Деловые игры и упражнения для психологических тренингов
Оценка 4.6

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Оценка 4.6
Игры +3
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
02.03.2019
Деловые игры и упражнения для психологических тренингов
В данной публикации представлены игры и упражнения «Досчитать до 33», «Экзамен», «Дистанция», «Пессимист, Оптимист, Шут». Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета. Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов. Хорошо использовать в ходе игр со старшеклассниками для изменения отношения к стрессовой ситуации перед экзаменами для снижения напряженности, тревожности.
психотренинг.docx
Психологические упражнения для тренингов: деловые игры, упражнения (3) Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга,   семинара,   педсовета.   Упражнения   будут   полезны   для   тренеров,   менеджеров, руководителей, психологов, педагогов. В   данной   публикации   представлены   игры   и   упражнения   «Досчитать   до   33», «Экзамен», «Дистанция», «Пессимист, Оптимист, Шут». Упражнение «Досчитать до 33» Это самое известное и популярное упражнение для выработки командного духа и слаженности Время проведения: 15 мин. Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа. Материалы: не требуются. Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается такое число, должен хлопнуть. Если кто­то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся. Обычно группе не удаётся досчитать до 33 с первого раза. В данном упражнении обращается внимание на результаты работы группы ­ почему не смогли досчитать с первого раза? Участники отвечают ­ невнимательность, не слышали друг друга, нет взаимопомощи (ведь это не запрещено), не помнят таблицу умножения и т.п. Именно эти причины мешают нам в обычной работе. Именно с ними и будем работать. Упражнение хорошо использовать в разминке. Большая игра для подростков и старшеклассников «Экзамен» Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической   подготовке  девятиклассников  к  сдаче   экзаменов.  Как  известно,  сдача экзаменов   (особенно   в   первый   раз)   вызывает   у   старшеклассников   страх,   напряжение, тревогу. Это естественные реакции учащихся на новую социальную ситуацию. Эта игра может   помочь   школьникам   снять   напряжение,   благодаря   проигрыванию   предстоящей экзаменационной ситуации. Соответственно, в ходе игры решаются следующие задачи: изменение   отношения   к   стрессовой   ситуации   экзамена   через   его   «проживание»; снижение напряженности, тревожности перед новой ситуацией; обозначение проблем, с которыми предстоит встретиться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления; знакомство девятиклассников с представителями экзаменационной комиссии; развитие навыков группового взаимодействия. Материалы и требования к организации игры Необходимые материалы: экзаменационные билеты; ватман;        маркер;     колокольчик; песочные часы – 2 шт. (на 1 и на 3 минуты); карточки для жеребьевки; листы формата A3 с текстом правил. Ведущий.   Сегодня   мы   собрались   для   того,   чтобы   испытать   себя   в   ситуации экзамена.   Для   каждого   из   нас   независимо   от   опыта   экзамен   является   определенным испытанием. Я хочу еще раз произнести слово «экзамен». Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Назовите их. Ведущий. Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Однако есть и различия. Кто­то из участников воспринимает ситуацию как тревожную, чреватую негативными последствиями. А кто­то, напротив, чувствует себя энергичным, бодрым и уверенным в своих силах. И сейчас нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем еще раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый   из   вас.   Традиционно   каждый   сдает   экзамен   в   индивидуальном   порядке.   Вам повезло. Этот экзамен проводится в групповой форме. Сейчас участникам нужно разбиться на команды. Ведущий   организует   жеребьевку.   Количество   человек   в   команде   не   должно превышать 7­8 человек. Ведущий.   Я   прошу   всех   сесть   в   круг   таким   образом,   чтобы   участники   одной команды находились рядом. Прежде чем мы перейдем непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение. От чего зависит успех на экзамене? Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости,   доброжелательности   экзаменационной   комиссии,   взаимовыручке   и   т.д. Ведущий подводит итог. Ведущий. Мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это еще раз проверить. Прежде чем вы начнете сдавать экзамен, я хочу ознакомить вас с правилами. Ведущий вывешивает плакат с текстом правил. 