Деловая игра "Агрохимик"
Оценка 5

Деловая игра "Агрохимик"

Оценка 5
docx
15.11.2024
Деловая игра "Агрохимик"
Деловая игра Агрохимик.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАСКОВЕЙСКИЙ АГРО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК»

 

 

 

методическая разработка

 

  Преподаватель: Оскреткова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК»

по МДК 02.04. Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства

 

 

Цель игры:

- научить отбирать почвенные образцы и подготавливать их к анализу;

- развивать  аналитическое мышление и коммуникативные способности участников;

-подвести к осознанию участниками игры ролевых обязанностей директора агрохимической станции, заведующих оперативным отделом и  аналитического отдела и более образному представлению будущей производственной деятельности.

Место деловой игры в системе обучения: деловая игра проводится на  лабораторной работе по теме: «Отбор почвенных образцов при поведении агрохимического обследования и подготовка их к анализу»

Участники игры: студенты 2 курса специальности 35.02.05 Агрономия

 

1. Содержание игры

 

В данной игре моделируется подготовительный и лабораторный этапы агрохимического обследования. Игра имитирует совещание у директора агрохимической станции, на котором решаются  вопросы, возникшие в ходе обследования, а затем поводится  подготовка почвенных образцов к анализу. В игре участвуют несколько групп специалистов (агрохимиков и лаборантов). Каждая работает по конкретному хозяйству.

 

2.  Подготовка к деловой игре

 

При подготовке к игре студенты получают домашнее задание и к ее началу

по качеству выполнения этого задания можно приближенно судить о степени усвоения

ими материал по теме «Агрохимический контроль за плодородием почв». Подготовка домашнего задания может осуществляться как индивидуально, так и в коллективе.

Для  успешного участия в проведении деловой игры  студент должен знать:

- этапы агрохимического обследования почв;

- материалы, необходимые для проведения полевого этапа обследования;

- методику отбора смешенных почвенных образцов;

- порядок  хранения и подготовки смешенных образцов к анализу.

Для  успешного участия в игре студент должен уметь:

 – нанести маршрутные ходы по полю различной конфигурации и площади;

 – выделить элементарные участки для отбора образцов;

 – отобрать и оформить смешанный образец;

  –  подготовить образец к анализам;

–  отобрать среднюю лабораторную и аналитическую пробы к анализу.

Студенты, выдвинутые на руководящие роли, должны быть заранее ознакомлены со своими обязанностями и подготовиться к  ее проведению.

Участникам деловой игры предлагается домашнее задание, которое выдается за несколько дней до начала игры. Домашнее задание выполняется коллективами, однако обосновывать принятое решение, отстаивать его каждый будет индивидуально в своей роли.  Это обязывает всех серьезно подойти к выполнению домашнего задания, активно участвовать в его разработке.

Домашнее задание:

- составить и обосновать план материально – технического обеспечения экспедиции;

- подготовить картографическую основу;

- выделить на картографической основе элементарные участки;

- изучить порядок хранения смешанных почвенных образцов;

- изучить методику подготовки образцов к анализу;

- освоить методику отбора лабораторной и аналитической проб.

 

3. Оснащение игры

 

Почвенные буры, коробки (мешочки), пинцеты, листы фанеры (бумаги), этикетки, почвенная мельница, ступки с пестиками, совочки, пинцеты, линейки, сита, образцы почвы, карандаши.  

План землепользования хозяйства и топографическая основа с выделенными и пронумерованными элементарными участками. Ведомость передачи почвенных образцов или журнал регистрации смешанных почвенных образцов.

-        Этикетки с названием отделов. Бейджики для директора и зав. отделами.


4.  Проведение деловой игры

 

4.1. Ролевая структура участников игры

 

Участники игры имитируют работу станции агрохимической службу, которая осуществляет контроль за плодородием и проводит агрохимическое обследование почв. Исходя из этого, студентам предлагаются роли специалистов станции, связанных с подготовкой и проведением отбора почвенных образцов, подготовкой их к анализу:

- Директор агрохимической станции

- Зав. оперативным отделом

- Зав аналитическим отделом

- Агрохимики

- Лаборанты

Студенты, выступающие в ролях руководителя агрохимической станции и заведующих отделами выбираются заранее, остальные участники выполняют по ходу занятия доставшиеся им роли.

Однако, каждый студент должен знать обязанности  участников игры и в случае необходимости заменить товарища и выступить в его роли.

Студент  –  директор агрохимической  станции:

 – проводит совещание по готовности работников станции к проведению агрохимических обследований;

 – выслушивает доклад зав. оперативным отделом о готовности к полевым исследованиям и  уже поведенных обследованиях;

- выслушивает доклад зав. аналитическим отделом;

- при необходимости вносит коррективы и дает поручения зав. отделами.

