
- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку русского языка: у вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал. Начинаем урок.
Присаживайтесь. |
Проверяют готовность к уроку
- Вот звонок нам дал сигнал Он учится нас позвал. А мы время не теряем, И урок наш начинаем. |
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль. Контроль со стороны учителя |
|
РУУД:Умеют организовывать свое рабочее место |
|
2. Актуализация знаний |
Определить степень усвоения изученного. Обеспечить воспроизведение опорных знаний. |
Словесные: беседа Наглядные: демонстация |
Минутка чистописания - Перед тем как начать писать, давайте немного разомнём пальчики. Повторяйте вместе со мной за видео. Сейчас поиграем в игру «Отгадай букву». Я вам загадываю загадку, ваша задача отгадать букву, которая загадана в загадке. Экскаватор землю роет – Трубопровод новый строит. Весь измажется в земле, Превратится в букву…
Правильно. Слушайте следующую загадку.
Взяли «Н» и справа ножку Растянули мы немножко, Да свернули буквой «О»- Ну, и что произошло?
Буквы написаны обратной стороне доски, как дети отгадывают обе букв, я открываю доску. Ребята, сядьте правильно. Спину выпрямите, ноги стоят на полу. Обе руки лежат на парте. Откройтепроверенные тетради, от предыдущей записи отступите 2 строки вниз, запишите число, сегодня 10 марта, классная работа. (написано на доске)
Ребята, в этой записи есть опасное место?
Правильно, удвоенный согласный [с]. Подчеркните опасное место зеленой ручкой.
Какие буквы мы сейчас будем записывать? Ребята, обратите внимание, все буквы пишем с наклоном. У буквы Ю
овал не заужаем. Ведем его ровно. Пропишите буквы в этом порядке, целую строку. Пишите аккуратно, постарайтесь написать так же, как у меня в образце. Сидим прямо, тетрадь под наклоном. Подчеркните карандашом самые правильно написанные буквы. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. На доске написаны слова: ворона, воробей, пенал Давайте прочитаем их. Первое слово читай, пожалуйста, Даша. Следующее Егор. И последнее Серафим. Спасибо. Используя цифровой веер, покажите мне, сколько слогов в 1 слове. Сколько слогов во 2 слове? В третьем слове? Влад. Скажи, пожалуйста, сколько слогов в первом слове? Докажи, почему здесь 3 слога.
Поднимите руку, кто согласен с Владом. Спасибо, садись. Юля, сколько во 2 слове слогов?
Поднимите руку, кто не согласен с Юлей. Все верно. Коля, сколько слогов в 3 слове.
Спасибо, Коля. Кто догадался, какая тема будет сегодня на уроке?
Да, ребята. Сегодня мы продолжим отрабатывать тему, которую проходили вчера. Деление слов на слоги. - Как мы узнаем, сколько в слове слогов?
Верно, ребята. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. |
(Повторяют за видео)
- Э
- Получилась буква Ю
- Да, два согласных звука
- Буквы Э, Ю
- Воробей
- Ворона - Пенал
- 3
- 3
- 2 - 3 слога
- В этом слове 3 гласных звука, значит 3 слога
- Два слога. Во втором слове 3 гласных звука, поэтому 3 слога.
- В 3 слове 2 слога. Здесь 2 гласных звука, значит 2 слога.
- Продолжение вчерашней тема. Деление слов на слоги.
- Посмотрим на гласные буквы. Сколько гласных, столько и слогов
|
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
|
КУУД: Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ. РУУД:Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников. ПУУД: Решают проблему, наблюдают, анализируют, делают выводы, сравнивают |
|
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
|
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
Словесные: беседа; Наглядные - демонстрация |
Сформулируем задачи на урок. У меня на экране незавершённые предложения. Завершите их. Что же нам предстоит сделать? 1. Повторим правило определения … 2. Обобщим знания о …. 3. Закрепим умение делить …
|
- количество слогов в слове - деление слов на слоги - слова на слоги |
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся, презентация |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
|
|
|
4.Закрепление - в знакомой ситуации (типовые задания) .
