Классный час: Дети и Интернет безопасность
Цель: ознакомить детей с правилами пользования Интернетом; расширить представление об Интернете; формировать чувства ответственности за свое поведение; сформировать у детей понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет; обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернета; воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.
Задачи: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете, и помочь избежать этих опасностей.
Медиа грамотность -
грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации;
развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков;
содействие профессиональной подготовке детей и их преподавателей в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Риски социальных сетей
Интернет изменил процессы коммуникации, сделав её непрерывной, безграничной, доступной и персональной.
Активность подростков в социальных сетях реализуется в создании и оценке текстов, общении (обмен текстами), поиске друзей и новых знакомств, поиске информации, организации досуга: просмотр видеофильмов, фотогалерей, рекламных роликов и обмен мнениями. Было установлено, что социальные сети занимают значительное место в жизни подростков, молодые люди практически все свободное и учебное время, проводят в социальных сетях. В виртуальном мире тройку ценностей открывает информация, дружба, социальный статус.
Дети и Интернет безопасность
В настоящее время в сфере образования вопросы информационной безопасности (в том числе касающиеся защиты ПДн участников образовательного процесса и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) и Интернет безопасности признаются Российским государством приоритетными.
Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 N 88 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы»
Развитие информационного общества на современном этапе ставит вопрос не только о форматах, вариациях и способах его функционирования и прогресса, но и о механизмах защиты, необходимых для успешной эволюции данного общества.
В 2010 году был принят закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
«Концепция информационной безопасности детей», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р
Закон № 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ.
ИНФОРМАЦИЯ, ПРИЧИНЯЮЩАЯ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено по № 436-ФЗ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ — предназначенные для оборота на территории РФ продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и БД, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ — информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей; КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ — распределение информационной продукции в зависимости от её тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном № 436-ФЗ.
Статистика
10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями;
В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно;
К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков;
Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым;
39% детей посещают порно сайты;
19% наблюдают сцены насилия;
16% увлекаются азартными играми;
Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей;
Экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей.
(Данные Центра Безопасного Интернета в России)
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Что понимают под термином «Информационная безопасность детей» ?
Как защищать?
Правовые (законодательные) меры
Организационные меры (регламенты, инструкции)
Технические меры (СЗИ, СКЗИ)
Морально-этические / психологические (кодексы, ценности, психолог)
Цензура / экспертиза (на уровне государства, региона, ОО)
Пропаганда полезной и достоверной информации
Повышение информационной культуры / цифровой грамотности
Пять категорий информации, доступ ребенка к которой должен быть ограничен:
Пропаганда. Информация, поощряющая или рекламирующая детям всевозможные социально неоднозначные действия – урон здоровью или самоубийства, употребление алкоголя, табака и прочих наркотических веществ, азартные игры, проституцию, попрошайничество, насилие к людям и животным, неуважение к семье и нетрадиционные сексуальные отношения, правонарушения.
Нецензурная брань и другие бранные выражения.
Порнографическая информация и половые отношения в виде изображения или описания.
Насилие и пугающий контент. Непосредственно изображение или описание (не реклама) насилия, правонарушений, жестокости, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий
Виды он-лайн угроз
1. Откровенные материалы сексуального характера.
2. Виртуальные знакомые и друзья .
3. Кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный
4. Буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия.
5.Груминг — это формирование доверительных отношений (дружеского и эмоционального контакта) с ребенком в Интернете с целью его дальнейшей сексуальной эксплуатации (сексуального насилия).
6. Троллинг - Форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Задача тролля– тратить ваше время, самоутверждаясь за ваш счет. Одним из признаков может служить и то, что этот человек ищет ошибки в ваших сообщениях и намеренно на этом акцентирует внимание. Он старается любыми способами затянуть беседу, делая ее бессмысленной, и как можно сильнее Вас разозлить, вывести из себя, всячески провоцировать на негативные эмоции
7. Электронные ресурсы, содержащие материалы экстремистского и террористического характера.
8. Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.
террор.
9. Компьютерные мошенники, спамеры, фишеры.
10. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, самоповреждений
11. Сомнительные развлечения: онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие.
12. Болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, так называемой «Интернет-зависимости"
13 . Социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
Интернет-зависимость
1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине , поиск информации, не обусловленное профессиональной, учебной или иной созидательной деятельностью.
2.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети .
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
6. Создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных
7.Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Безопасное использование компьютера
1 . Убедитесь, что на Вашем компьютере установлены брандмауэр и антивирусное программное обеспечение.
2. Научитесь их правильно использовать. Помните о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
3. Хорошо изучите операционную систему своего компьютера (Windows, Linux и т. д.). Знайте как исправлять ошибки и делать обновления.
4. Если на компьютере установлена программа родительского контроля, поговорите с родителями и договоритесь о настройках этой программы, чтобы они соответствовали возрасту и потребностям. Не пытайтесь взломать или обойти такую программу!
5. Если Вы получили файл, в котором не уверены или не знаете, кто его отправил, не открывайте его. Именно так трояны и вирусы заражают Ваш компьютер.
6. Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные).
7. Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор. Научись самостоятельно включать и выключать веб-камеру.
8. Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
Не публикуйте фотографии, на которых изображены другие люди. Делайте это только с их согласия.
9. Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
10. Не добавляй незнакомых людей в свой контакт-лист в ICQ.
11. Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.
12. Если человек, с которым ты познакомился в интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придешь навстречу со взрослым. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности.
Если у тебя возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде,
обязательно расскажи об этом кому-нибудь, кому ты доверяешь. Твои родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что тебе делать. Любую проблему можно решить! Ты можешь обратиться на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 88002500015 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@detionline.org.
Специалисты посоветуют тебе, как поступить.
Ограничения доступа к контенту
Контент-фильтры -
устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.
Литература:
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Дорофеева Ж. П. Проблемы правового регулирования защиты детей от негативного влияния сети Интернет // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2017.
Кобзева С. В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // [Электронный ресурс].
Крылова Н. Е. Группы смерти и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты // [Электронный ресурс].
Селиванова Е. А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью// Метеор-Сити. — 2017.
Хохлова Н. И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы// Пространство и Время. — 2012.
Челышева И. В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования// Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2016.
В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по факту подстрекательств подростков к доведению до самоубийства// [Электронный ресурс] // ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.