Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Слайд 1(колокольный звон)
Луиза:
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Полина:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Алёна:
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Влад:
- Не каждый знает, что сегодня мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Тоня:
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…
Слайд 2
- Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.
Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.
Слайд 3
Яна:
- С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).
Влад:
- До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.
Полина:
Оглянись
на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Алёна:
А
преданья старины
Забывать мы не должны.
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Луиза:
- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.
Полина:
- А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Влад:
- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.
Сценка.(слайд 4)
(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Горий)
СКИФ (Марклен):
- Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
ЦАРЬ (Гена):
- Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
СКИФ (Марклен):
- Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)
ЦАРЬ (Гена):
- Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!
ГОРИЙ (Джамал):
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».
(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)
Яна:
- Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Горий, военачальник персов, прочитавший это письмо.
Тоня:
- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Влад:
- Такое письмо называется пиктографией.
Слайд 5
Яна:
- Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Слайд 6
Тоня:
- Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.
Влад:
- У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд 6) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.
Яна:
- Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд 7) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.
Тоня:
- Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.
Влад:
- Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Яна:
-О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. (слайд 8)
Влад:
- И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.(слайд 9)
Полина:
В
монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
Монах (Женя):
Ещё
одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)
- В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка (Даниил):
- Это мы, батюшка.
Монах (Женя):
- Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка (Даниил):
-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах (Женя): Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка (Даниил):
- Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка (Грант):
- А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
Монах (Женя):
- Подходите ближе. Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка (Даниил):
- Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах (Женя):
Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка (Грант):
Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах (Женя):
Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка (Даниил):
Интересное слово – пиктография.(слайд)
Монах (Женя):
-Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. ( слайд 10) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые… Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Звучит фонограмма « шум моря». (слайд 11) Два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».
Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»
Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл (Денис):
- А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий (Саша):
- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл (Денис):
- А почему у славян нет своих книг?
Мефодий (Саша):
- Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл (Денис):
- Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий (Саша):
- А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (Денис):
(кричит)— Так я придумаю!
В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель (Назар):
- Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл (Денис):
-Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Тоня:
- И вот однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.
Яна:
- Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд 12) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).
Влад:
- Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
Тоня:
- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Луиза:
Помолившись Богу по утру,
Наклонился над листом святой
Буквы подносил к его перу
Лучезарный ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Божественной рукой.
Алёна:
И, казалось, блеск небесных звёзд
Эта книга бережно хранит
И, казалось, сам Иисус Христос
По – славянски с нами говорит!
Полина:
- Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Звучит греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним.
Яна:
- Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. (слайд) Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание!
Тоня:
- После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку- кириллицу. (слайд 13)
Влад:
- В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
Тоня:
- Названия букв заучивались наизусть. А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.
Видео
Яна:
- Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.
Полина:
Молчат гробницы, мумии,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
Луиза:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, и в дни страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Все выходят на сцену
Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.
(Звучит музыка, слайд 14)
Гимн «Кириллу и Мефодию»
(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза
Звучит колокольный звон.
Тоня:
- Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается.
Влад:
- До свидания. До новых встреч
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.