Деловая игра « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»
Оценка 4.6

Деловая игра « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
9 кл—11 кл
16.01.2025
Деловая игра  « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»
Деловая игра Конфликт и пути его решения.docx

Деловая игра  « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»

Составитель: педагог – психолог Мосиенко Е.И.

Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Задачи:

·         Ознакомить с понятием конфликт.

·         Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации.

·         Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Форма проведения:

деловая игра с элементами тренинга

Возраст учащихся:  10 класс

Оборудование:


·         мультимедийный проектор;

·         текст для разыгрывания ситуации;

·         сосуд;

·         нить.


 

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так – смирись,

Будь умнее -  улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно…

                                     Омар Хаям

Педагог -  психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу присоединиться к вам и вместе с вашим классным руководителем провести деловую игру.  Но, прежде  чем мы озвучим тему нашей деловой игры, давайте все вместе, выполним одно упражнение.

1.Упражнение  «Невидимая  связь». 

 (Для  проведения   потребуется  моток  прочных  толстых  нитей. Все участники игры  становятся   в  круг  на  расстоянии  вытянутых  рук. Педагог  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает   историю, обходя  каждого  участника  игры  и  вкладывая  ему  в руки нить)

Педагог -психолог: Всегда  есть  нечто, что  объединяет  людей. Темой  нашей сегодняшней  игры  будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать.

Конфликт. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т. п.) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Можно ли прожить без конфликтов? Нуж­ны ли они человеку? (Высказывания участников.) Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т. п.)

Конфликты - это часть нашей жизни. Они способству­ют реформам, преобразованиям, развитию.

Но, самым существенным условием конфликта, является  умение конфликтовать. За неумение грамотно конфликтовать люди платят обычно своими нервами и своим здоровьем. Поэтому сегодня с вами будем учиться правильно конфликтовать.

Классный руководитель: Что же такое конфликт? Прежде чем ответить на это вопрос давайте послушаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука».

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; Да только воз и ныне там.

Классный руководитель: В чем заключается мораль этой басни?

Ответы участников. Они не смогли договориться, а от­сюда возникла конфликтная ситуация. Что же означает слово «конфликт»?

2.Упражнение « Ассоциации»  ( на доску вешается слово Конфликт и на каждую букву слова записывают ассоциации.( ребята выходят и записывают - крик,обман,надежда…,)  (Далее участники знакомятся с определением конфлик­та.)

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Итак, какие же бывают конфликты?

Реальные конфликты направлены на достижение определенной цели. борьба за «кусок пирога».

Нереальные конфликты вызываются не конкурирующими целями,  необходимостью разрядить напряженность.

Конфликт ролей возникает в тех случаях, когда человеку предъявляются противоречивые требования по поводу его деятельности или поведения.

Конфликт с партнером. Конфликт между людьми предполагает столкновение их целей, интересов, позиций и мнений.

Классный руководитель: В любом конфликте каждая сторона желает получить победу, часто любыми путями, даже если страдают личные интересы.

Давайте сейчас проведем следующий эксперимент.

3.Упражнение « Раздели яблоко» (На примере разделения яблока, участникам необходимо показать, как происходит разрешение конфликтов. Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие результаты этого действия:

1.     Яблоко делится пополам. (В этом случае обе стороны идут на компромисс, но страдают обе стороны, поскольку каждый хотел получить целое яблоко.)

2. Яблоко получает соперник. (в этом случае одна сторона обделяет себя.)

3. Яблоко оставляет себе.  (обделяет интересы соперника.)

Классный руководитель: В двух последних случаях конфликт не решается, поскольку могут быть негативные последствия. Компромиссное решение приводит к обделению обеих сторон, но конфликт все же решается.

Педагог - психолог: Существует еще четвертый вариант – определение предмета конфликта

Пример. Две сестры спорили о том, как разделить апельсин. Каждая доказывала, что именно она должна получить его. В результате решили разделить его пополам, но обе сестры остались недовольными.

Как вы думаете, почему они остались недовольны?

Потом выяснилось, что цели у них были разные: Одна из них хотела съесть апельсин, а другая – использовать кожуру для приготовления торта. Они не учли, что их интересы не пересекались, и в результате проиграли обе.

Главное - осознать, что хотите в этой ситуации вы и ваш соперник, обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.

И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 5 стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту. Выходов из этих и других ситуаций может быть не­сколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Педагог - психолог:  А сейчас мы с вами проиграем все стратегии поведения –их всего 5. можно дать всем  Участники должны проиграть эти стратегии и объяснить

4.Упражнение «Праздничный пирог»

Представьте себе, что к вам на день рож­дения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками заса­харенных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им страте­гии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из го­стей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Из­бегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой ку­сок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3.  Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, ка­кой достанется. (Приспособление.)

4.   Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудниче­ство.)

5.  Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.

Комментарий педагога-психолога: Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы  поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность со­перника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Классный руководитель: Конфликты, как и болезни лучше предупредить, чем лечить.  Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения: 

1.     Не употребляйте конфликтогены: это слова, которые могут привести к конфликту.

2.     Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

3.     Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость, сопереживание) к собеседнику.

4.     Делайте как можно больше благожелательных посылов

Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Существует много способов, но мы рассмотрим два: мягкое противостояние, конструктивное предложение.

5.Упражнение « Проиграй ситуацию».

- Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние, конструктивное предложение.

- Ваш одноклассник вчера занял у вас 30 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Окажите ему мягкое противостояние, конструктивное предложение.

Это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Педагог - психологА теперь, давайте займемся самопроверкой

Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

 Педагог - психолог: Саморефлексия "Мои возможности"

1.     На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.

2.     В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

3.     В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.

Классный руководитель: И в заключении нашей деловой игры, давайте проведем такой ритуал ЧАША СПОКОЙСТВИЯ

Я предлагаю вам  по очереди передать друг другу эту чашу, которая наполнена  водой до краев так, чтобы не уронить ни одной капли.

Отлично, вы доказали, что можете  бережно и внимательно относиться друг к другу.

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

 

 Педагог - психолог: Большое спасибо!


 

Деловая игра « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»

Деловая игра « Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций»

Конфликты - это часть нашей жизни

Конфликты - это часть нашей жизни

Педагог - психолог: Существует еще четвертый вариант – определение предмета конфликта

Педагог - психолог: Существует еще четвертый вариант – определение предмета конфликта

Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?»

Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2025