День славянской письменности

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 18.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка внеурочного праздника : конспект
Иконка файла материала Сценарий.docx

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

 

Слайд 1(колокольный звон)

Луиза:

      По широкой Руси -  нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Полина:

      Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

Алёна:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Влад:

Не каждый знает, что сегодня мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Тоня:

 Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

 Слайд 2

- Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

Слайд 3

Яна:

- С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Влад:

- До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.

Полина:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Алёна:

А преданья старины
Забывать мы не должны.

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

 

Луиза:

- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.

Полина:

- А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Влад:

- Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.

Сценка.(слайд 4)

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Горий)

СКИФ (Марклен):

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ (Гена):

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ (Марклен):

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)

ЦАРЬ (Гена):

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!

ГОРИЙ (Джамал):

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».

(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)

Яна:

- Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Горий, военачальник персов, прочитавший это письмо.

Тоня:

- Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Влад:

- Такое письмо называется пиктографией.

Слайд 5

Яна:

- Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

Слайд 6

Тоня:

- Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

Влад:

- У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд 6) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.

Яна:

- Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд 7) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.

Тоня:

- Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.

Влад:

- Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Яна:

-О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. (слайд 8)

Влад:

- И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.(слайд 9)

Полина:

В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)

Монах (Женя):

Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)

- В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

- Чу, слышу шорох. Кто здесь?

( входят три мальчика)

Захарка (Даниил):

- Это мы, батюшка.

Монах (Женя):

- Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?

Захарка (Даниил):

-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.

Монах (Женя): Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?

Захарка (Даниил):

-  Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.

Ивашка (Грант):

- А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.

Монах (Женя):

- Подходите ближе.  Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.

Захарка (Даниил):

- Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах (Женя):

Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?

Ивашка (Грант):

Правда, откуда? Расскажи, батюшка.

Монах (Женя):

Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.

Захарка (Даниил):

Интересное слово – пиктография.(слайд)

Монах (Женя):

-Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. ( слайд 10) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые… Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

 Звучит  фонограмма « шум  моря». (слайд 11) Два подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

 Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл (Денис):

-  А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий (Саша):

 - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл (Денис):

- А почему у славян нет своих книг?

Мефодий (Саша):

- Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл (Денис):

- Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий (Саша):

-  А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (Денис):


(кричит)— Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель (Назар):

 - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл (Денис):

-Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Тоня:

- И вот однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.

Яна:

- Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд 12) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).

Влад:

- Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

Тоня:

- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Луиза:

Помолившись Богу по утру,

Наклонился над листом святой

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

Алёна:     

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!

Полина:

- Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

 Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры.  Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

                   Звучит греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. 

Яна:

-  Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры.  После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. (слайд) Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание!

Тоня:

- После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку- кириллицу. (слайд 13)

Влад:

-  В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Тоня:

- Названия букв заучивались наизусть. А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.

Видео

Яна:

- Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Полина:

Молчат гробницы, мумии,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

 

Луиза:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, и в дни страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Все выходят на сцену

 

Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.

 (Звучит музыка, слайд 14)

Гимн «Кириллу и Мефодию»
(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Звучит колокольный звон.

Тоня:

- Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается.

Влад:

-  До свидания. До новых встреч