Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся __8__ класса
для проведения промежуточной аттестации в 2020-2021 учебном году по ____истории_____________________
(предмету)
Раздел 1. Перечень проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
№ задания |
Уровень сложности |
max балл |
Время вып-ния |
Проверяемые элементы содержания (Тема) |
Проверяемые умения |
Источник для получения знаний (учебник*, §, стр.) |
Часть 1. |
||||||
1 |
Б |
2 |
1 |
Даты по истории России XVIII века |
Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России XVIII века, выдающихся деятелей отечественной истории |
История России. 8 класс, Ч.1, Ч.2 |
2 |
П |
1 |
1 |
События по истории России XVIII века |
Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной истории |
История России. 8 класс, Ч.1, Ч.2 |
3 |
Б |
1 |
1 |
Термины по истории России XVIII века |
Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов |
История России. 8 класс, Ч.2, стр. 119-120 |
4 |
Б |
2 |
1 |
Российская империя при Екатерине II |
Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России XVIII века, выдающихся деятелей отечественной истории (множественный выбор) |
История России. 8 класс, Ч.2, параграфы 17-23 |
5 |
Б |
1 |
1 |
Россия в эпоху преобразований Петра I |
Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4-12 |
6 |
Б |
1 |
3 |
Россия в эпоху преобразований Петра I |
Умение группировать исторические явления и события по заданному признаку |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4-12 |
7 |
Б |
2 |
3 |
Развитие экономики в XVIII веке |
Использование данных статистического материала при ответе на вопросы, решении различных учебных задач |
История России. 8 класс, Ч.1, параграф 6, Ч.2 параграф 19 |
8 |
Б |
1 |
1 |
Внешняя политика в XVIII веке |
Работа с исторической картой |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4,16, Ч.2 параграфы 22,25 |
9 |
П |
1 |
1 |
Внешняя политика в XVIII веке |
Работа с исторической картой |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4,16, Ч.2 параграфы 22,25 |
10 |
П |
1 |
1 |
Внешняя политика в XVIII веке |
Работа с исторической картой |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4,16, Ч.2 параграфы 22,25 |
11 |
П |
1 |
1 |
Внешняя и внутренняя политика в XVIII веке |
Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников |
История России. 8 класс, Ч.1, Ч.2 |
12 |
Б |
1 |
1 |
Внешняя и внутренняя политика в XVIII веке |
Использование данных схем при ответе на вопросы, решении различных учебных задач |
История России. 8 класс, Ч.1, Ч.2 |
13 |
Б |
2 |
1 |
Развитие культуры в XVIII веке |
Использование данных исторических и современных источников, иллюстративного материала решении различных учебных задач |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 10-11, Ч.2 стр. 71-101 |
14 |
Б |
1 |
1 |
Развитие культуры в XVIII веке |
Использование данных исторических и современных источников, иллюстративного материала решении различных учебных задач |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 10-11, Ч.2 стр. 71-101 |
Часть 2. |
||||||
15 |
П |
2 |
5 |
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов |
Использование данных различных исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 13-16 |
16 |
Б |
2 |
5 |
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов |
Использование данных различных исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 13-16 |
17 |
В |
2 |
4 |
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов |
Использование данных различных исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 13-16 |
18 |
П |
2 |
3 |
Внешняя и внутренняя политика в XVIII веке |
Определение причин и следствия важнейших исторических событий |
История России. 8 класс, Ч.1, Ч.2 |
19 |
П |
3 |
3 |
Внутренняя политика в XVIII веке |
Использование данных различных Исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 5,8, Ч.2 параграфы 18, 24 |
20 |
В |
3 |
3 |
Внешняя политика в XVIII веке |
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов (анализ исторической ситуации) |
История России. 8 класс, Ч.1, параграфы 4,16, Ч.2 параграфы 22,25 |
Всего |
||||||
20 |
Б – 11 П –7 В – 2 |
|
40 мин. |
32 |
|
Учебник: История России. 8 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др
|
Форма проведения промежуточной аттестации по обществознанию__ тестирование_________ – письменная экзаменационная работа.
Продолжительность работы –40 мин.
