Деловая игра
Оценка 4.8

Деловая игра

Оценка 4.8
Игры +1
docx
русский язык
10 кл
24.02.2021
Деловая игра
Развитие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как важное средство повышения эффективности урока литературы
Деловая игра Международный конгресс филологов.docx

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме деловой игры : «Международный конгресс филологов»

Проведение внеклассного мероприятия, построенного как деловая игра, повышает интерес к данной теме , тем более что игра способствует созданию атмосферы совместной творческой деятельности преподавателей и студентов. Предлагаемый же языковой материал расширяет знания студентов о русском языке , его богатствах, его роли в современном мире. В этом случае  форма и содержание преследуют одну цель – формирование активной творческой личности.                                     Для проведения мероприятия по названной теме преподаватель заранее даёт студентам задания: познакомится с журналами «Русский язык за рубежом», «Русский язык в школе», «Русская речь» ( за последние два-три года), книгой В.Г. Костомарова  « Русский язык среди других языков мира», а также сделать выписки из газет, журналов , учебных пособий по русскому языку с учётом следующего:

1.     Значение русского языка, высказывания о нём выдающихся людей мира.

2.     Богатства русского языка ( в области лексики, фонетики, словообразования , синтаксиса и .т.д.).

3.     Изучение русского языка в странах мира.

4.     МАПРЯЛ и род деятельности этой организации ( проведение конгрессов, выпуск журнала, организация олимпиад для школьников).

5.     Чем объяснить большой интерес к русскому языку в мире ?                  

Кроме того, каждый студент должен знать одно или  несколько стихотворений о русском языке и высказывания видных деятелей о значимости русского языка. С помощью толкового и энциклопедического словарей необходимо выяснить значение слов: ООН, ЮНЕСКО, ассоциация , ассамблея, конгресс, конференция, симпозиум, съезд, форум; аспект, интервью, коллега, коммуникативный, координационный, мировой язык, статус, тенденция.

Студенты распределяются по группам в 5 человек, и преподаватель объясняет, как нужно готовится к конгрессу. После ознакомления со специальной литературой, весь собранный материал анализируется с помощью преподавателя. Затем определяется основной докладчик, который будет освещать общие вопросы, другие докладчики, конкретизуются темы их выступлений.

При подготовке к такой деловой игре студенты овладевают очень важным умением – самостоятельно работать с литературой ( учебником, словарём , газетой, журналом), подбирать материалы на заданную тему , составлять картотеку. К тому же они обогащают свой активный словарный запас лексикой, необходимой им в их речевой практике .

После начала занятия (обычно торжественно  какой-либо песней о России, о дружбе и .т.д.) преподаватель сообщает тему мероприятия, форму его проведения, рекомендуем записывать основные положения докладов,

- Предположим, что каждый из вас- делегат международного конгресса филологов в Париже, и вам предоставляется возможность выступить от какой-либо страны. Подумайте , о чём вы расскажите. Вероятно , в своих сообщениях вам необходимо выразить отношение к русскому языку людей того государства , которое вы представляете ,рассказать о том, как он изучается в «вашей» стране, почему русский язык выдвинулся в качестве мирового на международной арене и .т.д.

Приведём лишь два высказывания из множества возможных:

«Русский язык должен стать мировым языком . Настанет время ( и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара» ( А.Н. Толстой).

«Чужой язык распространяется не пожарами и саблею, а собственным обилием и превосходством»(А.С. Пушкин).

Итак, председатель объявляет программу конгресса , которая включает пленарное заседание с обсуждением прослушанных докладов, сообщает темы докладов и предоставляет слово первому докладчику, который говорит примерно следующее:

Уважаемые коллеги! Русский язык издавна считается одним из важнейших и богатейших языков мира. В настоящее время в той или иной мере им владеют около полумиллиарда человек. Если прибавить страны СНГ, то эта цифра будет значительна больше. Значение только русского и английского языка открывает доступ к 75-80% всей информации, существующей в мире.

Как известно , русский язык является рабочим языком международных съездов, конгрессов, конференций и т.п. ООН при своём создании в 1945 г. Объявила пять официальных ( рабочих ) языков: английский, русский, французский, испанский и китайский. В 1973 г. ООН признала шестым официальным языком арабский. На русском языке написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

Русский язык изучался в средний и высших учебных заведениях десятков стран мира. В некоторых из них он является предметом школьного обучения. Кроме того, во многих странах созданы курсы по изучению русского языка ( о чём расскажут коллеги в своих сообщениях).

С целью обобщения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом в 1967 г. В Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), которая раз в три-четыре года проводится конгрессы. Конгресс на тему «Русский язык в мире 90-х годов» состоится в 1994 г. МАПРЯЛ издаёт в нашей стране для зарубежных учителей русского языка журнал «Русский язык за рубежом». По инициативе МАПРЯЛ в Москве раз в три года проводятся международные олимпиады для школьников. 

