Деловая игра для педагогов
«Креативность как компонент профессиональной компетентности педагога ДО»
Цель: сплочение педагогов в ситуации конкурса внутри учреждения; проявление лидерами креативных качеств, а группой поддержки способности работать в команде.
Предварительная работа: 1. Социологический опрос на выявление формальных лидеров в коллективе и группы их поддержки. 2. Определение типов мышления и уровня креативности у педагогов. Диагностика по методике Дж. Брунера
План:
1. Понятие креативности как компонент профессиональной компетентности педагога ДО.
Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству. Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо: «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган.
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон,1997 г.). В той или иной мере она свойственна и вам как вы убедились, пройдя диагностику по методике Дж.Брунера. Давайте посмотрим интерпретацию теста.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
2. Деловая игра «Конкурс креативности»
В результате социологического опроса нашего коллектива были выявлены педагоги, которых коллектив предпочитает выдвинуть на конкурс пед.мастерства, и желает поддержать своих выдвиженцев.
Жюри фиксируют результаты конкурса в протоколе. По итогу конкурса они объявят победителей.
Я предлагаю участницам конкурса назвать себя, ассоциируясь на цвет с каким либо объектом или явлением природы.
Разминка. Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Инструкция: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста, на ней свое конкурсное имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Пожелания зачитываются ведущим, который также желает участникам успеха в деловой игре.
Задание 1. Теоретическое. Первоначально я попрошу каждую команду зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis). Балл получает та команда, которая больше всех назовет качеств личности, обобщенных Davis.
Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими).
Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Педагоги анализируют, какие качества не были названы.
Задание 2. Упражнение «Перекинь мяч»
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки, и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!
Балл получает та группа участников, которые первые придумали самый быстрый способ перекидывания мяча.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Задание 3. Блиц-турнир. ТРИЗ
Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (ТРИЗ - технология решения изобретательских задач).
1. «Свойства – антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему:
Лес
Река
Степь
Пустыня
Океан
Побеждает та команда, которая подберет больше слов к экосистеме.
3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
Балл получает команда, чью загадку отгадать не удалось соперникам, при объективно верно указанных свойствах предмета.
Задание 4. «Рисуем картину эмоций». Первой команде необходимо нарисовать «как пахнет радуга». Второй команде - «о чем мечтают звезды». Третьей – «о чем думает роза». Четвертой – «чего хочет дождь». Пятой – «зачем приходит ночь». Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
Критерии для оценки жюри, по которым выставляют баллы за наличие:
1. оригинальность
2. композиционное решение/ разработанность
3. быстрота
Задание 5. Упражнение «Сочиняем стихи».
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание.
• Утром настроение плохое…
• Весной везде повсюду лужи…
• Я решила похудеть….
• Всех хотела удивить…
• Педагоги часто сердясь и бранясь…
Критерии для оценки жюри, по которым выставляют баллы за наличие:
1. оригинальность
2. композиционное решение/ разработанность
3. быстрота
Заключительные слова. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственный вопрос. И научить этому своих воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.