Деловая игра "На пороге школы"
Оценка 4.6

Деловая игра "На пороге школы"

Оценка 4.6
docx
18.04.2020
Деловая игра "На пороге школы"
Бабина И.М._деловая игра.docx

Деловая игра для педагогов «На пороге школы»

 

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к школе.

Задачи:

- определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, необходимые для успешного обучения в школе;

- разработать рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников ДОО в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.

Материал и оборудование: бланки с заданиями (Приложение 1, 2), ручки, презентация.

 

Ход

 

Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад.

Весьма показательно, что поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Что же такое готовность к школе? Почему так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Попробуем разобраться. Для начала, попробуем ответить на вопрос: «Кто такой выпускник ДОО?»

Предлагаю разделиться на две команды.

Задание 1

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам бланки, на которых в первом столбце приведены качества (умения, навыки), которые выделены из целевых ориентиров на момент окончания дошкольного детства. Во втором столбце вам необходимо выстроить эти качества в той последовательности, в которой они, на ваш взгляд, присутствуют у идеального выпускника. В третьем столбце – качества реального выпускника («такого как все») на момент поступления в школу не у конкретного ребенка в отдельности, а у «среднего».

Время работы 10 минут.

Портрет идеального выпускника зачитывается каждой группой.

Уважаемые коллеги, прежде чем предложить этот опросник вам, мною были опрошены педагоги ДОО и учителя начальных классов. Обратите внимание на экран, вашему вниманию представляется обобщенный портрет идеального выпускника глазами воспитателей ДОО и учителей.

Идеальный первоклассник должен: 1) хотеть пойти в школу, уметь играть, слушать взрослого, быть ответственным, дисциплинированным, организованным; 2) обладать хорошим умственным (или познавательным) развитием – памятью, речью, мышлением, воображением; 3) знать буквы, уметь считать, читать.

Теперь перейдем к портрету реального выпускника.

Каждая команда зачитывает свой вариант качеств реального выпускника.

Затем на экране обобщенный портрет реального выпускника.

 

Реальный первоклассник:

·        в большой степени: хочет пойти в школу, знает буквы, счет.

·        в меньшей степени: обладает богатым воображением, умеет рисовать и слушать взрослого, дисциплинирован и ответственен, имеет хорошее здоровье;

·        менее всего: проявляет навыки общения со сверстниками, умение конструировать и стремление преодолевать трудности, обладает недостаточно развитым мышлением и хорошей памятью.

Сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю посмотреть на составленные вами портреты идеального и реального выпускника. В них есть общее, но есть и различия.

В чём вы видите причину расхождения этих портретов?

Уважаемые коллеги, а что же такое  готовность к школе?

Обычно, когда говорят о готовности к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения программы без ущерба для его здоровья.

Мне хотелось бы остановиться более подробно на психологической готовности. Она содержит в себе следующие компоненты:

1.                 интеллектуальная

2.                 мотивационная готовность

3.                 волевая

4.                 коммуникативная

Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенку необходимо научиться  устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

Обратимся к качествам (умениям), которые были вам предоставлены.  Какие из них, на ваш взгляд, мы можем отнести к интеллектуальной готовности?

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разумеется, почти никто из них не представляет что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающаяся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива.

- Какие качества относятся к мотивационному компоненту?

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружочки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.

Обратимся к качествам (умениям). Какие из них мы отнесем к волевой готовности?

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности – принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

Какие качества (умения) можно отнести к коммуникативной готовности?

Задание 2

Уважаемые коллеги, сейчас я предложу вам следующее задание: каждой команде я предложу две ситуации в течение 10 минут вам необходимо определить о каком компоненте психологической готовности в ней говорится, ответить на вопрос, приведенный после ситуации,  и разработать рекомендации для родителей по формированию данного компонента.

1.      Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание. (Познавательная готовность)

Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

2.      Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу. (Мотивационная готовность)

        Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

3.      Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок. (Волевая готовность)

          Что послужило причиной неуспеха в школе?

4.      Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть нелегко. (Коммуникативная готовность)

Права ли мама в волнениях?

Уважаемые коллеги, как вы думаете,  что же произойдёт, если ребёнок к моменту поступления в школу не будет психологически готов к такому серьёзному и ответственному моменту?

Посмотрите на экран. (На экране портрет неподготовленного первоклассника).

- чрезмерная игривость;

- недостаточная самостоятельность;

- импульсивность, бесконтрольность поведения;

- неумение общаться со сверстниками;

- трудность контакта с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

- недостаточное развитие произвольной памяти;

- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли).