- в изменённой ситуации (конструктивные задания)
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и измененной ситуации. |
Словесные: беседа, рассказ Наглядные: карточки, учебник, иллюстрация |
Давайте посмотрим, действительно ли вы усвоили деление слов на слоги. - в знакомой ситуации (типовые задания) Для этого я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Ручеек» У вас на столах лежат карточки. Сейчас каждый из вас сможет побыть сначала в роли учителя, а потом в роли ученика. Поднимите руку первый вариант. Вы сейчас будете учителями. Отпускайте руку. Поднимите руку второй вариант. Вы – ученики. Отпускайте руку. Учителя, возьмите ваши карточки. Сейчас учителя со своей карточки читают слово, а ученики записывают и делят это слово с помощью черты на слоги. Я переворачиваю песочные часы, вы приступаете к работе, когда прозвенит мелодия, карточки откладываем. Итак, начинаем (переворачиваю часы).
- Мелодия прозвучала, а значит время вышло. Теперь второй вариант у нас учителя, а первый ученики. Учителя диктуют со своей карточки слово, а ученики записывают и делят его на слоги. Начинаем.
Мелодия прозвучала. Отложили карточки. Обменяйтесь тетрадями и возьмите в руки простой карандаш. Проверяем работу друг друга самостоятельно. Если есть ошибки: слово написано неправильно, неправильно слово разделено на слоги, то вы их исправляете
А теперь откройте свои карточки. Сейчас проверяем в паре по карточкам слово первого варианта. Поднимите руку первый вариант. Приступайте. Закончили. Теперь проверяем в паре работу по карточке второго варианта. Приступайте. Закончили. А теперь вы все учителя. Нам нужно оценить работы. На полях ставим +, если ошибок нет. +-, если 1-2 ошибки, - , если 3 ошибки и больше. Оцените работы. Сейчас первый вариант – ученики- проговаривает свои ошибки второму варианту, учителям. Учителя внимательно слушают и проверяют. Поднимите руки первый вариант. Приступайте к работе.
Теперь второй вариант – ученики. Они проговаривают свои ошибки. Первый вариант – учителя, внимательно слушают и проверяют.
- Молодцы, ребята. Обменяйтесь друг с другом карточками. Поднимите руку первый вариант. Вы остаетесь на своих местах. Отпускайте руки. Поднимите руки второй вариант. Сейчас второй вариант первая парта каждого ряда уходит на последнюю парту второго варианта своего ряда. Вторая парта переходит на первую. Третья на вторую. Четвертая на третью. - Мы снова организуем ту же работу. Первый вариант – учителя, второй ученики. Учителя диктуют слово с карточки, а ученики его записывают.
Мелодия прозвучала, а значит время вышло. Теперь второй вариант у нас учителя, а первый ученики. Учителя диктуют со своей карточки слово, а ученики записывают. Начинаем.
Мелодия прозвучала. Отложили карточки. Обменяйтесь тетрадями и возьмите в руки простой карандаш. Проверяем работу друг друга самостоятельно. Если есть ошибки, то исправляем ошибки. А теперь откройте свои карточки. Сейчас проверяем в паре по карточкам слово первого варианта. Поднимите руку первый вариант. Приступайте. Закончили. Теперь проверяем в паре работу по карточке второго варианта. Приступайте. Закончили. А теперь вы все учителя. Нам нужно оценить работы. На полях ставим +, если ошибок нет. +-, если 1-2 ошибки, - , если 3 ошибки и больше. Оцените работы. Сейчас первый вариант – ученики- проговаривает свои ошибки второму варианту, учителям. Учителя внимательно слушают и проверяют. Поднимите руки первый вариант. Приступайте к работе. -Теперь второй вариант – ученики. Они проговаривают свои ошибки. Первый вариант – учителя, внимательно слушают и проверяют.
