Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога.
В каждой игре есть сюжет, содержание, роли, эта игра не будет исключением. . .
Деловая игра для воспитателей
"Особенности игр в дошкольном возрасте"
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать
применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные
качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий
потенциал каждого педагога
Ведущий.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы часто обращались к вопросу развития
игровой деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня я предлагаю вам
поиграть в деловую игру, которая называется
«Особенности игр в дошкольном возрасте»
В каждой игре есть сюжет, содержание, роли, наша игра не будет
исключением.
Представите, что мы с вами отправились в морское путешествие.
Сл.1 Путешествие (звучит музыка)
Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове.
Старший воспитатель успел только схватить чемоданчик в котором лежал
только один документ «Особенности игр в дошкольном возрасте».
Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы
немножко размяться.
1. Упражнение «Мы с тобой похожи»
Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое
качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При
этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...»,
и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»;
«Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает
мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я
подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение,
передавая мяч комунибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не
получит мяч.
Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно!
(Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.)
Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала
(вводится правило не говорить). Плохо дело! Стали ощупью пробираться,
товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и
образует команды).
И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону
острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись, прибегают негритята,
смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, играть» Что
делать – такое уж у нас призвание!И Алена Витальевна сказала словами известного педагога Василия
Александровича Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток
представлений, понятий об окружающем мире». А Алеся Андреевна добавила:
для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем
мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру
используют для приобретения новых умений, представлений, формирования
полезных навыков и пр. Игра – Это форма жизни дошкольника.
Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.
Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками,
природными материалами, фигурками зверей и т.д.
Задание участникам: дать название своему племени – детскому саду,
структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды
представляют свое творчество.
Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели
одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в
профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине
команда получает дополнительные строительные материалы, которыми вы
можете улучшить свой детский сад.
Задание 1.
Командам предлагается ответить на вопросы из трех категорий: «Творческие
игры», «Дидактические игры», «Народные игры». Игроки поочередно
вытаскивают карточки с вопросами и отвечают на них (дается время на
обдумывание)
Примерные вопросы из категории «Творческие игры»
1. Какая игра является ведущей с 2,5 до 5 лет? (сюжетноролевая).
2. Какие игры можно отнести к творческим играм? (сюжетноролевые,
конструктивные, театрализованные).
3. Назовите компоненты с/ролевых игр (сюжет, содержание, роль).
4. Назовите с/ролевые игры на бытовую тематику. (Игры о семье,
сверстниках, домашних праздниках. «Дочкиматери», «День рождения
мамы», «Домашние посиделки».)
5. Назовите с/ролевые игры с производственным характером.( Содержание
производственных игр включает подражание тем или иным профессиям:
строитель, механик, дворник, директор и прочие.)
6. Определите, на каком этапе развития игры находятся дети: «С
удовольствием играют в путешествия»
7. Определите, на каком этапе находятся дети: «Ссорятся изза игрушек»
8. Раскройте особенности театрализованных игр? (литературная или
фольклорная основа, наличие зрителей).9. Как называют игры, в которых ребенок раскрывает знакомый сюжет,
развивает его или придумывает новый? (игрыдраматизации)
Примерные вопросы из категории «Дидактические игры»
1. Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, настольно
печатные игры, словесные игры)
2. Сформулируйте цель игрызанятия с 2мя матрешками (для детей от 1г 1
мес. – 1г 3 мес., развивать умение ориентироваться в контрастных величинах,
формировать целенаправленные действия детей с матрешкой: открывать,
закрывать, вынимать, вкладывать)
3. В чем сущность дидактической игры? (дидактические игры – это
обучающие игры, они возникают по инициативе взрослых в целях воспитания
и обучения, они направлены на формирование умений, с которыми в процессе
самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут)
4. Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим:
пирамидка, разрезные картинки, мозайка, яркие окрашенные шары, шишки,
желуди, лоскуты ткани, кожи? (Все! Одни дидактические материалы
специально созданы для развития определенных умений и навыков, другие
открывают детям максимум возможностей для проявления
самостоятельности при их использовании и добиваться разнообразных
результатов)
5. Какова роль взрослого при организации дидактической игры с детьми?
