Деньги – помощник торговли
Оценка 4.7

Деньги – помощник торговли

Оценка 4.7
docx
05.03.2023
Деньги – помощник торговли
Деньги – помощник торговли.docx

Уроки финансовой грамотности в курсе «Экономика», 7 класс

Тема 11. Деньги – помощник торговли

Цель:

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области возникновения и развития денег в формировании умения и знания финансово грамотного поведения;

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

осознание себя как члена семьи, общества и государства, в средне обмена денежными средствами;

овладение начальными навыками адаптации в мире денежных отношений;

проявление самостоятельности и личной ответственности за своё отношение к деньгам - финансовое поведение;

осознание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

              использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

              построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

Регулятивные

              анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности,

Коммуникативные

              умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

              умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Подготовительная работа к занятию:

1)Презентация «Древние товарные деньги»

 

Материалы и оборудование: Интернет, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, кассеты, памятки, листы бумаги, ручки. учебник Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-7 классов образоват. Орг. (предпрофильная подготовка)/И.В. Липсиц. —22-е изд. — М. —: Вита-пресс, 2019 – 224с.; ил.

Основные понятия к повторению нужды, потребности, блага.

Понятия к изучению бартер, деньги, цена, функции денег.

 

Ход урока:

Учитель:

Добрый день, ребята. Я вам несколько пословиц скажу, а вы мне ответите, о чем сегодня наш урок? Итак:

Копеечка к копеечке - рубль набегает.

Копейка рубль бережет.

Копейка обоз гонит.

У него денег - куры не клюют.

Ученики: о деньгах?

 

Учитель: Да, именно.

Давайте вспомним, какова основная задача экономики?

Ученики: Обеспечение нужд и потребностей людей.

Учитель: Как можно обеспечить нужды и потребности для каждого из нас? Например, нужна еда - где ее взять?

Ученики: купить можно, вырастить на садовом участке, в деревне у родственников.

Учитель: Думаю, что вы все поняли, что ключевое слово здесь: купить. А что мы должны дать в обмен продавцу за покупку?

Ученики: Деньги.

Учитель: в таком случае можно сказать, что деньги служат средством обмена при определении цены товара в том числе. Не зная номинала денег, мы не сможем сформировать и четко определить цену на тот или иной товар.

Давайте попытаемся понять, какова роль денег в современном обществе.

Мы сказали, что деньги – это эквивалент цены, средство получения  желаемого товара.

Можем ли мы сегодня представить, что денег нет, и каким способом можно удовлетворить потребности без денег.

Представим себе, что сегодня Дмитрию нужна ручка, а Маше тетрадь, которая есть у Дмитрия. Что можно сделать в этом простейшем случае?

Ученики: если нет денег, то можно обменяться.

Учитель: давайте поменяемся: тетрадь стоит 56 рублей, а ручка 8 рублей. Назовите способы обмена тетради на ручку.

Понятно, что обмен прост в том случае если участники обмена поймут и примут: 1 тетрадь должна быть обменена на 7 ручек.

Но надо ли Маше столько ручек и как быть Дмитрию дальше: у него больше нет тетради, а у Маши нет дополнительных 6 ручек. Да, если обменять 1 тетрадь на 7 ручек, то обмен по цене будет полноценным, но нужен ли сейчас ребятам такой обмен. И, надо еще отметить, что в более выгодном положении Маша, которая получила 1 тетрадь, теперь ей не надо идти в магазин. А вот Дмитрий снова должен взять у мамы 56 рублей, потратить время на поход в магазин и снова купить тетрадь.

Но! Обмен такой возможен при равной стоимости обмениваемых благ, просто нужно найти того человека, который готов дать тебе требуемого благо взамен того, что есть у тебя и является благом для него.

В старину такой обмен называли «взаимство» - в нашем великом языке само слово напоминало о том, что необходимо найти партнера по обмену, готового на обмен того, что предложено к обмену.

Представим теперь, что такой обмен совершают оптовые продавцы. Состоится ли таким образом их сделка: безусловно нет! Обмен должен быть равноценным, только в таком случае, сделка по обмену продукцией состоится. Приведем пример: предприятие А выпускает канцелярские товары. Предприятию Б необходимы канцелярские принадлежности предприятия А, оно готово оформить услуги взамен. В каком случае состоится сделка? Только в том, если стоимость товаров предприятия А будет равна стоимости услуг предприятия Б.

