Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
Педагог дополнительного образования: Макарова Ирина Петровна.
Предмет: речевое развитие.
Занятие для детей 6 лет.
Объединение: клуб «Ступеньки».
Тема: «День космонавтики».
Цель: закрепление знания детей о подвиге Ю.А. Гагарина, о строении Солнечной системы.
Задачи:
- формирование элементарных знаний о планетах Солнечной системы;
- развитие у детей интереса к познанию космического пространства; творческого воображения и мышления;
- воспитание понимания того, что космонавты настойчивые и бесстрашные люди;
- воспитание гордости за свою страну.
Тип занятия: занятие комбинированное.
Форма организации: групповая.
Материал: альбомные листы, карандаши, плащи звездочетов, звезды, демонстрационный материал.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих и отсутствующих. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
Поговорим о космонавтах, о Солнечной системе.
2. Основная часть.
Наша Солнечная система состоит из различных объектов, попробуйте отгадать их название: (Слайд 2)
Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… (Земля) |
Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический… (Метеорит)
|
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна)
Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
|
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна)
Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
|
Молодцы! Правильно отгадали.
Просмотр развивающего видео «Планеты Солнечной системы».
А сейчас мы отправляемся в космическое путешествие и рассмотрим нашу Солнечную систему поближе. Как мы должны одеться и почему? Какой транспорт нас доставит в космос? (ответы детей).
Поехали! Мы находимся в открытом космосе, что происходит необычного с нашим телом? (невесомость). Перед нами Солнечная система.
Беседа о Солнечной системе (демонстрация плаката «Планеты»)
(Слайд 3)
Назовем планеты по порядку (дети перечисляют планеты, называя характерные признаки).
Солнце – это звезда. Вокруг неё вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд.
Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд? (ответы детей).
В Солнечной системе девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов.
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера – вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе.
Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней подходит для живых существ, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.
Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того, как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.
Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета.
Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
Плутон – девятая планета от Солнца.
Астероиды. Астероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета – небольшое небесное тело, состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у неё образуется светящийся хвост.
А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука занимающаяся, изучением космоса называется – астрономия. А в древности их называли – звездочёты. Молодцы. Как много оказывается, вы знаете о космосе!
Физкультминутка (мальчики – звездочёты, девочки – звездочки).
(Слайд 4)
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не верит – выйди вон (все вместе).
(А. Усачёв)
Продолжаем наше путешествие! Чтоб двигаться дальше, нужно отгадать еще одну загадку: (Слайд 5)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
Кто такой космонавт? Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе. Молодцы!
12 апреля 1961 г. человек совершил свой первый полёт в космос. А вы знаете, кто это был? (Юрий Гагарин). Давайте посмотрим, как проходила жизнь Юрия Алексеевича.
Просмотр развивающего мультфильма «Ю.А. Гагарин – первый космонавт» из серии ЖЗЛ. (Слайд 6)
Беседа о первом космонавте:
1. Какие оценки получал Юра Гагарин?
2. Какой подвиг укрепил решимость Юрия Гагарина стать летчиком?
3. Какую фразу сказал Ю.А. Гагарин перед взлетом космической ракеты?
4. Кто летал в космос до человека?
Творческое задание – нарисовать звездное небо. Мы много сегодня узнали о космосе, много о нем рассказали. А сейчас предлагаю самим нарисовать космос! (Слайд 7)
Готовы? Начнём! Присаживайтесь за столы.
Методом отпечатывания дети рисуют планеты. Рассматривают работы своих товарищей, делятся впечатлениями. По окончанию беседы работы вывешиваются на выставку. (Слайд 8)
3. Итог занятия
Ребята, вы молодцы! Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Какое настроение у вас было во время занятия? Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 1)
Список использованной литературы
1. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: подготовительная к школе группа. В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 132 с.
2. Вераксы, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 210 с.
3. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: Учитель, 2006. – 111 с.
4. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с.
5.
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.