Тема: Как устроиться на работу
Цель: Формирование представлений о самостоятельном трудоустройстве.
Задачи:
-познакомить с этапами трудоустройства, со структурой резюме;
-формировать навык самопрезентации;
-воспитание культуры общения при устройстве на работу, заложить основы грамотного практического поведения;
-развитие грамотной речи воспитанников, обогащение словаря новыми словами.
Раздаточный материал:
- Памятки «Как правильно составить резюме» (приложение №1),
- Рекомендации для ролевой игры «Интервью» (приложение №2);
Новые понятия:
1. Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
2. Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.
3. Интервью — это беседа с потенциальным работодателем, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление.
4. Вакансия - место, должность.
5. Соискатель – человек, который ищет работу.
Ход занятия.
I. Сообщение темы и цели.
II. Разминка. (При проведении игры: «Омонимы-профессионалы» в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)
Необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых –
название профессии.
Задания:
1. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка.)
2. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер.)
3. Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток , пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник.)
4. Не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее (устаревшее) название гида. (Путеводитель.)
5. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер.)
6. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник.)
7. Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до XVII века. (Стольник.)
8. Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник.)
9. Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат.)
10. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор.)
11. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол.)
12. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График.)
13. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник.)
14. Не только ученый-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик.)
15. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив.)
III. Работа на основном этапе.
1. Вводное слово воспитателя.
В настоящее время вы все являетесь студентами учебных профессиональных заведений. По окончанию техникума вы получите диплом. Далее важнейший этап в жизни человека трудоустройство и начало работы по специальности. Труд необходим человеку – это радость, это самоутверждение в собственных глазах и глазах других людей, в конце концов труд кормит, приносит доход.
Каким образом можно найти работу? Куда обращаться? (Сбор информации о вакансиях).
В поисках работы, анализируя ситуацию и собственные возможности нужно учесть следующие моменты:
--Что я хочу? (определить свои профессиональные интересы и склонности. Работа должна быть интересной и приносить радость)
--Что я могу? (оценить свои профессионально важные качества :здоровье, квалификацию, способности и возможности.
--Надо! ( узнать какие профессии востребованы на рынке труда т.е . нужны обществу).
После подбора вакансии следующим шагом будет составление резюме.
2. Упражнение «Резюме» (осуществляется индивидуальная работа).
1). В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой, составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию (Приложение 1).
2). Несколько учащихся (по желанию) зачитывают своё резюме.
Для работодателя резюме первое знакомство с претендентом-возможность провести
оценку профпригодности; для соискателя- способ презентовать свои
профессиональные и личные качества, чтобы получить приглашение на собеседование.
Собеседование или интервью это беседа в ходе которой необходимо заявить о себе, как о хорошем работнике. Для этого нужно уметь сделать самопрезентацию. Самопрезентация – это умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление. О важности самопрезентации еще помнили наши предки.
Объясните смысл пословиц
- «Встречают по одежке –провожают по уму».
- «Не в свои сани не садись».
- «По Сеньке и шапка»
От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 20сек, зависит успех вашего предприятия. Такие качества личности как внешний вид, голос, умение вести разговор могут сыграть решающую роль при устройстве на работу.
3. Ролевая игра «Интервью» (осуществляется парная работа, остальные
учащиеся выступают в роли зрителей).
В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться рекомендациями: ( Приложение 2).
4. Проигрывание ситуаций
За столом сидит работодатель и что-то пишет и разговаривает по телефону (дает объявление в газету). К работодателю подходит девушка вульгарно одетая (жуёт жвачку , в наушниках).
-Здрастье. Это Вам требуются специалисты? Так это, я.
-Здравствуйте! Что ж очень рад ! Давайте посмотрим ваш диплом.
Девушка замешкалась.
Работодатель посмотрел документы и обещает сообщить о своём решении по телефону (он недовольно кивает).