Стоимость товаров «А» = стоимость услуг «Б»

Да, такие виды сделок предприятия могу оформить.

Сделка обмена одного блага на другое благо вполне возможна, при выполнении указанного условия, иначе одной из сторон она будет невыгодна. Тем не менее, иногда партнеры по бизнесу договариваются и производят обмен продукцией, товарами, услугами. Такой обмен называется бартер:

Бартер - обмен одного блага на другое.

Бартер можно назвать первоначальным видом торговли, который был зарожден в древней системе натурального хозяйства, когда внутри семьи невозможно было произвести те или иные блага для членов семьи.

Иногда людям, в обществе которых не было денег, приходилось свершать обмен несколько раз.

Постепенно у людей появились товары, напоминающие деньги -посредники, наиболее ценные в данном месте, в данной стране:

Это могли быть красиво обработанные морем гальки ( Гана);

Собачьи зубы (острова Папуа-Новая Гвинея);

Игровые фишки (Гонког);

Ракушки Каури (Индия):

Металлические диски (Тибет);

Обменной монетой могли быть животные: козы, коровы.

Прессованный чай.

У северных народов это были красивые фигурки из рога тюленя.

В России деньги были меховыми – климат и наличие пушных зверьков в лесах, востребованность на восточных базарах определили меха в качестве денежной единицы. Меховые деньги назывались «куны» от названия меха куницы, который был наиболее дорогим эквивалентом. Просуществовали такие деньги вплоть до правления Петра I.

С появлением каких то эквивалентов денег обмен упростился. Купцы, которые перевозили свой товар в караванами меняли один эквивалент денег на другой и , таким образом, привозили в разные области востребованные товары в свои местности.

Сейчас я предлагаю поиграть – решить задачу, превратившись в древних купцов.

Русский купец везет 1000 шкурок соболя, 2000 шкурок куниц, 5000 шкурок белки.

Приехав на китайский базар он хочет купить рис. Ему надо 250 мешков:

Как произойдет обмен, если 200 мешков риса стоят 27000 шкурок белки, или 1000 шкурок куниц, или 200 шкурок соболя. Какой обмен будет более выгодным.

Решение:

Наибольшее количество шкурок у купца – беличьих, значит, быстрее надо избавиться от них.

200 мешков риса = 2700 беличьих шкурок

Нужно заплатить еще за 50 мешков, что составляет ¼ от эквивалента 200 мешков: 2700:4=675 шкурок белки

Если 200 мешков стоят 2700, а 50 стоят 675 ( шкурок белки), то всего купец заплатит 3375 шкурок белки.

Дополнительные вопросы для решения дома:

1)      почему расчет шкурками именно белки выгоден купцу;

2)      как он посчитает сделку?

3)      можете ли вы сегодня считать так же, как древний купец?

4)      как мог посчитать древний купец иначе?

Таким образом, разбирая задачу, мы убедились, сколь сложны были расчёты для древнего купца. Каким образованным, знающим должен быть человек в купечестве, чтобы занимаясь обменом не потерять доходы, а получить прибыль. Недаром, с древних времен купечеству относились с большим уважением.

 

Рисунок 1. Проблемы бартера

Рисунок 1 наглядно показывает проблемы бартера – прямого обмена товарами. Если сегодня бартер возможен по соглашению, то в древние временя он был обязательным в торговле.

Бартер вне существования денежных единиц давал сложности обмена продукцией или благами.

Цена в бартере определяется так: это, что надо отдать за получаемое в собственность благо.

 

Рисунок 2. Схема применения денежных средств

На рисунке 2 показа схема удовлетворения потребности людей с помощью денежных средств

 

Как только человек понял, что ему нужен общий эквивалент обмена в торговле, который мог бы отразить любую цену благ, он изобрел деньги.

Поэтому во главу угла торговли встала цена, которая блага: товара, услуги, выполняемых работ. Цену мы видим на ценниках .

Теперь определим понятие:

цена – то количество денег, которое надо отдать за получение в собственность желаемого блага: товара, услуги, выполняемой работы.

Деньги – неоднозначное понятие.

Деньги – это товар: всеобщий эквивалент; мера стоимости товаров.

Деньги – это всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров.

