Технологии не стоят на месте. В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты.
Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета.
Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства взрослых.
Актуальность
Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:
отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками; незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
Компьютерная зависимость
интернет-зависимость (сетеголизм)
зависимость от компьютерных игр (геймерство)
Этапы формирования зависимости (по С.В. Молчанову):
Этап первых проб к способу действия, улучшающему психическое состояние при сильных негативных переживаниях.
Этап систематического обращения.
Этап формирования зависимости.
Этап личностной деструкции (личностные изменения, изменения образа жизни, десоциализация).
Как определить степень зависимости ребенка от компьютера?
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребенка:
A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает - зависимость 2-3-й степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например, «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости.
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени
Возможность общения
Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения
За или против!?
«Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. Сегодня трудно представить ребенка без каких-то телефонных и компьютерных аппаратов, и в три года он с ними, и в четыре-пять. Важно дозировать эти гаджеты»
Тайм-менеджмент
1. Помните о времени использования гаджетов детьми:
4-5 лет — не более 15 минут;
6 лет — 20 минут;
7-9 лет — 30 минут;
10-12 лет — 40 минут;
13-14 лет — 50 минут.
2. Не позволять пользоваться гаджетами перед сном.
3. Если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать 10-минутые перерывы.
4. За 2-3 часа до сна замените электронное устройство на спокойные совместные игры, чтение книг, общение.
1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, - "режим дня" для ребенка, где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером
2. Проводите со своим ребенком больше времени.
3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.
4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять. Дети, у которых наблюдается компьютерная зависимость, как правило, раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.
Если ребенок не страдает компьютерной зависимостью (гаджет-зависимостью), но расположен к ней
1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером, гаджетом.
Польза гаджетов
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.
Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку, парку, городу или установить полезные для развития программы.
Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор.
Уделять время прогулкам на свежем воздухе, спорту, подвижным играм.
В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.