Молодцы, ребята. Обменяйтесь друг с другом карточками. Пересаживаемся также, как и в прошлый раз. - Мы снова организуем ту же работу. Первый вариант – учителя, второй ученики. Учителя диктуют слово с карточки, а ученики его записывают.
Мелодия прозвучала, а значит время вышло. Теперь второй вариант у нас учителя, а первый ученики. Учителя диктуют со своей карточки слово, а ученики записывают. Начинаем. Мелодия прозвучала. Отложили карточки. Обменяйтесь тетрадями и возьмите в руки простой карандаш. Проверяем работу друг друга самостоятельно. Если есть ошибки, то исправляем их. А теперь откройте свои карточки. Сейчас проверяем в паре по карточкам диктант первого варианта. Поднимите руку первый вариант. Приступайте. Закончили. Теперь проверяем в паре работу по карточке второго варианта. Приступайте. Закончили. А теперь вы все учителя. Нам нужно оценить работы. На полях ставим +, если ошибок нет. +-, если 1-2 ошибки, - , если 3 ошибки и больше. Оцените работы. Сейчас первый вариант – ученики- проговаривает свои ошибки второму варианту, учителям. Учителя внимательно слушают и проверяют. Поднимите руки первый вариант. Приступайте к работе. Теперь второй вариант – ученики. Они проговаривают свои ошибки. Первый вариант – учителя, внимательно слушают и проверяют. Молодцы, ребята. Обменяйтесь друг с другом карточками. Пересаживаемся также, как и в прошлый раз.
(Проводим работу до тех пор, пока ученики каждого ряда не займут свои места). Ребята, вот вы и пришли к своим местам. Как бы назвали наши передвижения?
- Ребята, именно поэтому игра называется «Ручеек». Мы сейчас с вами организовали ручеек с остановками. Что вы делали на этих остановках? Молодцы. Какое правило вы применяли при делении слов на слоги? Итак, ребята, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Продолжим отрабатывать наши умения дальше. - в изменённой ситуации (конструктивные задания) Откройте учебник на странице 34. Найдите упражнение 5. Коля, прочти, пожалуйста, задание. Все остальные поставили палец на начало и читаем вместе с Колей, только шепотом.
Спасибо. Ребята, что нам здесь нужно сделать?
Все верно. Поставили палец на начало стихотворения. Читаем хором.
Егор, прочти еще раз. Все остальные читают шепотом вместе с Егором.
Спасибо, Егор. На что похоже это стихотворение? Сейчас в паре посчитайтесь с помощью этой считалки. Когда будете считаться произнесите слова считалки по слогам. Приступайте. Закончили. Ребята, посмотрите в учебник, что вы видите ниже? Правильно. Я даю вам минутку обсудить в паре, какая схема, к какому слову из считалки подходит. Приступайте к работе.
Закончили. Ребята, смотрим на первую схему. Мы видим один красный квадрат. Что он обозначает? Дима, пожалуйста.
Поднимите руки, кто выбрал такие же слова. Это правильный ответ, молодец. Дальше, Настя, какие слова ты подобрала сюда? Поднимите руки, кто выбрал такие же слова. Правильно. Дальше Влад
Поднимите руки, кто выбрал такие же слова. Дальше Лера.
Поднимите руку, кто нашел еще слова. Лера, молодец. Дальше Ваня.
Поднимите руку, кто нашел еще слова. Молодец, Ваня. Все верно. И последняя схема Глеб.
Поднимите руку, кто нашел еще слова. Верно, тут только одно слово. Физкультминутка Положили ручки. Давайте встанем и немного отдохнем. Играем в игру на внимание. Вы слушаете, что я говорю. Делать я буду по- другому. Кто попадется и повторит за моими руками, а не за словами, то проигрывает. Начинаем. Присаживайтесь. Продолжаем работу. Страница 34 упражнение 6. Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на иллюстрация?
Ребята, напишите у себя в тетради: Упр 6. Сядьте правильно. Тетради положите под наклоном. Нам нужно записать названия иллюстраций в определенном порядке. Сначала слово, в котором один слог. Кто нашел это слово поднимите руку. Антон, пожалуйста. Докажи.
