Данное мероприятие направлено на формирование правовой культуры учащихся. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов средних школ и классных руководителей. Турнир состоит из 6 раундов. В ходе которых учащимся предлагается дать правовую оценку различным жизненным ситуациям. Сценарий мероприятия прошёл апробацию в ходе работы летнего лагеря, работавшего на базе ГУО "ГГЦДОДиМ"
Сергеенко С.П., методист
ГУО «Гомельский городской центр
дополнительного образования детей и
молодёжи»
Турнир
"Правовой эрудит"
Цель: актуализация знаний учащихся по правам ребенка
посредством использования игровых методов обучения.
Задачи:
формирование гражданской позиции, адекватной оценки своих
поступков и действий окружающих, а также правовой культуры
учащихся;
воспитание уважительного отношения к правам других людей.
Все говорят: жестокий век!
Но разве дела только в веке?
Во всём повинен человек.
За всё в ответе человеки.
I тур "Разминка"
(Командам предлагается разгадать кроссворд).
По горизонтали:
1. Противоправное умышленное
за
законодательством
административная
или неосторожное действие,
которое
предусмотрена
ответственность.
3. Решение, вынесенное судом в
результате судебного разбирательства
уголовного дела и устанавливающее
виновность
невиновность
подсудимого, меру наказания виновного.
или
16. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то
есть избранным всем народам) органам государства.
7. Мера воздействия против совершившего преступление, поступок.
По вертикали:
1. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной
ответственности.
2. Столкновение, серьезное разногласие, спор.
4. Определенный круг действий, возложенных на когонибудь и
безусловных для выполнения.
5. Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных
государством; регулятор общественных отношений.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали:
1. Правонарушение
3. Приговор
6. Закон.
7. Наказание
По вертикали:
1. Преступление
2. Конфликт
4. Обязанность
5. Право
II тур "Ты – мне, я – тебе"
(Члены команд задают по очереди вопросы друг другу; предлагаются
ситуации, которые надо квалифицировать по статье закона).
Вопросы первой команде:
1. С какого возраста можно привлечь к административной
ответственности, в каких случаях несовершеннолетний подлежит
административной ответственности на общих основаниях? (Какие
наказания?)
2. Кому можно присутствовать при допросе подростка?
3. Виктор П. (17 лет) и Денис О. (15 лет) были задержаны в нетрезвом
состоянии возле кинотеатра сотрудником милиции. Какое наказание
может быть применено к каждому из них?
24. Каковы права несовершеннолетнего, задержанного милицией?
Вопросы второй команде:
1. Денис О. (16 лет) и Владимир Г. (15 лет) шли по улице, громко
выражаясь нецензурной бранью, и были остановлены милиционером. Какое
наказание за этим последует?
2. С какого возраста можно пить пиво?
3. Максиму Г. (16 лет) пришла повестка в военкомат для постановки на
учет допризывников. Максим повестку выбросил и в военкомат не явился.
Какие взыскания могут быть применены к Максиму?
4. На какое время могут задерживать несовершеннолетнего в отделении?
Ответы на вопросы для 1й команды:
1. Административной ответственности подлежат лица, которым в
момент совершения правонарушения было полных 16 лет. Подросток
подвергается административной ответственности, если за его деяние не
предусмотрена уголовная ответственность.
В случае, когда административное правонарушение совершено
подростком в возрасте до 16 лет, ответственность не наступает, а дело
передается на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних,
которая применяет к ним меры воспитательного характера.
В отношении несовершеннолетних применяются следующие виды
административных взысканий:
предупреждение;
штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф
взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих);
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения;
конфискация предмета, явившегося объектом административного
правонарушения.
2. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего
14летнего возраста, обязательно присутствует педагог. В допросе
несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет по усмотрению
следователя может присутствовать педагог.
3. Несовершеннолетний Виктор может быть привлечен к
ответственности по статье 159 часть 1, к нему могут быть применены
следующие взыскания: предупреждение или наложение штрафа в размере
до одной минимальной зарплаты.
За появление Дениса в пьяном виде возле кинотеатра наказываются
родители или лица, их заменяющие, наложением на них штрафа в размере
3до двух минимальных зарплат (статья 159 часть 4 Кодекса об
административных нарушениях).
4. Административное задержание может длиться не более трех
часов. Сотрудник милиции, задержавший несовершеннолетнего
правонарушителя, обязан разъяснить его права. Он может:
– знакомиться с материалами дела, касающегося его;
– давать объяснения;
– предъявлять доказательства;
– заявлять ходатайства;
– пользоваться юридической помощью адвоката;
– выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
Ответы на вопросы 2й команды.
1. Денис и Владимир совершили мелкое хулиганство. Так как Денису
16 лет, то его действия квалифицируются по статье 156 и влекут
наложение штрафа в размере до двух минимальных зарплат. Владимиру
15, а мелкое хулиганство, совершенное в возрасте от 14 до 16 лет,
наказывается наложением штрафа на родителей в размере от 3х до 5
минимальных зарплат.
2. Пиво не относится к категории спиртных напитков, поэтому его
можно употреблять в любом возрасте. Но, вопервых, употребляя пиво,
подросток быстро может дойти до состояния опьянения, а вовторых,
даже малое количество пива оставляет запах алкоголя, поэтому
доказать, что подросток пил именно пиво, очень трудно.