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

Уважаемые коллеги, какой компонент психологической готовности, на ваш, взгляд, является наиболее важным. Формированию какого вида готовности необходимо уделять больше внимания?

Психологическая готовность к школьному обучению – понятие комплексное. И выделять один из компонентов неправильно, так как недостаточное развитие одного компонента готовности ведет к торможению других.

Уважаемые коллеги, так кто же он психологически готовый выпускник ДОО?

Интеллектуальная готовность:

- имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Мотивационная готовность:

- желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).

Волевая готовность:

- умеет контролировать эмоции и поведение.

Коммуникативная готовность:

- готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и с сверстниками.

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Качества и умения

Идеальный будущий

первоклассник

Реальный первоклассник

1

Умение читать

 

 

2

Знание букв, умение выделять звуки

 

 

3

Умение считать

 

 

4

Желание пойти в школу

 

 

5

Хорошее здоровье

 

 

6

Физическая выносливость

 

 

7

Внимательность

 

 

8

Богатое воображение

 

 

9

Развитое мышление

 

 

10

Хорошая память

 

 

13

Навыки общения со сверстниками

 

 

11

Умение слушать взрослого

 

 

12

Умение играть

 

 

13

Умение рисовать (наличие художественных способностей необязательно)

 

 

14

Умение конструировать (изготавливать поделки из бумаги, пластилина, ткани, конструктора и т.д.)

 

 

15

Настойчивость (стремление преодолевать трудности)

 

 

16

Дисциплинированность

 

 

17

Организованность

 

 

18

Ответственность

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1.      Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.

Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

2.      Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

        Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

3.      Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

          Что послужило причиной неуспеха в школе?

4.      Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть нелегко.

Права ли мама в волнениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Рекомендации для родителей

по развитию интеллектуальной готовности к школе

 

1.         Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.

2.         Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.

3.         Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.

4.         Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.

5.         Хвалите за малые достижения.

6.         Создайте библиотеку познавательных книг.

 

 

Рекомендации для родителей

по развитию мотивационной готовности к школе

 

Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны.

1.     Формируйте положительное отношение к школе;

2.     Читайте рассказы и стихи школьной тематики;

3.     Рассматривайте школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты, школьные старые учебники;

4.     Практическую  деятельность  совместно с детьми сопровождайте  познавательными разговорами на школьную тематику;

5.     Расскажите о своем первом дне в школе, первой учительнице, интересные случаи из школьной жизни;

6.     Обогащайте знания детей о школе;

7.     Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели;

8.     Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.

 

 

Рекомендации для родителей

по развитию мотивационной готовности к школе

 

Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

Как это предотвратить?

1.     Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:

- Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;

- Уметь занять себя интересным делом;

- Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;

- Находить время для общих семейных дел и труда;

- Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).

2.         Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);

3.         Использование игр с правилами (как подвижных, так и настольных, дидактических); развивать умение подчиняться правилам;

4.         Использование заданий, ориентированных на умение слушать и выполнять инструкции, умение работать по образцу.

5.         Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;

6.         Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.

 

 

 

 

Рекомендации для родителей

по развитию коммуникативной готовности к школе

.

Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.

Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?

1.                     Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;

2.                     Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;

3.                     Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;

4.                     Признавайте право ребенка на собственное мнение;

5.                     Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;

6.                     Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;

7.                     Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;

8.                     Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;

9.                     Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

10.                Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

 

 

 


Деловая игра для педагогов «На пороге школы»

Деловая игра для педагогов «На пороге школы»

Каждая команда зачитывает свой вариант качеств реального выпускника

Каждая команда зачитывает свой вариант качеств реального выпускника

И я хочу так же, и все меня будут хвалить

И я хочу так же, и все меня будут хвалить

Задание 2 Уважаемые коллеги, сейчас я предложу вам следующее задание: каждой команде я предложу две ситуации в течение 10 минут вам необходимо определить о каком…

Задание 2 Уважаемые коллеги, сейчас я предложу вам следующее задание: каждой команде я предложу две ситуации в течение 10 минут вам необходимо определить о каком…

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса

Приложение 1 № Качества и умения

Приложение 1 № Качества и умения

Приложение 2 1. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей

Приложение 2 1. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей

Приложение 3 Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной готовности к школе 1

Приложение 3 Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной готовности к школе 1

Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим

Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим

Рекомендации для родителей по развитию коммуникативной готовности к школе

Рекомендации для родителей по развитию коммуникативной готовности к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020