МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАСКОВЕЙСКИЙ АГРО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК»
методическая разработка
Преподаватель: Оскреткова Т.А.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК»
по МДК 02.04. Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства
Цель игры:
- научить отбирать почвенные образцы и подготавливать их к анализу;
- развивать аналитическое мышление и коммуникативные способности участников;
-подвести к осознанию участниками игры ролевых обязанностей директора агрохимической станции, заведующих оперативным отделом и аналитического отдела и более образному представлению будущей производственной деятельности.
Место деловой игры в системе обучения: деловая игра проводится на лабораторной работе по теме: «Отбор почвенных образцов при поведении агрохимического обследования и подготовка их к анализу»
Участники игры: студенты 2 курса специальности 35.02.05 Агрономия
1. Содержание игры
В данной игре моделируется подготовительный и лабораторный этапы агрохимического обследования. Игра имитирует совещание у директора агрохимической станции, на котором решаются вопросы, возникшие в ходе обследования, а затем поводится подготовка почвенных образцов к анализу. В игре участвуют несколько групп специалистов (агрохимиков и лаборантов). Каждая работает по конкретному хозяйству.
2. Подготовка к деловой игре
При подготовке к игре студенты получают домашнее задание и к ее началу
по качеству выполнения этого задания можно приближенно судить о степени усвоения
ими материал по теме «Агрохимический контроль за плодородием почв». Подготовка домашнего задания может осуществляться как индивидуально, так и в коллективе.
Для успешного участия в проведении деловой игры студент должен знать:
- этапы агрохимического обследования почв;
- материалы, необходимые для проведения полевого этапа обследования;
- методику отбора смешенных почвенных образцов;
- порядок хранения и подготовки смешенных образцов к анализу.
Для успешного участия в игре студент должен уметь:
– нанести маршрутные ходы по полю различной конфигурации и площади;
– выделить элементарные участки для отбора образцов;
– отобрать и оформить смешанный образец;
– подготовить образец к анализам;
– отобрать среднюю лабораторную и аналитическую пробы к анализу.
Студенты, выдвинутые на руководящие роли, должны быть заранее ознакомлены со своими обязанностями и подготовиться к ее проведению.
Участникам деловой игры предлагается домашнее задание, которое выдается за несколько дней до начала игры. Домашнее задание выполняется коллективами, однако обосновывать принятое решение, отстаивать его каждый будет индивидуально в своей роли. Это обязывает всех серьезно подойти к выполнению домашнего задания, активно участвовать в его разработке.
Домашнее задание:
- составить и обосновать план материально – технического обеспечения экспедиции;
- подготовить картографическую основу;
- выделить на картографической основе элементарные участки;
- изучить порядок хранения смешанных почвенных образцов;
- изучить методику подготовки образцов к анализу;
- освоить методику отбора лабораторной и аналитической проб.
3. Оснащение игры
Почвенные буры, коробки (мешочки), пинцеты, листы фанеры (бумаги), этикетки, почвенная мельница, ступки с пестиками, совочки, пинцеты, линейки, сита, образцы почвы, карандаши.
План землепользования хозяйства и топографическая основа с выделенными и пронумерованными элементарными участками. Ведомость передачи почвенных образцов или журнал регистрации смешанных почвенных образцов.
- Этикетки с названием отделов. Бейджики для директора и зав. отделами.
4. Проведение деловой игры
4.1. Ролевая структура участников игры
Участники игры имитируют работу станции агрохимической службу, которая осуществляет контроль за плодородием и проводит агрохимическое обследование почв. Исходя из этого, студентам предлагаются роли специалистов станции, связанных с подготовкой и проведением отбора почвенных образцов, подготовкой их к анализу:
- Директор агрохимической станции
- Зав. оперативным отделом
- Зав аналитическим отделом
- Агрохимики
- Лаборанты
Студенты, выступающие в ролях руководителя агрохимической станции и заведующих отделами выбираются заранее, остальные участники выполняют по ходу занятия доставшиеся им роли.
Однако, каждый студент должен знать обязанности участников игры и в случае необходимости заменить товарища и выступить в его роли.
