«Организационно-правовые формы предприятий»
Ситуация, или мини-кейс, направлена на подготовку студентов к изучению дисциплины «Экономика и организация предприятия», закрепление знаний, по- лученных на ознакомительной практике на предприятии, приобретение навы- ков работы с законодательными актами, литературой по дисциплине.
Подготовьте характеристику предприятия выбранной вами организацион- но-правовой формы. Опишите предприятие в терминах системного подхода: вход, процесс, выход. Для этого выполните следующее:
1) сформулируйте цель деятельности предприятия;
2) определите состав продукции, производимой предприятием, выполняе- мых работ, услуг, оказываемых предприятием;
3) выясните, какие ресурсы необходимы для выпуска этой продукции: материалы (сырье, комплектующие изделия, рабочие, служащие, ин- женерно-технические работники, специалисты), оборудование, при- боры, измерительные устройства, технологические процессы, инфор- мация.
При построении модели используют термины: затраты, процесс, или пре- образование, продукция, результат.
Затраты – любой вид ресурсов, который можно приобрести в различных количествах и разновидностях (материалы, энергия, информация).
Процесс, или преобразование – изменение формы, внешнего вида, свойств переменной затрат (обработка, обучение, переработка). Работы можно измерить в отношении качества, своевременности, правильности использования метода обработки – все это перечисление признаков, или различимых свойств пере- менной.
Продукция – фактор или ресурс, который выступает результатом преобра- зования затрат. Продукция поддается измерению в отношении количества, ка- чества, своевременности изготовления, совокупных издержек, цены.
Результат – продукция в оптовых или розничных ценах, выручка от реали- зации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Финансовый результат – прибыль (разница между доходами и расходами предприятия за вычетом всех налогов) или убыток;
4) определите состав поставщиков всех видов ресурсов;
5) выясните, как происходит сбыт продукции, какие рынки использует предприятие; как устанавливается цена продукции, какие могут быть использованы методы принятия ценовых решений;
6) определите, как принимают решение на предприятии; какова роль ме- неджеров, учредителей предприятия; кто несет ответственность за ре- зультаты принятых решений;
7) выясните, как влияет на принятие решений выбранная для вашего пред- приятия организационно-правовая форма предприятия.
Для примера используйте тренировочный тест.
Проблема первая. Как влияет на возможность принятия решения о выборе направления деятельности организационно-правовая форма предприятия?
Имеются два варианта развития предприятия.
По первому варианту можно с равной вероятностью получить превышение доходов над расходами в сумме 20 млн руб. или в сумме 10 млн руб.
По второму варианту можно получить 12 млн руб.
Нa момент принятия решения у предприятия имеется долг в сумме 12 млн руб.
Если наше предприятие – общество с ограниченной ответственностью, можно выбрать проект с доходом 15 млн руб. (20*0,5 + 10*0,5 = 15 млн руб.). При этом после возврата долга получим 15 – 12 = 3 млн руб. Какие могут быть самые большие потери? Если по данному варианту мы получим только 10 млн руб., то учредители потеряют не более того, что они вложили в предприятие. Кредиторы при этом могут потерять часть своих денег. При получении 10 млн руб. и долге в сумме 12 млн руб. риск потери составит 2 млн руб.
Если предприятие имеет организационно-правовую форму, при которой отсутствует ограничение ответственности (какую именно?), то при получении 10 млн руб. и долге в 12 млн руб. учредителям придется отдать из личных до- ходов и сбережений недостающую сумму 2 млн руб.
Проблема вторая. Кто из персонала, учредителей, руководства организа- ции должен принимать решения, подписывать договоры, заключать контракты от имени предприятия? Обсудите проблемы, возникающие при различиях в по- зиции всех, кто может принимать решения и заключать контракты от имени предприятия. Кто же будет нести ответственность? Как велика, ограниченна или неограниченна эта ответственность? Какие могут возникнуть проблемы из- за равенства власти и ответственности нескольких учредителей?
Назовите другие проблемы, связанные с выбором организационно- правовой формы предприятия;
8) выясните, какими источниками средств обладает предприятие, если оно имеет выбранную вами форму. Насколько легко и просто получить кре- дит, можно ли увеличить количество учредителей для вашего предпри- ятия без его перерегистрации или нет;
9) определите, кому принадлежат доходы предприятия, как распределяется прибыль вашего предприятия, имеет ли кто-либо преимущественное
право на ее получение, какими статьями в Гражданском кодексе регу- лируется эта проблема;
10) выясните, кто будет платить налоги: предприятие как юридическое лицо или его учредители;
11) определите, можно ли привлечь в качестве совладельцев данного предприятия других физических или юридических лиц, что для этого необходимо сделать;
12) если собственники решат продать или ликвидировать предприятие, как будет разделена сумма, вырученная от продажи всех активов дан- ного предприятия; как произведена расплата по задолженности с по- ставщиками, например, сырья, топлива, энергии, что и в какую оче- редь получат работники, кредиторы, учредители;
13) кто принимает решение о перепрофилировании (изменении сферы деятельности) предприятия;
14) какие пункты должны быть в Уставе и в учредительном договоре ва- шего предприятия.
Организация работы студентов: студенты делятся на группы из двух-трех человек, каждая из которых в качестве домашнего задания на основе Граждан- ского кодекса РФ, материалов по предпринимательству, реальных или вирту- альных предприятий готовит отчет по вышеперечисленным пунктам. Выбирают организационно-правовую форму из следующего списка: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответст- венностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное обще- ство (открытое или закрытое), дочернее предприятие, унитарное предприятие, муниципальное предприятие, производственный кооператив.
В аудитории группа докладывает о результатах, следуя перечисленным во- просам. Другие студенты должны выявить проблемы в функционировании, в управлении предприятием, обусловленные именно выбранной организационно- правовой формой. Каждой подгруппе задают вопросы, позволяющие уяснить степень глубины понимания проблем данного предприятия, особенностей его функционирования, обусловленных организационно-правовой формой.
В результате каждый студент получает балл (от 0 до 60) за подготовленное задание и балл за активность на занятии (от 0 до 40). Итоговая оценка состоит из суммы баллов и переводится в пятибалльную по схеме: от 55 до 60 – «удов- летворительно», от 61 до 80 – «хорошо», от 81 до 100 – «отлично».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.