Мотивом свободного выбора русского языка в настоящее время становится нечто иное, чем просто отвлечённый интерес к русскому языку ,а его изучение приобретает конкретные цели. Это и поездки в Россию, и работа в совместных предприятиях, и желание самому следить за литературой общественно- политического характера, за научной информацией и т.д.

После выступления ведущего докладчика председатель сообщает о том, что вопросу изучения русского языка за рубежом посвящён обзор политической карты мира- «Планета изучает русский язык», подготовленный участниками конгресса. Делегаты «разных стран» знакомят собравшихся с тем, как обстоит дело с изучением русского языка в мире.

Третья группа докладов посвящена вопросу о том, почему иностранцы изучают русский язык. «Делегаты зарубежных стран» обосновывают это потребностями общения, «делегаты из России» - богатством и выразительностью самого русского языка. Здесь уместны доклады по лексике, фонетике, словообразованию, стилистике и т.д.

Цель этих сообщений- убедить присутствующих в том, что русский язык- исключительно интересный язык, но чтобы ощутить это, его нужно хорошо знать. Так, обращаясь к фонетике, докладчик говорит о том, что русский язык отличается звучностью, мелодичностью и  считается одним из самых музыкальных языков. Ещё в 1793 г. Известный немецкий правовед И.К. Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский». И т.д.

Делегаты из «пятёрки» дополняют выступление докладчика. Они приводят факты, доказывающее то или иное положение, приводят высказывания видных деятелей о русском языке, которое ограничено включаются в канаву доклада . Например: «Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях , способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии…» ( Проспер Мериме).

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…» (А. Куприн).

Докладчик, касающийся словообразования, сообщает , что русский язык отличается богатством словообразовательных элементов и способов словообразования.

Так, глагол ходить может соединяться с 17 префиксами: в-, вы-, вс-, до-, за-, ис-, на-, об-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, рас-, с-, у-. При этом каждый префикс вносит дополнительное значение. Кроме того, сами префиксы имеют по нескольку значений: за- -9,о-(об-)-10, пере- - 7, про- -10 и т.д. По словам К. Чуковского, «приставки, придают русской речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла слова».

Аналогичная картина – с суффиксами и корнями. Например, с корнем –чист- можно образовать около 60 слов. И т.д.

Делегаты из «пятёрки» приводят другие факты, подтверждающие главную мысль докладчика.

После обсуждения докладов председатель предлагает «делегатам» письменно изложить свои выводы по теме работы «конгресса» и сдать в координационный центр для принятия итоговых документов, в том числе Заявления конгресса.

Пока члены координационного центра готовят итоговые документы, «участники конгресса» пишут словарный диктант ( ассоциация , ассамблея, конгресс, конференция, симпозиум съезд; коллега, координационный центр, коммуникативный, мировой язык, интервью, тенденция) и дают толкование трём словам ( форум, аспект, статус).

Затем подводятся итоги пленарного заседания, корректируется и принимаются «решения конгресса», доказывается правомерность эпиграфов. 

Из содержания докладов студенты получают информацию, насыщенную интересными в познавательном отношении фактам, которая расширяет их кругозор.

Проведение такого занятия предполагаете не только сотрудничество между преподавателем и студентами, но и сотворчество студентов, которое способствует формированию умений правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед аудиторией, владеть интонацией, жестами, мимикой. Здесь проявляется творчество, самостоятельность и эрудиция сотрудников. Кроме того, они приобретают знания о том, как проводятся большие формулы , конгрессы, съезды и т.д.

Таким образом, мероприятие в форме деловой игры « Международный конгресс филологов» значительно повышает интерес к занятиям по  русскому языку. Такие деловые игры позволяют приобрести осознанные знания по конкретной теме и обогатить активный словарный  запас.

Велико и воспитательное значение подобных занятий: они способствуют активизации интереса к русскому языку, формируют ответственное отношение к учёбе, чувство товарищества, коллективизма, ответственности за личный вклад в общее дело, расширяют кругозор студентов, повышая их общую культуру.             

   

      

                                                   

 

 

 

 

 

 


Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме деловой игры : «Международный конгресс филологов»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме деловой игры : «Международный конгресс филологов»

После начала занятия (обычно торжественно какой-либо песней о

После начала занятия (обычно торжественно какой-либо песней о

С целью обобщения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом в 1967 г

С целью обобщения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом в 1967 г

Докладчик, касающийся словообразования, сообщает , что русский язык отличается богатством словообразовательных элементов и способов словообразования

Докладчик, касающийся словообразования, сообщает , что русский язык отличается богатством словообразовательных элементов и способов словообразования

Такие деловые игры позволяют приобрести осознанные знания по конкретной теме и обогатить активный словарный запас

Такие деловые игры позволяют приобрести осознанные знания по конкретной теме и обогатить активный словарный запас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021