Студент – директор агрохимической станции:
– проводит совещание по готовности работников станции к проведению агрохимических обследований;
– выслушивает доклад зав. оперативным отделом о готовности к полевым исследованиям и уже поведенных обследованиях;
- выслушивает доклад зав. аналитическим отделом;
- при необходимости вносит коррективы и дает поручения зав. отделами.
Студент – зав. оперативным отделом:
– решает транспортные вопросы;
– решает вопросы материально-технического обеспечения;
– устраивает быт участников полевых агрохимических обследований;
– решает вопросы выделения рабочей (подсобной) силы, выделения необходимого оборудования, машин и т.п.
– дает задание агрохимику на проведение отборов почвенных образцов;
- контролирует работу агрохимиков по подготовке образцов почвы к передаче в аналитический отдел (проверяет правильность отбора и подготовки, наличие этикетки, номер элементарного участка на коробочке).
- выступает на совещание с докладом о текущей работе и возникших сложностях, предлагает пути их решения.
Студент – агрохимик:
- определяет площадь элементарных участков;
- готовит картографическую основу и выделяет на ней элементарные участки;
– наносит маршрутные ходы на картографическую основу;
– организует работы по первоначальной подготовке отобранных образцов (просушивание, размол на почвенной мельнице и отбор необходимое количества почвы);
– готовит образцы к отправке в аналитический отдел (перекладывает этикетку, указывает на коробочке с почвой номер элементарного участка);
- отчитывается перед зав. оперативным отделом о готовности к передаче образцов.
Студент – зав. аналитическим отделом:
– принимает от зав. оперативным отделом необходимые образцы почвы, отобранные
в хозяйстве;
– проверяет правильность оформления почвенных образцов;
– организует работу по подготовке исходной пробы до средней лабораторной пробы, исходя из требований к проведению анализов;
- контролирует работу лаборантов;
- выступает на совещание с докладом и текущей работе и возникших сложностях, предлагает пути их решения.
Студент – лаборант:
– выполняет работу по подготовке почвенных образцов к анализу (размол в ступке, просев через сито);
- отбирает лабораторную и аналитическую пробы.
4.2. Ход деловой игры
Перед началом деловой игры преподаватель назначает студентов на роли согласно ролевой схеме распределения обязанностей на агрохимической станции.
В практической работе агроному часто приходится применять решения непосредственно в полевых условиях, когда возможность посоветоваться и заглянуть в справочник или учебник отсутствует. Поэтому оценка домашнего задания не может характеризовать комплекса знаний и умений студента в области отбора средних проб, оперативности его научного мышления. Кроме того, в практической деятельности агронома немаловажное значение имеет умение логично и доходчиво обосновывать принятое решение, умение отстаивать свое мнение, противопоставлять доводам оппонентов убедительные контрдоводы.
Перечисленные качества студентов могут формироваться и достаточно полно раскрываться при проведении деловой игры как оперативного совещания при директоре агрохимической станции и в деловых взаимоотношениях между зав.отделами и последними с лаборантским составом. На этом совещании и деловых встречах зав. отделами возможно столкновение мнений, руководитель игры получает полную возможность оценить не только знания студентов, но и их умение самостоятельно мыслить, вести полемику, анализировать собственные и чужие ошибки и принимать меры к их исправлению.
Опытный руководитель деловой игры может создать при этом атмосферу, максимально приближенную к реальной, что будет способствовать ускорению адаптации молодых специалистов к условиям производства.
Руководитель игры может остановить докладывающего и попросить студентов, исполняющих другие должности, сказать, как бы тот поступили в данной ситуации?
Руководителю игры по ходу можно изменить зону работы агрохимической станции, сообщить о нежелании руководства хозяйства заключать договор, изменении сроков проведения агрохимического обследования.
5. Роль преподавателя при проведении деловой игры
Руководитель деловой игры должен не только в совершенстве знать области деятельности, затрагиваемой игрой, но и уметь ее « вести», контролировать игровой режим, оперативно реагировать на все неожиданно возникающие в процессе игры сбои и ситуации, пресекать всякого рода нарушения игры и отклонения. Кроме того, он должен уметь организовать в конце игры ее анализ и обсуждение, т. е. подвести итоги игры.