(воспитатель является зачинщиком и участником игры, может руководить
игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя
требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание
играть)
6. О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры?
(результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении
знаний)
7. Приведите пример дидактических игр и упражнений по сенсорному
воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы
желтого цвета», «Чудесный мешочек»)
8. Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры?
(наглядность, простота, контроль своих действий и согласование с
действиями детей, любое действие в игре выполняется совместно и
одновременно, стремление к подражанию, игровая роль обеспечивает
активность воображения)
Примерные вопросы из категории «Народные игры»
1. Кому принадлежит главная роль в народной игре? (водящему)
2. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей?
(правила игры)
3. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)4. Где используются русские народные игры? (в организации праздников,
утренников, развлечений, прогулок)
5. Какие физические качества воспитываются в русских народных играх?
(ловкость, смелость, выносливость)
6. Откуда берется речевой материал для народной игры? (из народного
фольклора)
7. Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
8. Приведите примеры народных игр, которые можно провести с нашими
детьми. «Мороз красный нос», «Ручеёк», «Два Мороза», «Матушка
Весна», «Жмурки».
Задание 2
Командам выдается одинаковый набор материалов: цветная бумага, ножницы,
клейкарандаш. Необходимо за определенное время придумать и изготовить
дидактическое пособие. Придумать название дидактического пособия,
определить возраст детей и какие задачи можно решать с помощью данного
дидактического пособия.
Физкультминутка
– А сейчас мы с вами проведем для снятия напряжения динамическую
минутку «Певец».
1. Глубокий вдох. Руки при этом медленно понимаются через стороны вверх.
Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком «ААА».
2. Вдох.Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком «ООО». Обнять себя за плечи,
опустить голову на грудь.
3. Медленый глубокий вдох. Руки при этом поднимаются до уровня груди.
Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком «УУУ». Руки
опускаются вниз, голова на грудь.
– Молодцы! Хорошие певцы! Продолжим нашу игру.
Задание 5
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – педагогические загадки «И
всётаки игра»
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали: 1.Ход игры по другому? (содержание) 2. Любимая
самостоятельная деятельность детей? (игра) 3. Вид спортивной игры с
использованием мяча? (футбол) 4. Старинная настольнопечатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры без чего не начнёшь игру? (замысел) 6.
Первая игрушка малыша? (погремушка) 7. Место покупок в быту и в игре?
(магазин)
По вертикали: 1. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные) 4.
Современный лёгкий детский конструктор? (лего) 8. Атрибуты как для
подвижной, так и для театрализованной игры? (маски) 9. Разговор междудвумя лицами? (диалог) 10. Что распределяют между собой участники игры?
(роли) 11. Пособия для организации сюжетноролевой игры? (атрибуты) 12.
Спутник жизни детей? (игрушка) 13. Свод требований, предъявляемый к
комуто, к чемуто? (правила).
Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы
построили, теперь пора организовывать предметнопространственную
развивающую среду.
Игра «Развивающая среда»
Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы
развивающая предметнопространственной среда соответствовала Стандарту
Процедура проведения:
Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный
строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).
Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение
1), на котором представлен перечень требований к предметно
пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями
структурировать и презентовать созданную среду.
Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей,
ведь рядом с ними настоящие профессионалы!
Мы сегодня говорили о значении и о достоинствах детской игры, о видах игр,
об условиях развития и организации игровой деятельности детей. Помните,
среди окружающих взрослых ребенок любит тех, кто с ним играет, ничто не
может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним игра. Мы
знаем, игра не возникает сама по себе, мир детской игры необходимо открыть
ребенку. И это у вас, уважаемые воспитатели, хорошо получается!
В заключении нашей встречи, хочу поблагодарить вас за сотрудничество,
пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.