 

Студент  – зав. оперативным отделом:

 – решает транспортные вопросы;

 – решает вопросы материально-технического обеспечения;

– устраивает быт участников полевых агрохимических обследований;

 – решает вопросы выделения рабочей  (подсобной) силы, выделения необходимого оборудования, машин и т.п.

– дает задание агрохимику на проведение отборов почвенных образцов;

- контролирует работу агрохимиков по подготовке образцов почвы к передаче в аналитический отдел (проверяет правильность отбора и подготовки, наличие этикетки, номер элементарного участка на коробочке).

- выступает на совещание с докладом о текущей работе и возникших сложностях, предлагает пути их решения.

 

Студент – агрохимик:

- определяет площадь элементарных участков;

- готовит картографическую основу и выделяет на ней элементарные участки;

– наносит маршрутные ходы на картографическую основу;

– организует работы по первоначальной подготовке отобранных образцов (просушивание, размол на почвенной мельнице и отбор необходимое количества почвы);

– готовит образцы к отправке в аналитический отдел (перекладывает этикетку, указывает на коробочке с почвой номер элементарного участка);

- отчитывается перед зав. оперативным отделом о готовности к передаче образцов.

 

Студент  – зав. аналитическим отделом:

 – принимает от зав. оперативным отделом необходимые образцы почвы, отобранные

в  хозяйстве;

 – проверяет правильность оформления почвенных образцов;

 – организует работу по подготовке исходной пробы до средней лабораторной пробы, исходя из требований к проведению анализов;

- контролирует работу лаборантов;

- выступает на совещание с докладом и текущей работе и возникших сложностях, предлагает пути их решения.

 

Студент  –  лаборант:

 – выполняет работу по подготовке почвенных образцов к анализу (размол в ступке, просев через сито);

-  отбирает лабораторную и аналитическую пробы.

 

4.2. Ход  деловой игры

 

Перед  началом деловой игры преподаватель назначает студентов на роли согласно ролевой схеме распределения обязанностей на  агрохимической станции.

В практической работе агроному часто приходится применять решения непосредственно в полевых условиях, когда возможность посоветоваться и заглянуть в справочник или учебник отсутствует. Поэтому оценка домашнего задания не может характеризовать комплекса  знаний и умений студента в области отбора средних проб,  оперативности его научного мышления. Кроме того, в практической деятельности агронома немаловажное значение имеет умение логично и доходчиво обосновывать принятое решение, умение отстаивать свое мнение, противопоставлять доводам оппонентов убедительные контрдоводы.   

Перечисленные качества студентов могут формироваться и достаточно полно раскрываться при проведении деловой игры как оперативного совещания при директоре агрохимической станции и в деловых взаимоотношениях между зав.отделами и последними с лаборантским составом. На этом совещании и деловых встречах зав. отделами возможно столкновение мнений, руководитель игры получает полную возможность оценить не только знания студентов, но и их умение самостоятельно мыслить,  вести полемику,  анализировать собственные и чужие ошибки и принимать меры к их исправлению.

Опытный руководитель деловой игры может создать при этом атмосферу,  максимально приближенную к реальной, что будет способствовать ускорению адаптации молодых специалистов к условиям производства.

Руководитель игры может  остановить докладывающего и попросить студентов, исполняющих другие должности, сказать, как бы тот поступили в данной ситуации?

Руководителю игры по ходу можно изменить зону работы агрохимической станции, сообщить о нежелании руководства хозяйства заключать договор,  изменении сроков проведения агрохимического обследования.

 

5.  Роль преподавателя при проведении деловой игры

 

Руководитель деловой игры должен не только в совершенстве знать области деятельности,  затрагиваемой игрой,  но и уметь ее « вести»,  контролировать игровой режим, оперативно реагировать на все неожиданно возникающие в процессе игры сбои и ситуации, пресекать всякого рода нарушения игры и отклонения.  Кроме того,  он должен уметь организовать в конце игры ее анализ и обсуждение, т. е.  подвести итоги игры.

От преподавателя требуется решительность, быстрота реакции,  развитое умение поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, способность самому увлечься возникающими в процессе игры ситуациями и увлечь других.

Руководитель игры предлагает сценарий темы, предусматривающий участие студентов в выше названных ролях,  наделяя их соответствующими полномочиями.  Необходимо четко формулировать обязанности каждого из них, давать исходную информацию. При этом преподаватель объединяет обычный метод преподавания с игрой и закрепляет теоретические положения,  усвоенные студентами.