От преподавателя требуется решительность, быстрота реакции, развитое умение поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, способность самому увлечься возникающими в процессе игры ситуациями и увлечь других.
Руководитель игры предлагает сценарий темы, предусматривающий участие студентов в выше названных ролях, наделяя их соответствующими полномочиями. Необходимо четко формулировать обязанности каждого из них, давать исходную информацию. При этом преподаватель объединяет обычный метод преподавания с игрой и закрепляет теоретические положения, усвоенные студентами.
Преподаватель по ходу игры корректирует действия студентов, усложняет или облегчает первоначальную ситуацию (Приложение 1). Однако активность не должна быть чрезмерной частые подсказки и исправления «выбивают» участников игры, при этом теряется цельность происходящего и притупляется интерес студентов к игре.
Задачи преподавателя, участвующего в проведении игры, сводятся в основном к
следующему:
– оперативная проверка знаний методики выполнения работы;
– проведение консультаций по просьбе играющих;
– введение дополнений в задания, меняющих (большей частью осложняющих) ситуацию;
– участие в подведении итогов игры и оценка работы участников.
6. Подведение итогов игры и оценка подготовленности студентов
Преподаватель подводит итоги игры. Оценивает действия каждого студента с учетом его активности, правильности ответов и глубины научного обоснования выбранного направления. Полезно подчеркнуть успешное, правильное решение и показать, в чем заключались ошибки, допущенные студентами.
Разбор хода игры и участия каждого студента должен быть подробным, исчерпывающим.
Характеризуя активность и подготовленность каждого студента, необходимо учитывать и степень его заинтересованности, эмоционального подъема – ведь студент практически впервые имеет возможность принимать самостоятельные комплексные решения. Излишняя суровость оценки может нанести вред, положительные оценки предпочтительнее.
Целесообразно также попросить студентов оценить полезность проведенной игры и записать их замечания и пожелания на будущее.
Приложение 1
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ:
Возникшие трудности |
Пути решения |
1. Заболело несколько лаборантов |
- объявить субботу в отделе рабочим днем с последующим отгулом и двойной оплатой за счет договорных средств |
2. Вышло из строя оборудование: |
- срочный ремонт; - взять в агрохимическом центре на период ремонта |
3. Не качественный химический препарат, используемый для анализа |
- связаться с поставщиком некачественного препарата и потребовать срочной замены партии; - или срочно приобрести в другой фирме; - договориться с агрохимическим центром (лабораторией винзавода) о взятии взаймы. |
4. Прорвало канализацию в лаборатории |
- срочный ремонт; - перевести временно оборудование в другое помещение. |
5. Не будет электричества в течение 3 дней |
- перенести выходные дни - установить двойную оплату в выходные дни за счет договорных средств |
ОПЕРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ:
Возникшие трудности |
Пути решения |
1. Сломалась машина, на которой установлен пробоотборник |
- срочный ремонт; - использовать легковую машину директора |
2. Машина, на которой установлен пробоотборник, не прошла техосмотр |
- установить виновного за срыв техосмотра и объявить ему выговор; - срочно подготовить машину и пройти техосмотр; - использовать легковую машину директора. |
3. Вышел из строя пробоотборник |
- срочный ремонт (или покупка нового); - использование почвенных буров (позаимствовать несколько штук в ПАТТ). |
4. Сломалась почвенная мельница (не работает или крупный размол почвы) |
- сочный ремонт (или покупка новый); - временный ручной размол почвы с привлечением свободных сотрудников из других отделов; - привлечение студентов ПАТТ на период практики. |
5. Совпадение работ по агрохимическому обследованию в нескольких хозяйствах не достаточно одного пробоотборника |
- рассмотреть вопрос о целесообразности приобретения пробоотборника на квадроцикле - использование почвенных буров (позаимствовать несколько штук в ПАТТ). |
6. Уволился агрохимик, не хватает специалистов для отбора проб |
- переформировать группы специалистов, оставить в каждой по одному агрохимику; - вместо второго агрохимика использовать рабочих хозяйства или студентов ПАТТ. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.