Запишите в тетрадь. Первое слово мы пишем с заглавной буквы, остальные через запятую. Следим за осанкой. Теперь нужно выписать слово, в котором 2 слога. Кто нашел это слово, поднимите руку. Лиза, пожалуйста.
Молодец. Ребята, запишите эти слова в тетрадь. Слово пенал – словарное слово. Как вы будете писать его? Опасное место в этом слове подчеркните зеленой ручкой. А теперь найдите слова, в которых три слога. Полина, пожалуйста. Правильно. Запишите эти слова к себе в тетрадь. В каком слове есть опасные места?
Верно. Подчеркните его зеленой ручкой. Ребята, составьте одно предложение с этими словами и запишите в тетрадь. Какие в предложение опасные места?
Запишите предложение. Ева, какое предложение ты записала? Отлично. Молодец. Положили ручки. Подняли глаза на меня. Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. Чтобы узнать с каким, отгадайте загадку: Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом. Кто это? Вывешиваю картинку на доску. Это ребята лисица. Лисица – это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Слово лисица пишется с двумя буквами и. Запишите себе в тетрадь слово: лисица и подчеркните опасное место. Давайте составим с этим словом предложение. Дима, пожалуйста.
Отлично. Запишем это предложение. Какие здесь есть опасные места?
Запиши себе в тетрадь это предложение. Следим на осанкой. Физкультминутка Положили ручки и встали. Ребята, давайте поиграем. Если я назову слово, в котором один слог, то вы подпрыгиваете. Если два слога – хлопаете в ладоши. Если три – приседаете. Начинаем: черепаха, слон, бегемот, пенал, лисица, воробей, морж, жираф, кот, собака. Отлично, молодцы. Вас не провести. Присаживайтесь. |
- Первый вариант диктует текст второму варианту. Второй вариант записывают.
- Второй вариант диктует текст первому варианту. Первый вариант записывают.
- Проверяют работы друг друга самостоятельно
- Проверка работы первого варианта в паре по карточке - Проверка работы второго варианта в паре по карточке
- Оценивают работы друг друга.
- Первый вариант проговаривают свои ошибки второму варианту. Второй вариант внимательно слушают и проверяют. - Второй вариант проговаривают свои ошибки первому варианту. Первый вариант внимательно слушают и проверяют.
- Первый вариант диктует слово второму варианту. Второй вариант записывают.
- Второй вариант диктует текст первому варианту. Первый вариант записывают.
- Проверяют работы друг друга самостоятельно
- Проверка работы первого варианта в паре по карточке
- Проверка работы второго варианта в паре по карточке
- Оценивают работы друг друга. - Первый вариант проговаривают свои ошибки второму варианту. Второй вариант внимательно слушают и проверяют.
- Второй вариант проговаривают свои ошибки первому варианту. Первый вариант внимательно слушают и проверяют.
- Первый вариант диктует текст второму варианту. Второй вариант записывают. - Второй вариант диктует текст первому варианту. Первый вариант записывают. - Проверяют работы друг друга самостоятельно
- Проверка работы первого варианта в паре по карточке
- Проверка работы второго варианта в паре по карточке
- Оценивают работы друг друга.
- Первый вариант проговаривают свои ошибки второму варианту. Второй вариант внимательно слушают и проверяют. - Второй вариант проговаривают свои ошибки первому варианту. Первый вариант внимательно слушают и проверяют.
- Ручеек
- Диктовали и писали слова
- Сколько гласных звуков, столько и слогов
- Прочитай. Почему это стихотворение так назвали. Прочитать стихотворение и ответить на вопрос.
- Я – зверек, И ты – зверек, Я- мышонок, Ты – хорек. Ты хитер, А я умен, Кто умен, Тот вышел вон!
- Я – зверек, И ты – зверек, Я- мышонок, Ты – хорек. Ты хитер, А я умен, Кто умен, Тот вышел вон!