Дополнительные материалы и оборудование:
Раздел 2. Распределение заданий по частям экзаменационной работы и система оценивания работы в целом
Части работы |
Количество заданий (№) |
Типы заданий |
Максимальный балл |
Система оценивания |
Часть 1 |
14 |
Задания с кратким ответом: 1) задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа; 2) задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня 3) Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных ряда 4) Задания на определение последовательности расположения данных элементов |
2
1 |
1, 4, 7, 13- Полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
2, 3, 5, 6, 8–12, 14 - Полный правильный ответ оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
Часть 2 |
6 |
Задания с развёрнутым ответом |
2-3 |
Оценивается по специально разработанным критериям |
Итого |
20 |
|
32 |
|
Раздел 3. Критерии оценивания экзаменационной работы
№ задания |
Содержание верного ответа и / или указания по оцениванию |
Баллы |
Часть 1. |
||
1, 4, 7, 13 |
Полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов. |
2 |
2, 3, 5, 6, 8–12, 14 |
Полный правильный ответ оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. |
1 |
Часть 2. |
||
15 |
Правильно указаны имя и под каким названием вошла в отечественную историю эпоха |
2 |
Правильно указано только имя |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
16 |
Правильно даны ответы на два вопроса |
2 |
Правильно дан ответ на один вопрос |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
17 |
Правильно указан ответ |
2 |
Правильно указан один любой элемент |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
18 |
Даны правильный ответ и верное объяснение |
2 |
Дан правильный ответ, объяснение не дано. ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно |
1 |
|
Ответ неправильный |
0 |
|
19 |
Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны два исправления 3 Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно сделано одно исправление |
2 |
Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления сделаны неправильно. ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления не сделаны |
1 |
|
Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление сделано неправильно. ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление не сделано. ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены исправления (любое количество). ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
|
20 |
Правильно указаны император, название политики и причина 3 Правильно указаны любые два элемента ответа |
3 |
Правильно указан любой один элемент ответа |
1 |
|
Ответ неправильный |
|
Соответствие суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по пятибалльной системе
Отметка по пятибалльной системе |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
% выполнения работы |
0-16 |
17-36 |
37-64 |
65-100 |
Суммарный балл за работу в целом |
0-4 |
5-12 |
13-21 |
22-32 |
Раздел 4. Демонстрационный вариант КИМ по __истории___________________
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 40 минут.
Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов.
К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21), анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22), сравнение исторических событий и явлений (23), анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
1. Установите соответствие между событиями и датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ДАТЫ |
А) открытие Московского университета Б) учреждение Академии наук В) издание первой печатной газеты «Ведомости» |
1) 1703 г. 2) 1725 г. 3) 1741 г. 4) 1755 г.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Гангутское сражение
2) основание Санкт-Петербурга
3) начало регентства царевны Софьи
4) создание «Табели о рангах»
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста».
4. Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) созыв Уложенной комиссии
2) учреждение министерств
3) упразднение патриаршества
4) создание военных поселений
5) издание жалованной грамоты городам
5. Ниже приведен ряд терминов, понятий. Появление всех их в России, за исключением одного, относится к царствованию Петра Великого.
1) Сенат
2) Соборное уложение
3) ассамблеи
4) Кунсткамера
5) рекруты
Найдите и запишите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) При Петре I в России происходят радикальные изменения в духовной сфере, в дворянском быте.
2) Восточную внешнюю политику Петра I нельзя назвать удачной.
3) Среди дворян распространяется мода на европейское платье, мужчины начинают брить бороды, начинают проводиться ассамблеи.
4) Россия терпит поражение в ходе Прутского похода, вынуждена вернуть Азов Турции.
Ответ:
Номер предложения, содержащего |
|||
тезис 1 |
факт 1 |
тезис 2 |
факт 2 |
|
|
|
|
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Годовые обороты русских портов
Год |
Санкт-Петербург |
Архангельск |
Астрахань |
1719 |
1976 тыс. руб. |
2942 тыс. руб. |
961 тыс. руб. |
1726 |
3953 тыс. руб. |
245 тыс. руб. |
988 тыс. руб. |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт |
1) 1726 г. |
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится |
2) 1719 г. |
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в |
3) Астрахань |
|
4) Архангельск |
|
5) Санкт-Петербург |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
|
|
|
Рассмотрите схему и выполните задания 8-10
8. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначен город, чье название пропущено в тексте.
«Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу, а Карл XII получил славу великого полководца. С другой стороны, эта тактическая победа посеяла семя будущего поражения Швеции — Карл XII поверил, что разбил русских надолго и сильно недооценивал их вплоть до Полтавы. Пётр I, напротив, после поражения под ___________, осознал необходимость военных реформ и сделал упор на подготовку национальных командных кадров.»
9. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
10. Укажите название государства, которое было противником России в боевых действиях, обозначенных на схеме.
11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос
|
Какому сражению посвящена данная медаль? 1) Гангутскому 2) Синопскому 3) Чесменскому 4) Цусимскому
|
12. Запишите слово, пропущенное в схеме.
13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Ода «Екатерине II»
2) «Сказание о Мамаевом побоище»
3) Комедия «Бригадир»
14. Создателем какого из приведённых памятников культуры является Д. И. Фонвизин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Часть 2
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
15. Назовите императрицу, имя которой пропущено в тексте. Под каким названием вошла в отечественную историю эпоха, частью которой было это царствование?
Из воспоминаний.
«Матушка моя жила у Бирона в последние годы его силы и власти; при ней казнили Волынского, Хрущёва, Еропкина, а Мусин-Пушкину отрезали язык. Рассказывала матушка, что была однажды свидетельницею большой охоты в Петергофе, на которой императрица _________________ собственноручно застрелила волка, кабана, оленя и нескольких зайцев.