Обсуждение сценки
Как вы считаете: понравилась ли работодателю девушка ? Возьмёт ли он её на работу? Что здесь не так? Почему? Девушка была вульгарно одета, имела много украшений и яркую косметику. Этого делать не рекомендуется! Развязные манеры могут негативно отразиться на результатах встречи.
Анализ ситуации
Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
Довольны ли вы результатом собеседования?
Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?
IV. Подведение итогов занятия.
1. Участникам предлагается на специальном листе ответить на вопросы.
1. Что называется самопрезентацией? _________________
2. Что включает в себя резюме? _____________________________________
3. Как подготовиться к встрече с потенциальным работодателем? ___________________________________________________
4. Какую цель преследует соискатель работу, давая интервью работодателю? __________________________________________________________________
5. Какую из профессий, презентация которых была представлена, вы бы хотели освоить? __________________________________________________________
2. Анализируется весь ход занятия и его основные моменты, оценивается
деятельность каждого участника
VI. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашему
эмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:
- Дело мастера боится.
- Через тернии к звёздам.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Где хотенье – там уменье.
- Терпение и труд – всё перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Приложение №1.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с. по..... специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
4. Дополнительные навыки:
- дополнительное образование (курсы 2-3-месячные);
- знание языков (родной, иностранный);
- компьютерная грамотность (какие программы знает);
- водительские права (на какую категорию машин);
- участие в конференциях и семинарах и т. п.
5. Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.).
6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
7. Для связи: домашний адрес и телефон.
8. Дата и подпись.
Приложение №2.
О чем может спросить работодатель |
Чего не следует говорить в ответ |
Как лучше ответить |
Почему вам нужна именно эта вакансия? Почему вы считаете, что справитесь с этой работой |
Рассказывать свою биографию. |
Сообщить о том, что вы умеете и способны сделать для фирмы на искомом месте. |
Как бы вы себя описали? (охарактеризуйте себя как личность.) |
Распространяться о своих религиозных и политических убеждениях, планах на личную жизнь. |
Рассказать о себе, делая упор на качествах, которые вам понадобятся на этом посту. |
Какой у вас опыт? Чем вы можете быть здесь полезны? |
Перечислять все места, где вы работали. |
Подробнее рассказать, где вы работали, о своих достижениях в интересующем фирму направлении |
Как вам удалось справиться с какой – нибудь трудной ситуацией? |
Сообщать незначительные подробности. |
«Мне удалось изменить то-то и то-то, что принесло значительную прибыль фирме». |
Ваша самая большая слабость? |
Торопиться с самокритикой. |
Упомяните недостатки, никак не влияющие на Ваши профессиональные качества. |
Что вам известно о нашей компании? |
«Я собирался навести подобные справки, но руки не дошли» |
«Я знаю, чем она занимается и торгует, какое место принадлежит ей в отрасли». |
У вас в резюме написано то-то и то-то... Расскажите подробнее. |
К сожалению, резюме было мной составлено сто лет назад, и я уже не помню деталей». |
Давайте четкие и короткие ответы по существу. Подготовьтесь подкрепить фактами каждое утверждение. |
Вы готовы пойти на курсы повышения квалификации? |
«Нет, это не слишком меня интересует». |
«Да, я мечтаю быть в курсе новейших достижений в данной области». |
Вам нравится работать в «команде»? |
«Я с гораздо большим удовольствием показал бы, на что способен в одиночку». |
Очень нравится - и вот конкретный пример...» (Приведите.) |
Каким вы себя видите через пять лет? |
«Я занимаю должность, созданную специально "под меня"». |
«Я собираюсь работать все эти годы в вашей фирме и надеюсь, что новые навыки помогут моему продвижению по службе». |
Какой стартовый заработок вас устроит? |
«Я готов согласиться на нижний предел зарплаты, положенный для этой должности». |
«Мне хотелось бы больше узнать об этой работе и моих обязанностях». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.