Деньги – особый товар, выражающий стоимость всех других товаров, т.е. выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Деньги – это все то, что может быть использовано для оплаты покупок, измерения ценности обмениваемых товаров и возврата долгов.

Деньги – средство обмена.

Современные деньги в обществе выполняют следующие функции:

1) средство платежа; средство оборота;

2) мера стоимости;

3) средство обращения;

4) средство накопления.

Каждый человек трудится на благо общества и за это получает доходы: в качестве оплаты труда – заработной платы. Из заработной платы сразу вычитается налог на доходы физических лиц по ставке 13 %. заработной платы, государство обязано обеспечить для человека рабочее место.

Наиболее предприимчивые люди организуют свое дело в форме бизнеса, предпринимательства, и в этом случае, прибыль от бизнеса служит им доходом, который может облагаться различным образом: в специальном налогом режиме предусмотрена ставка 6 % от дохода, а на режиме самозанятости 4%.

Деньги, как мера стоимости раскрывают нам понятие сложившейся цены товара на рынке. Именно деньги позволяют нам представить стоимость товаров в денежных единицах. Сущность функции меры стоимости в деньгах заключается в определении общественной ценности товаров, соизмеряет товары, работы, услуги и деньги, осуществляя их количественное соизмерение посредством именно данной функции денег, выражаемой, как мера стоимости.

Деньги как средство обращения становятся промежуточным звеном при обмене товаров и услуг, что, в свою очередь, запускает финансовое обращение.

Осуществление функции денег как средства обращения проходит в два этапа, первым из которых является продажа вещи за деньги; а вторым покупка на них новой вещи. Наемный работник продал свой труд ( умения, знания, компетенции) и получил за это денежные средства, он сразу отдает часть денег в уплату в качестве налога на доходы НДФЛ. Государство, собирая налоги, распределяет их на первоочередные нужды.

Каждый человек рассчитывает бюджет расходов, в котором определяет, как он распределит полученные денежные средства.

Таким образом, создается и реализуется денежного движения: «цепочка: товар – деньги – товар». Бартерная схема работает в разовом обмене: товар – товар.

Приобретенная вещь после покупки за деньги, выходит из оборота, а сами деньги остаются в обращении.

«Денежное посредничество» дает возможность развития экономики в целом: за деньги покупателей-потребителей борются производители, происходит повышение конкурентоспособности на рынке, позволяющее, как улучшить качество продаваемой продукции, так стимулировать бизнес-деятельность.

Средство накопления стоимости функционирует, когда гражданин или организации начинает формировать накопления воедино, как наличных денег, так и безналичных форм аккумулирования средств.

Накопление денежных средств возникает в двух случая:

1)      доходы становятся выше расходов или

2)      человек принимает решение о необходимости копить.

Накопления отражаются в денежно-кредитных отношениях: банки получают средства граждан или организаций и могут передать их в качестве займа для населения. Накопления можно вложить в ценные бумаги, которые уже будут не совсем накоплениями, хотя Вложенные средства действительно могут принести прибыль.

Однако, вложенные в ценные бумаги средства, могут и обесцениться при падении курса ценных бумаг.

Таким образом, Деньги – это ценное изобретение человечества, которое позволяет человеку их, как заработать, собрать, так и потратить, желательно грамотно.

Поэтому вопросы изучения денег способствуют формированию финансовой грамотности человека.


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки финансовой грамотности в курсе «Экономика», 7 класс

Уроки финансовой грамотности в курсе «Экономика», 7 класс

Копейка рубль бережет. Копейка обоз гонит

Копейка рубль бережет. Копейка обоз гонит

Сделка обмена одного блага на другое благо вполне возможна, при выполнении указанного условия, иначе одной из сторон она будет невыгодна

Сделка обмена одного блага на другое благо вполне возможна, при выполнении указанного условия, иначе одной из сторон она будет невыгодна

Рисунок 1. Проблемы бартера

Рисунок 1. Проблемы бартера

Деньги – неоднозначное понятие

Деньги – неоднозначное понятие

Накопления отражаются в денежно-кредитных отношениях: банки получают средства граждан или организаций и могут передать их в качестве займа для населения

Накопления отражаются в денежно-кредитных отношениях: банки получают средства граждан или организаций и могут передать их в качестве займа для населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023