Деловая игра для педагогов
по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриоты великой страны».
Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи
1.Обогатить педагогические умения педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
4.Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
Педагог: М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».
Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на деловой игре «Патриоты великой страны».
Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)
Вступление. Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности.
Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром. Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.
Для
реализации патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение
некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных
учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и
рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и
адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические
мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых
занятий, работа творческих групп и т.д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем,
наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша
действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить
себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного
возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию,
ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом,
селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического
воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной,
государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг,
соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания.
Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою
родословную, почитать старшее поколение.
И так, уважаемые педагоги, цель нашей игры – это повышение
профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому
воспитанию.
Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Внимательно слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса приходить к компромиссу.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Разделитесь на 3 команды, придумайте название и девиз.
Представление команд
Существует большое количество разнообразных приемов, нацеленных на развитие патриотического воспитания, и сейчас я представлю вашему вниманию некоторые из них.
Задание №1: «Определить направление патриотического воспитания»
- Предлагаю участникам команд рассмотреть карточки, лежащие у вас на столах, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.
МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н А П Р А В Л Е Н И Я |
||
Экологическое |
Историко-краеведческое |
Культурное
|
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
|
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. |
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. |
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию.
Ответы команд
- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное.
А сейчас, приглашаю поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Задание № 2. Для начала остановимся на ассоциативных играх, которые заключаются в подборе ассоциаций.
Я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению, уже в мире считают символом России.
Игра
Валенки Сандалии Кроссовки |
Самовар Сковорода Вилка Пиала |
Балалайка Гитара Скрипка Барабан |
Матрешка Барби Робот Лего |
(Педагоги выбирают)
Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
С какими еще предметами ассоциируется наша страна (медведь, береза).
А какие у вас ассоциации при словах Столица нашей Родины? (Москва, Красная площадь, Спасская башня и т. д.)
Задание № 3. Игра «Угадай право».
Мы с вами граждане одной страны и живем по ее законам. Как называется главный закон страны. (Конституции РФ)
Инструкция: Перед вами иллюстрации к песням и литературным произведениям
Какие права обозначены в них? (Я на солнышке лежу) - право на отдых.
(в траве сидел кузнечик) – право на жизнь.
Какое право в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» нарушила Мальвина, заперев в чулане Буратино. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению)
Лягушка в сказке В.Гаршина «Лягушка -путешественница» право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(Буквы разные писать) - право на образование
(Песенка «Три поросенка») – право на жилище.
Задание №4. «Мозговая разминка»
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
1. Совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы (ФГОС ДОУ).
2. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
5. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
6. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
7. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
8. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
9. Древнее название России? (Русь).
10. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
11.Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнур полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
13. Официальная эмблема государства? (Герб).
14. Высшее должностное лицо государства, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях (Президент).
15. Что означают цвета Российского флага? (БЕЛЫЙ – Справедливость,
Небо, Чистоту совести, СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу,
Трудолюбие КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир).
16. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
Задание № 5. «Мудрые мысли» (Культурное направление)
- С чего
начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок…
С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше |
Родины нашей |
Глупа та птица, |
которой свое гнездо не мило |
Если дружба велика, |
будет родина крепка |
Будь не только сыном своего отца |
будь и сыном своего народа |
Казак скорее умрет, |
чем с родной земли сойдет |
Не работая, |
мечты не достигнуть |
У прилежного кровь играет, |
а у ленивого стынет |
Вспомните и
допишите
1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги
землю родимую, как мать … (любимую)
7. Казак на чужбине воюет, а жена … (в доме горюет)
8. Казак без коня, что охотник … (без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …(мачеха)
Задание № 6. «Знатоки русской
народной культуры»
Вопросы:
1.Назовите русские народные песни. (Солдатушки, браво, ребятушки!, Ой, то не вечер!, Во поле берёза стояла! И т.д.). Перечисляют по очереди.
2. Назовите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима»)
3.Назовите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», и т.д)
Задание № 7. «Ребусы»
- Внимание на экран. Перед вами 6 ребусов. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
,,, |
, ТЬ |
Память
,, |
,,, |
Орден
,,, |
,, Ь |
Честь
, |
, |
,,ИЯ |
Россия
, |
, |
,,НА |
Родина
|
ДА |
, |
ՙՙՙՙ |
Богданович
Задание № 8. Знаменательные даты в России «Входя в будущее, оглянись в прошлое»
Соедините даты с названием праздников
1 января |
Новый год |
22 августа |
День Государственного флага Российской Федерации |
12 июня |
День России |
8 июля |
День семьи, любви и верности |
8 марта |
Международный женский день |
12 апреля |
День космонавтики в России |
9 мая |
День Победы |
1 июня |
Международный день защиты детей в России |
4 ноября |
День народного единства |
23 февраля |
День защитника Отечества |
21 февраля |
Международный день родного языка в России |
Необходимо знакомить детей не только со знаменательными датами России, имеющими важное значение в практике патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, но и с датами и праздниками, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но также несущих в себе огромный духовный и развивающий интеллектуальный потенциал.
Я убеждена и всегда буду исходить из того, что не число и не дата в календаре определяет событие, а чувства людей – всегда, каждый день, каждую минуту. Воспитание гражданина и патриота изо дня в день, сохранение исторической Памяти – одно из условий возрождения и укрепления России. Календарь знаменательных дат является отличным помощником при планировании воспитательной работы.
Задание № 9. «Черный ящик».
В России это слово появилось в 17 веке и означало сопроводительную грамоту для послов. Обладатели ее получали большие привилегии – принимающая сторона обязана была всячески поддерживать их. Лет через сто его стали иметь крестьяне; тех, кто не имел, иначе беглых, власти ловили и возвращали помещикам. В конце 19-начале 20 вв. он стал разнообразным – бессрочным и временным. Ликвидировали его 1918 г., вернули в 1932, но не для всех. С 1974 г. стал обязательным и одинаковым. Какой предмет находится в черном ящике? (Паспорт)
- Вот и подходит наша
деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это
наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали
бы всё, что человек познает и делает. - Родить патриота нельзя, его надо
воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу: Я горжусь своей страной,
потому что?..
И, подводя итог нашей встречи я хочу процитировать слова Антона Семеновича Макаренко:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это
наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной».
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение». Уважаемые коллеги, я предлагаю вам закончить предложения:
Сегодняшний игра помогла мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе игры мне было…
Я оцениваю игру…
Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.