ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
В настоящее время процесс обучения в школах сводится к формированию у учащихся конкретных предметных знаний, умений, навыков.
Задача системы образования 21 столетия состоит не в передаче знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся использовать полученные в школе знания и умения в повседневной жизни. Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Сущность функциональной грамотности учащегося заключается в готовности его : Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Формирование химической грамотности – это целостный педагогический процесс взаимодействия субъектов (учащихся и педагога), который основан на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на усвоение учащимися знаний по химии, а так-же развития мотивационной сферы и приобретения предметных умений деятельностно-прикладного характера.
Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:
· читательская грамотность
· математическая грамотность
· естественнонаучная грамотность
· финансовая грамотность
· креативное мышление
· глобальные компетенции.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компе-тенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: кри-тическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос).
Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследования, высказывать предположения, строить гипотезы.
Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, которые позволяют формировать инновационное поведение человека и эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Поэтому учащемуся важно не только получать знания, но также и уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать жизненный опыт с новой информацией.
Актуальность данной работы в том, чтобы повысить мотивацию обучения химии через применения в своей работе задач прикладного характера, необходимых в повседневной жизни, активизировать их познавательную активность на уроках химии. Повысить интерес к естественно-научной грамотности через творческий подход в изучении химии.
Цель моей методической работы состоит в изучении приемов современных технологий на уроках химии для развития функциональной грамотности учащихся. Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо.
При изучении химии учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с химическими текстами – это немаловажный аспект успешной учебной деятельности школьника. Необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. Обобщенно говоря, нужно обучать учащихся умению воспринимать и преобразовывать информацию. Тем самым будет выявлен гуманитарный компонент химии и сформирована способность к критическому мышлению при сохранении и даже некотором улучшении химических знаний.
Задания, способствующие развитию читательской грамотности учащихся, могут быть использованы как на уроках по химии, так и для организации самостоятельной работы учащихся.
Эффективному применению технологии РКМ способствует такое методическое условие, как самостоятельная работа с учебной книгой.
На уроке с использованием текста, как источника знаний, учащийся не только читает материал, но и учится размышлять, отсеивать главное от второстепенного, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной грамотности. Смысловое чтение - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по химии. Работа с текстом на уроках химии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием.
Стратегии смыслового чтения:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
-работа с текстом: преобразование информации и ее интерпретация;
-работа с текстом: оценка информации;
-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Результаты смыслового чтения:
Общая ориентация в тексте.
Глубокое понимание текста.
Применение полученной информации в практической деятельности.
Текст задачи. Светящийся монах
Реально ли это описание?
Благодаря каким же учёным и каким образом удалось синтезировать такое вещество и какими ещё замечательными свойствами он обладает?
Дайте пояснения этому факту и докажите свою точку зрения.
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Прием «Ключевые слова».
Прием «Перепутанные логические цепочки».
Приём «Кластер («гроздь»)
Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
«Фишбоун» по теме «Гидролиз солей».
Может использоваться прием «маркировочная таблица».
В старших классах изложение нового материала часто проходит в лекционной форме. При этом ученики являются не пассивными участниками процесса, а анализируют информацию, заполняя графы таблицы, выбирая ответы на поставленные вопросы, составляя схемы. Все это способствует более полному восприятию речи учителя.
Этому помогают такие приемы, как «концептуальная таблица», «двухчастный дневник», «тонкие и толстые вопросы», «таблица аргументов».
Прием «Лист решения проблем» - развитие математической грамотности
Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.
Проблемные ситуации для урока по технологии критического мышления – развитие естественнонаучной грамотности.
Я часто использую на уроках ситуационные задачи. Выполнение этих заданий требует от обучающихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует формированию читательской грамотности обучающихся и является диагностикой читательской грамотности обучающегося.
Решение ситуационных задач и самостоятельное применение знаний в новых ситуациях - один из способов развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения химии. Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Ситуационная задача заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ.
Предлагаю несколько вариантов ситуационных задач.
Задания по развитию естественнонаучной грамотности:
Неорганическая химия.
Тема «Металлы и их соединения».
Задание. Художники-реставраторы отмечают, что картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют. Особенно белая краска со временем приобретает серый оттенок, что, естественно, влияет на качество картины. Что же происходит с белыми красками на воздухе и как это можно предотвратить?
Ответ. Белый пигмент — это свинцовые белила. Это вещество представляет собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в воздухе, образуя сульфид свинца (II) соединение черного цвета:
РЬСО3 + H2S = PbS + H2CO3
Если же обработать накопившийся PbS пероксидом водорода, то образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета
PbS + 4Н202 = PbS04 + 4Н20
Таким способом можно реставрировать почерневшие картины, написанные маслом.
Задание. Свежевыжатый апельсиновый сок обладает рядом полезных веществ, в том числе и богат и этим элементом. Сок лучше пить сразу после приготовления или в течение 15-20 минут — так он сохранит все витамины.
1. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле:
1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S1
2. Составьте формулу гидроксида этого элемента.
3. С какими из перечисленных веществ взаимодействует данный гидроксид: сульфат меди (II), хлорид магния, оксид меди (II), оксид серы (IV), сульфат натрия, хлорид аммония.
4. Составьте с выбранными веществами уравнения реакций.
Поисковая беседа – это такая беседа, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством педагога ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой преподавателем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.
Я использую прием нестандартной постановки вопроса. Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы:
1. Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: всю из алюминия с сияющими медными заклепками или всю из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками ?
2.Почему долго не портятся консервы в железных банках?
Обычно на подобные вопросы правильно отвечают далеко не все. Зато все испытывают интеллектуальные затруднения, и при этом очень велика цена правильного ответа. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
А при изучении понятия «Жесткость воды» начинаю не с ситуации, содержащую жизненно-практическую проблему, а связанную с личностным опытом в быту.
При стирке белья в Макеевке затрачивается мыла меньше, чем в Новороссийске. Почему?
Учащиеся заинтересовываются, высказывают мнения. Учитель обобщает предположения. Это связано с месторасположением населенных пунктов. Вода в Новороссийске жестче, чем в Макеевке.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают учащихся самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка, научить его самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Следовательно, использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.