Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Деловая игра «Логопедическое ассорти»
(организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Выполнил: учитель-логопед Мурзина Оксана
Шадринск
2020
В нашей работе
главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
Структура проведения деловой игры
1. Организационный момент
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления
3. Заключительная часть. Итог
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание!
Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
Основная часть
Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)
С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
В
недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)
В
деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и
нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).
Утром
проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении
за нижними зубами).
Не
забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин
испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем
заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю
губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по
кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На
улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за
верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот
замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной
уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем
рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Вот
из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней
губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»
Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть
сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы,
коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера
была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
Сидит
Ваня на диване, |
На
реке поймали рака, |
Вёз
корабль карамель, |
Дядя
Коля дочке Поле |
Говорил
попугай попугаю: |
Этой
щеткой чищу зубы, |
Задание № 5. Физкультурная минутка
«Толя - альпинист»
Задание № 6. «Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
Строчки из стихотворений:
Названия сказок и книг:
А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
Например, на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например, на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 9. «Фонематический слух»
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
Задание № 10. «Фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть
Вот
и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибо за внимание, за активное участие! Успехов в работе!
Список литературы
1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
3. Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
5. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
7. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
8. Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
9. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
10. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
13. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
14. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
15. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
16. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
17. В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
18. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
19. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.