Бироны жили очень роскошно; одних бриллиантов у его жены было более чем на 2 000 000 руб., да перед самым свержением она заказала платье, унизанное жемчугом, ценою в 100 000 руб.
Про самое свержение Бирона матушка рассказывала, что ночью услыхала страшный шум в спальне, вбежала туда и увидела, как Бирона в одной рубашке тащили солдаты на улицу, а когда посадили в карету и увезли, то жену его отыскали на снегу; потом и её увезли, и с тех пор матушка оставила Петербург.
Про время Бирона страшно было слушать рассказы стариков и старушек. За неплатёж недоимок ставили на правёж и начальников, и неплательщиков, и их родных, и их соседей. Бывало, придёт воинская команда, и выводят на правёж виноватых и правых, и поставят их рядом голыми ногами на снег, бьют палками, и морят по темницам. По городу олько и слышны были палочные удары, звук цепей и стоны несчастных бедняков, их жён и детей. Лазутчиков было множество везде и повсюду; бывало муж с женою, брат с братом, отец с сыном боялись громко говорить, а когдапрощались, то прощались навсегда, потому что никто не знал, увидятся ли завтра. Я была маленькая, и помню, как по Ельцу ходила одна страшная старуха, её звали Настька-доносчица. Я её помню бедною, а старушки рассказывали, что, бывало, её все боялись, угощали, и она была богатая, ходила в жемчугах...Страшное было время!»
16. Автор характеризует период правления исторического деятеля, в семье которого служила её матушка, как «страшное время». Укажите любые три пояснения, названные автором, которые подтверждают такую характеристику.
17. Привлекая исторические знания, укажите три итога царствования императрицы, имя которой пропущено в тексте (возможно указание итогов как внутренней, так и внешней политики).
18. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) введения системы рекрутских наборов в первой половине XVIII в.?
— Северная война
— Ливонская война
— Крымская война
— учреждение Черноморского флота
Объясните, как выбранное Вами положение связано с введением системы рекрутских наборов в первой половине XVIII в.?
19. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Петр Великий провел серию масштабных реформ преобразивших Россию. Так, он ликвидировал устаревшие приказы, заменив их на министерства. Учредил Сенат и Синод, Главный магистрат. В военной сфере Петром был введен новый способ комплектования армии — всеобщая воинская повинность. При Петре Великом был принят Указ о единонаследии, который уравнял вотчину и поместье и запретил дробить имение между наследниками.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка |
Исправленное положение текста |
1) |
|
2) |
|
20. В 1697 г. русский царь отправился в Великое посольство в Европу, одной из важнейших целей которого было найти союзников в войне с Турцией. Однако союзников для этого найти не удалось. Зато Саксония и Дания выразили готовность вместе с Россией воевать против Швеции. В результате был заключён соответствующий союз, и через несколько лет Россия вступила в войну.
1) Какое название получила эта война?
2) Назовите русского царя, о котором идет речь.
3) Какой основной результат для России имело участие в этой войне?
Ответы на задания демонстрационного варианта КИМ
№ задания |
Правильный ответ |
||||||
Часть 1 |
|||||||
1 |
421 |
||||||
2 |
3214 |
||||||
3 |
подушная подать |
||||||
4 |
15 |
||||||
5 |
2 |
||||||
6 |
1324 |
||||||
7 |
452 |
||||||
8 |
1 |
||||||
9 |
восемнадцатый |
||||||
10 |
Швеция |
||||||
11 |
3 |
||||||
12 |
Семилетняя |
||||||
13 |
13 |
||||||
14 |
3 |
||||||
Часть 2 |
|||||||
15 |
1) императрица — Анна Иоанновна; 2) название эпохи — эпоха дворцовых переворотов. |
||||||
16 |
Могут быть приведены следующие объяснения характеристики: — жёсткие меры по сбору недоимок; — расцвет доносительства; — страшные наказания за преступления. Объяснения могут быть сформулированы иначе. |
||||||
17 |
Могут быть указаны следующие итоги царствования Анны Иоанновны: 1) сохранение самодержавной формы правления; 2) усиление прав и привилегий дворянства; 3) подчинение Младшего и Среднего жузов (казахских степей); 4) возвращение Азова (при провале попытки завоевания выхода в Чёрное море). Могут быть названы другие итоги. Итоги могут быть сформулированы иначе |
||||||
18 |
1. Северная война. 2. Начало Северной войны (поражение под Нарвой) показало слабость и неэффективной русской армии по сравнению со шведской. Это потребовало срочной модернизации русской армии, которая в результате реформ Петра становится профессиональной и комплектуется за счет рекрутских наборов. |
||||||
19 |
|
||||||
20 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) название войны – Северная; 2) царь – Пётр I; 3) главным результатом войны стало завоевание выхода к Балтийскому морю |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.