1. Первое правило относится к процедуре проведения игры. Представители каждой команды одновременно подходят к столу, за которым восседает «многоуважаемая экзаменационная комиссия», и тянут билет. Затем идет коллективное обсуждение в командах. Услышав сигнал об окончании времени, к столу экзаменаторов выходит представитель команды. Он и отвечает на вопросы билета. В случае необходимости команда может дополнить ответ. 2. Система оценок – традиционная пятибалльная. 3. Время подготовки к ответу строго ограничено, на нее дается 3 минуты, на ответ – 1 минута. Отсчет времени осуществляется с помощью песочных часов. Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звонок колокольчика. За нарушение правил экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку. Также существуют требования к построению ответа: в ответе должны быть раскрыты все понятия, включенные в вопрос; ответ должен быть логичным.   Ведущий.   Есть   ли   у   вас   вопросы   по   тем   правилам,   с   которыми   вы   только   что познакомились? А теперь позвольте представить вам экзаменационную комиссию. В состав комиссии входят завучи и педагоги. Важно, чтобы в этой роли на игре выступили   люди,   которым   в   последующем   действительно   предстоит   принимать   у   этих ребят экзамены. Ведущий. Я прошу команды сесть отдельно друг от друга. Пока команды пересаживаются на отведенные им места, ведущий раскладывает на столе билеты. Участники направляют своих представителей за «счастливым билетом». Все билеты имеют № 13. Экзаменационные билеты Билет №13  Расскажите   об   особенностях   жанра   «Современный   женский   роман»:   сюжет, литературные приемы, главные герои и т.д. Билет №13  Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты. Билет №13  Докажите теорему №124 о построении равнобедренного круга. Билет №13  Перечислите   основные   способы   добывания   философского   камня   в   горах Казахстана. Билет №13  Расскажите   об   особенностях   внешней   политики   князя   Джуффина   Доброго   (на примере торговли со странами Дальнего Юга). Билет №13  Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции «franzuski sport». Билет №13  Расскажите   об   обычаях,   культуре,   особенностях   жизни   дикого   племени   Мумба­ Юмба, живущего лесах Центральной Африки. Билет №13 Найдите  место  в биологической  классификации  живому  существу,  известному  в народе как Змей Горыныч. Билет №13  Расскажите о подготовке, проведении и правилах черенкования плодово­ягодных деревьев и кустов в условиях Крайнего Севера. Ведущий переворачивает песочные часы. Ведущий.   Внимание!   Время   пошло!   Напоминаю,   что   сигналом   прекращения обсуждения является звук колокольчика. По окончании обсуждения звучит колокольчик. После этого представители команд выходят к экзаменационной комиссии. Для того чтобы у команд не было возможности продолжить обсуждение после звонка ведущего, представители всех команд выходят к столу   одновременно   и   по   очереди   отвечают   на   вопросы   билета.   Ведущий   отслеживает время. Ведущий. Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии рассказать, какие результаты получили участники. Комиссия рассказывает о том, какие оценки получили команды, аргументируя свое решение.   Юмористические   комментарии   с   акцентами   на   реальный   достижениях отвечавших   позволяют   участникам   сбросить   напряжение   и   легче   перенести   ситуацию провала. Каждой команде нужно ответить на 3 экзаменационных билета и получить по 3 отметки.   Экзаменационная   комиссия   подсчитывает   общий   балл,   набранный   каждой командой, и объявляет победителей. Ведущий. Я попрошу всех сесть в общий круг. Экзамен завершен. Мы видим, каких результатов добилась каждая команда. Давайте обсудим, что помогало и что мешало при подготовке  и   ответе   на  вопросы  билетов?   Из  чего  складывался  общий   результат?  Что понравилось?   Что   не   понравилось?   Что   для   вас   значил   билет   №   13?   Какие   чувства возникли во время игры? Что было самым важным? Главный итог этой игры заключен не в победе какой­то одной команды. Вы все достойно   проявили   себя.   И   независимо   от   результата,   есть   главные   победители сегодняшней   встречи.   Это   –   девятиклассники.   Как   известно,   больше   всего   страшит неизвестность. После нашей игры девятиклассники смогут более уверенно пройти весенние экзаменационные испытания. Игра «Дистанция» Цель:   игра,   направленная   на   развитие   навыков   эффективного   общения   и взаимодействия. Возраст: старший школьный. Это упражнение относится к разряду жестких, при этом степень жесткости может варьироваться в зависимости от целей ведущего и психологической готовности участников. Регулирование   эмоционального   напряжения   может   осуществляться   за   счет   изменения инструкции, внимательного отслеживания поведенческих реакций участников, тактичного обсуждения результатов. К данной процедуре группа должна быть подготовлена, особенно в том случае, если она сформирована из незнакомых людей. Если же в игре участвуют ребята из одного класса, то ее применение возможно уже на первых занятиях. Ведущий.   