День славянской письменности
Оценка 4.9

День славянской письменности

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл—7 кл
18.04.2023
День славянской письменности
разработка внеурочного праздника : конспект
Сценарий.docx

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

 

Слайд 1(колокольный звон)

Луиза:

      По широкой Руси -  нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Полина:

      Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

Алёна:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Влад:

Не каждый знает, что сегодня мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Тоня:

 Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

 Слайд 2

- Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

Слайд 3

Яна:

- С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Влад:

- До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.

Полина:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Алёна:

А преданья старины
Забывать мы не должны.

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

 

Луиза:

- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.

Полина:

- А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Влад:

- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.

Сценка.(слайд 4)

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Горий)

СКИФ (Марклен):

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ (Гена):

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ (Марклен):

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)

ЦАРЬ (Гена):

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!

ГОРИЙ (Джамал):

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».

(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)

Яна:

- Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Горий, военачальник персов, прочитавший это письмо.

Тоня:

- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Влад:

- Такое письмо называется пиктографией.

Слайд 5

Яна:

- Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

Слайд 6

Тоня:

- Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

Влад:

- У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд 6) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.

Яна:

- Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд 7) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.

Тоня:

- Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.

Влад:

- Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Яна:

-О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. (слайд 8)

Влад:

- И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.(слайд 9)

Полина:

В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)

Монах (Женя):

Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)

- В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

- Чу, слышу шорох. Кто здесь?

( входят три мальчика)

Захарка (Даниил):

- Это мы, батюшка.

Монах (Женя):

- Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?

Захарка (Даниил):

-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.

Монах (Женя): Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?

Захарка (Даниил):

-  Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.

Ивашка (Грант):

- А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.

Монах (Женя):

- Подходите ближе.  Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.

Захарка (Даниил):

- Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах (Женя):

Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?

Ивашка (Грант):

Правда, откуда? Расскажи, батюшка.

Монах (Женя):

Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.

Захарка (Даниил):

Интересное слово – пиктография.(слайд)

Монах (Женя):

-Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. ( слайд 10) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые… Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

 Звучит  фонограмма « шум  моря». (слайд 11) Два подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

 Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл (Денис):

-  А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий (Саша):

 - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл (Денис):

- А почему у славян нет своих книг?

Мефодий (Саша):

- Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл (Денис):

- Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий (Саша):

-  А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (Денис):


(кричит)— Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель (Назар):

 - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл (Денис):

-Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Тоня:

- И вот однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.

Яна:

- Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд 12) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).

Влад:

- Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

Тоня:

- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Луиза:

Помолившись Богу по утру,

Наклонился над листом святой

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

Алёна:     

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!

Полина:

- Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

 Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры.  Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

                   Звучит греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. 

Яна:

-  Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры.  После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. (слайд) Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание!

Тоня:

- После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку- кириллицу. (слайд 13)

Влад:

-  В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Тоня:

- Названия букв заучивались наизусть. А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.

Видео

Яна:

- Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Полина:

Молчат гробницы, мумии,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

 

Луиза:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, и в дни страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Все выходят на сцену

 

Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.

 (Звучит музыка, слайд 14)

Гимн «Кириллу и Мефодию»
(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Звучит колокольный звон.

Тоня:

- Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается.

Влад:

-  До свидания. До новых встреч


 

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Луиза: - Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Луиза: - Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Надписи делались на камнях, скале, на доске

Надписи делались на камнях, скале, на доске

Захарка (Даниил): - Я Захарка,

Захарка (Даниил): - Я Захарка,

Учитель (Назар): - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий

Учитель (Назар): - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий

После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики

После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023