Преподаватель по ходу игры корректирует действия студентов,  усложняет или облегчает первоначальную ситуацию (Приложение 1). Однако активность не должна быть чрезмерной частые подсказки и исправления  «выбивают»  участников игры, при этом теряется цельность происходящего и притупляется интерес студентов к игре.

Задачи преподавателя, участвующего в проведении игры, сводятся в основном к

следующему:

 – оперативная проверка знаний методики выполнения работы;

 – проведение консультаций по просьбе играющих;

 –  введение дополнений в задания, меняющих (большей частью осложняющих) ситуацию;

 – участие в подведении итогов игры и оценка работы участников.

 

6. Подведение итогов игры и оценка подготовленности студентов

 

Преподаватель подводит итоги игры. Оценивает действия каждого студента с учетом его активности, правильности ответов и глубины научного обоснования выбранного направления. Полезно подчеркнуть успешное, правильное решение и показать, в чем заключались ошибки, допущенные студентами.

Разбор хода игры и участия каждого студента должен быть подробным, исчерпывающим.

Характеризуя активность и подготовленность каждого студента, необходимо учитывать и степень его заинтересованности,  эмоционального подъема   –  ведь студент практически впервые имеет возможность принимать самостоятельные комплексные решения.  Излишняя суровость оценки может нанести вред,  положительные оценки предпочтительнее.

Целесообразно также попросить студентов оценить полезность проведенной игры и записать их замечания и пожелания на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ:

 

Возникшие трудности

Пути решения

1. Заболело несколько лаборантов

- объявить субботу в отделе рабочим днем с последующим отгулом и двойной оплатой  за счет договорных средств

2. Вышло из строя оборудование:

- срочный ремонт;

- взять в агрохимическом центре на период ремонта

3. Не качественный химический препарат, используемый для анализа

- связаться с поставщиком некачественного препарата и потребовать срочной замены партии;

-  или срочно приобрести в другой фирме;

- договориться с агрохимическим центром (лабораторией винзавода) о взятии взаймы.

4. Прорвало канализацию  в лаборатории

- срочный ремонт;

- перевести временно оборудование в другое помещение.

5. Не будет электричества в течение 3 дней

- перенести выходные дни

- установить двойную оплату в выходные дни  за счет договорных средств

 

 

ОПЕРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ:

 

Возникшие трудности

Пути решения

1. Сломалась машина, на которой установлен пробоотборник

- срочный ремонт;

- использовать легковую машину директора

2. Машина, на которой установлен пробоотборник, не прошла техосмотр

- установить виновного за  срыв техосмотра и объявить ему выговор;

- срочно подготовить машину и пройти техосмотр;

- использовать легковую машину директора.

3. Вышел из строя пробоотборник

- срочный ремонт (или покупка нового);

- использование почвенных буров (позаимствовать несколько штук в ПАТТ).

4. Сломалась почвенная мельница (не работает или крупный размол почвы)

- сочный ремонт (или покупка новый);

- временный ручной размол почвы с привлечением свободных сотрудников из других отделов;

- привлечение студентов ПАТТ на период практики.

5. Совпадение работ по агрохимическому обследованию в нескольких хозяйствах не достаточно одного пробоотборника

- рассмотреть вопрос о целесообразности приобретения пробоотборника на квадроцикле

- использование почвенных буров (позаимствовать несколько штук в ПАТТ).

6. Уволился агрохимик, не хватает специалистов для отбора проб

- переформировать группы специалистов, оставить в каждой по одному агрохимику;

- вместо второго агрохимика использовать рабочих хозяйства или студентов ПАТТ.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК» по МДК 02

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АГРОХИМИК» по МДК 02

Студенты, выдвинутые на руководящие роли, должны быть заранее ознакомлены со своими обязанностями и подготовиться к ее проведению

Студенты, выдвинутые на руководящие роли, должны быть заранее ознакомлены со своими обязанностями и подготовиться к ее проведению

Однако, каждый студент должен знать обязанности участников игры и в случае необходимости заменить товарища и выступить в его роли

Однако, каждый студент должен знать обязанности участников игры и в случае необходимости заменить товарища и выступить в его роли

Студент – лаборант: – выполняет работу по подготовке почвенных образцов к анализу (размол в ступке, просев через сито); - отбирает лабораторную и аналитическую пробы

Студент – лаборант: – выполняет работу по подготовке почвенных образцов к анализу (размол в ступке, просев через сито); - отбирает лабораторную и аналитическую пробы

От преподавателя требуется решительность, быстрота реакции, развитое умение поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, способность самому увлечься возникающими в процессе игры ситуациями и увлечь других

От преподавателя требуется решительность, быстрота реакции, развитое умение поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, способность самому увлечься возникающими в процессе игры ситуациями и увлечь других

Приложение 1 ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ

Приложение 1 ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2024