Если   люди   более   или   менее   длительное   время   общаются   и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем­то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться. Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас  есть   прекрасный  шанс  проверить,   правильное   ли   у  вас  сложилось  представление  о ваших   отношениях   с   участниками   группы.   Кто   готов   рискнуть   первым   и   стать добровольцем? Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным.   Во­первых,   такое   выявление   само   по   себе   можно   рассматривать   как социометрический   прием,   а   во­вторых,   оно   позволяет   обнаружить   и   тех,   кто   способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение. Ведущий.   Степень   близости   наших   отношений   с   тем   или   иным   конкретным человеком   может   быть   определена   с   помощью   понятия   «психологическая   дистанция». Давайте   попробуем   выразить   близость   –   дальность   отношений   друг   с   другом   через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве. Наш   доброволец   должен   стать   лицом   к   стене.   Все   остальные   участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет отражать близость ваших с ним отношений. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча, чтобы стоящий у стены не определил ваше местоположение по голосу. Участники занимают места за спиной основного игрока. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать и выбрать себе место. Запомните, пожалуйста, свои места и разойдитесь... А теперь ты (ведущий обращается к добровольцу) можешь повернуться. Расставь ребят так, как, по твоему мнению, они должны были бы расположиться. Основной игрок расставляет участников, после чего снова становится у стены. Посмотри внимательно еще раз, как ты расставил участников. Не хочется ли тебе что­нибудь изменить в этой картинке? Если основной игрок сочтет свою расстановку окончательной, он отворачивается к стене, а остальные игроки становятся на те места, которые они занимали вначале. После этого ведущий просит основного игрока повернуться. Ведущий. Посмотри, пожалуйста, что изменилось? Есть ли разница между тем, как расставил ты, и тем, какие места заняли сами ребята? В чем ты видишь разницу? После   кратких   комментариев   основного   игрока   ведущий   предлагает   занять   его место кому­либо еще из участников группы. Хорошо, если на «горячем месте» у стены побывают все участники. Оптимальной для проведения такого упражнения является группа в восемь человек. Остальные в этот раз могут быть только наблюдателями. На следующем занятии можно повторить упражнение с новым составом. Далее   ведущий   начинает   обсуждение.   Сложно   ли   было   прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами?   Или,   напротив,   вас   это   обрадовало?   Старались   ли   вы   угадать,   как   могли   стать участники   группы,   или   просто   переводили   свое   видение   ваших   отношений   на   язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут» Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. 1. Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию,  вызывающую у него стрессовое состояние  или сильные негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   участник   затрудняется   принять. Написанная   история   не   должна   содержать   никаких   эмоциональных   описаний,   – только факты и действия. 2. Далее   участникам   предлагается   сдать   свои   листки   с   написанными   историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность). 3. Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2­3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех. 4. Тренер   предлагает   группе   разделиться   на   три   подгруппы   и   раздает   каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую   историю   эмоциональным   содержанием   –   пессимистичным   (для   1­ой подгруппы),   оптимистичным   (для   2­ой   подгруппы)   и   шутовским   (для   3­ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту. 5. Далее   от   имени   предложенных   персонажей   каждая   группа   зачитывает   свою эмоциональную версию стрессовых событий. 6. После   того,   как   зачитаны   все   ситуации   и   высказаны   все   возможные   варианты отношения   к   ним,   тренер   предлагает   обсудить   результаты   игры   и   ту   реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов

Деловые игры и упражнения для психологических тренингов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.