3. Согласно статье 190 часть 1 КоАП (Кодекс об административных
правонарушениях), неявка граждан в военный комиссариат без
уважительных причин для приписки к призывному участку влечет
предупреждение или наложение штрафа в размере 1 минимальной
зарплаты.
4 Административное задержание может длиться не более трех
часов. Подростка могут задержать на 72 ч, если:
– он будет застигнут при совершении преступления;
– очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;
– на нем или на его одежде будут обнаружены следы преступления;
– у него нет постоянного места жительства.
III тур "Конкурс капитанов"
Изначально ваше равнодушие,
Задумайтесь!
а затем
недоброжелательное отношение к окружающим может перерасти из
проступка в тяжкое преступление. Согласно статье 27 Уголовного
4кодекса Республики Беларусь уголовная ответственность наступает по
общему правилу с 16 лет и только в виде исключения – с 14 лет за
некоторые виды преступлений, общественная опасность которых понятна
несовершеннолетнему, достигшему этого возраста. Назовите виды
преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14
лет.
(Капитаны по очереди перечисляют преступления.)
Преступления,
за совершение которых предусмотрена
ответственность с 14 лет:
убийство;
причинение смерти по неосторожности;
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;
изнасилование;
насильственные действия сексуального характера;
похищение человека;
кража;
грабеж;
разбой;
вымогательство;
угон автодорожных транспортных средств или маломерного водного
судна;
умышленное уничтожение или повреждение имущества;
захват заложника;
хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;
хищение наркотических средств;
умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения;
хулиганство;
заведомо ложное сообщение об опасности;
осквернение сооружений и порча имущества.
IV Тур «Отгадай сказку»
(Ведущий задает вопрос. Время обдумывания — 30 секунд. Первой
отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный
ответ— 1 балл.)
1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка, на
заботу? («Двенадцать месяцев». Мачеха послала сироту в декабрьскую
стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них.)
52. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено
следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть,
повеселиться»? ("Золушка",
или «Хрустальный башмачок». Мачеха и
сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее выполнять
работу по дому.)
3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсена
нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими
родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная королева».
Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького
Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мир и
пару коньков в придачу.)
4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно
жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка».
Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)
5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не
обязан быть как все»?
(«Гадкий утенок». Его обижали, гнали отовсюду за то, что он
выглядел не как все.)
6. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у
женщин, совершает похищение молодой и красивой женщины с
целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий
достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия
похитителя и возвращает себе законную жену?
(«Царевналягушка».)
7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком
своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по
служебной лестнице, но впоследствии теряет все изза безмерной
тяги к стяжательству?
(«Сказка о рыбаке и рыбке» Л. С. Пушкина)
8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет
похитить чужого ребенка, используя для этого летательные
аппараты? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам
своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и
тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.
(«Гусилебеди»)
9. Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую
государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела
уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? И к
6кому только ни обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия
ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища.
(«Заячья избушка», или «Лиса, заяц и петух».)
10. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под
вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь
несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?
(«Волк и семеро козлят»)
11. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от
каждого по способности, каждому по труду» и присвоило заработную
плату трудящегося? Последний учинил самосуд,
причинив
должностному лицу тяжкие телесные повреждения.
(А. С. Пушкин «Сказка о попе и о его работнике Балде»)
12. В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины,
которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее
устранений, а также о тяжких последствиях этого поступка и о
недопустимо больших затратах на погребение? («Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
13. В какой сказке личность, во всех отношениях очень серая,
задумывает коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря
своевременному вмешательству общественности все кончается
благополучно.
("Красная шапочка" Ш. Перро)
V Тур
«Народная мудрость гласит»
Команды должны вспомнить пословицы и поговорки о праве, законах,
суде и т. д.
Конкурс проводится в форме аукциона. Выигрывает та команда,
которая назовет пословицу последней. Например, можно использовать такие
пословицы:
«Где закон, там и обида»,
«Не всякий прут по закону гнут»,
«Не пойман — не вор»…
VI Тур
«Мы знаем свои права,
а знаем ли мы обязанности»
7Написать на ватманах права и обязанности детей в семье, школе,
обществе.
(На выполнение задания отводится 7 минут).
Задание 1й команде – «Ребёнок, семья и школа»
Задание 2й команде – «Ребёнок и общество»
(Жюри подводит итоги турнира.).
"Узелки на память"
После проведения турнира учитель подводит итоги и предлагает
некоторые советы.
Хочешь, чтобы тебя считали самостоятельным и ответственным
человеком? Докажи это.
Желание получить признание сверстников может оказаться для
тебя ловушкой.
Находи в себе мужество говорить сверстникам "нет", что
поможет тебе избежать поступков, о которых потом придется
сожалеть.
Научись уважать себя во избежание многих бед.
Когда ты научишься себя за чтото любить, тогда и окружающие
заметят твои привлекательные качества.
Родители должны быть твоими друзьями, источником советов и
наставлений.
Рефлексия: «Дерево впечатлений»
А сейчас, ребята, я прошу вас подвести итог нашего сегодняшнего
занятия. (Раздаются листы бумаги с нарисованным яблокам). В центре
зала вы видите дерево, а в руках каждого из вас нарисованное яблоко.
Запишите на нём свои впечатления о нашей встрече и о том, что вам
больше всего запомнилось и понравилось. Своё яблоко прикрепите,
пожалуйста, на дерево.
Спасибо всем за активное участие. Надеюсь, что знания, полученные
в ходе сегодняшнего мероприятия, помогут Вам избежать правовых
неприятностей.
8