- На считалку
(Считаются с помощью считалки)
- звуковые схемы
(Выбирают звуковые схемы)
- Один гласный звук. Подойдет из считалки: и, а
- Слог слияние
- ты
- Мы видим слог слияние и примыкающий согласный звук. Подойдут слова: тот, вон,
- Мы видим согласный звук и слог слияние. Подойдет только одно слово – кто
- Мы видим в начале слова гласный звук, затем слог слияние с мягким согласным звуком и примыкающий согласный. Подойдет слово: умен.
- Мы видим слог слияние с твердым согласным звуком, затем слог слияние с мягким согласным звуком и примыкающий согласный. Подойдут слово: хорек
- Пенал, кролик, воробей, карандаш, стул
- Стул
- В этом слове один гласный звук, значит один слог
- Пенал, кролик В этих словах два гласных звука, поэтому два слога.
- с буквой е
- карандаш, воробей
- В слове воробей. Там пишется две буквы о
- Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
У кролика красивые глаза.
- Лиса
- Бежит красивая лисица.
- Начало предложения с заглавной буквы. В слове лисица, буква и, в конце ставится точка. |
Фронтальная, парная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль, контроль учителя |
-Делят слова на слоги
- Применяют правило при делении слов на слоги |
КУУД: Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ. РУУД:Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников. ПУУД: Решают проблему, наблюдают, анализируют, делают выводы, сравнивают |
|
5. Творческое применение знаний в новой ситуации.
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения в творческой (проблемной ситуации).
|
Словесные: беседа Наглядные: учебник |
Найдите упражнение 7 на странице 35. Поставьте палец на начало текста. Читаем текст хором.
Полина, прочти, пожалуйста, еще раз. Все остальные поставили палец в начало и читаем шепотом.
Из какой сказки отрывок? Кто автор этой сказки? Да, это русская народная сказка. Ее придумал народ. Сейчас мы с вам разыграем сценку из этого отрывка. Кто хочет быть репкой? Кто хочет быть дедом? Разыгрываем сказку без слов. Молодцы, ребята. Садитесь. А сейчас в тетради запиши: Упр. 7 Сели правильно. Тетрадь положили под наклоном. Выпишите из текста первые два предложения. Даша, прочти, какие предложения будешь выписывать?
Записываем. Найдите и подчеркните слово, у которого 1 слог. Серафим, какое слово ты подчеркнул?
Верно, молодец. |
- Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытянуть не может. - Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытянуть не может.
- Репка - у нее нет автора
- Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
- Я подчеркнула слово дед, потому что в нем один гласный звук, значит один слог. |
Фронтальная, индивидуальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль, контроль учителя |
Умеют обнаруживать слова с разным количеством слогов. |
РУУД: Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников. КУУД: Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ.
|
|
6. Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности. |
Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели |
Словестные: беседа; Наглядные – демонстрация. Приём “Цветовой смайлик” |
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте проверим, все ли задачи мы с
вами смогли решить. 2. Обобщили знания о делении слов на слоги? 3. Закрепили умения делить слова на слоги? Приём “Цветовой смайлик” Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Поднимите зелёный смайлик у кого сегодня все получилось. А у кого что-то немного не получилось, поднимите жёлтый смайлик. А у кого ничего не получилось, поднимите красный смайлик. На этом наш урок подходит к концу. Спасибо, урок окончен. Отдыхайте.
|
- Да
- Да
- Да |
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль |
|
РУУД: Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности. КУУД: Умеют слушать и слышать.
|
Адекватно оценивают причины своего успеха/ неудачи в учении. |
Карточка 1:
Морж
Карточка 2:
Черепаха
Карточка 3:
Собака
Карточка 4:
Жираф
Карточка 5:
Слон
Карточка 6:
Гусь
Карточка 7:
Петух
Карточка 8:
Лебедь
Карточка 9:
Белка
Карточка 10:
Кот
Карточка 11:
Медведь
Карточка 12:
Лось
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.