Направление: история
Великой Отечественной войны
«Дети военной поры и современного мира»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Факты из жизни детей во время войны ……………………………....5-6
Глава 2. Практическая часть
2.1 Дети войны и современные дети……………………………………..7-10
Заключение……………………………………………………………………..11
Библиографический список ………………………………………………......12
Приложение………………………………………………………………...13-.14
Введение
В этом году мы празднуем 75-летие окончание Великой Отечественной войны. Когда мы слышим слово «война», перед нами встает образ оружия, смерти, голода, страха…Когда мы слышим слово «дети», то раздаются радостные детские голоса, смех; мы видим игрушки, мороженое… Получается, что эти два понятия совсем не совместимы. В этом же убеждают нас слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Кто они – дети войны, наши сверстники из сороковых годов? О чем мечтали? К чему стремились и кем хотели стать? Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых и наших одноклассников, детей 21 века?
К сожалению, с каждым днём ветеранов становится меньше, и мы узнаем историю трагических дней из книг, документальных и художественных фильмов, Интернета. Поняли, что у нас нет достаточных знаний о детях военной поры, и чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.
Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми, а в мирное время у детей есть возможности для беззаботных игр
Цель: сравнение жизненных позиций детей 21 века с жизнью детей военной поры
Задачи:
1. Изучить и проанализировать информационные источники по теме исследования
2. Рассказать о жизни детей в период войны
3. Провести опрос в среде своих одноклассников для сравнительного анализа
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны; жизненные позиции одноклассников
В ходе выполнения исследовательской работы была использованы следующие методы:
· анализ и обобщение собранной информации
· анкетирование
· описательный метод
· метод сравнительного анализ
· наблюдение
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Факты из жизни детей во время войны
Проанализировав информационные источники, посетив городской краеведческий музей, мы узнали, что с первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для армии. Целыми днями трудились ребята на заводах: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, устраивали для раненых концерты.
В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками.
У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В войну стали играть реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у ребят выполняют деревья. В них стреляют снежками". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" [1]
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков-стали Героями Советского Союза.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам. Многие школьники поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. [2]
Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, был разведчиком у партизан. При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал себя гранатой и окружавших его врагов. [4]
Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Дети войны и современные дети
В своей работе мы использовали методы теоретического исследования, наблюдения, анкетирования и сравнительного анализа.
В анкетировании участвовали 22 одноклассника. Выбрав самые популярные ответы ребят, составили следующие таблицы, которые показывают разницу между жизненными позициями детей войны и детей 21 века. Из литературы взяли подтверждающие или опровергающие факты из жизни детей военной поры, для того, чтобы сделать вывод о точности ответов.
1 вопрос. О чем мечтали дети войны? О чем вы мечтаете?
|
мечта |
дети войны |
еда окончание войны тепло
|
одноклассники |
техника отдых |
В воспоминаниях детей сороковых годов прочитали, что детям войны действительно хотелось, чтобы жилось всем хорошо и скорее бы наступил мир, а также сытно поесть, одеться и получить образование.
2 вопрос. Учились ли дети войны в школе?
В анкете ребята указали, что во время войны обучение не шло, но это не совсем так. Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. [3] (Приложение 1. Фото 1
3 вопрос. В какие игрушки играли дети войны? В какие игрушки вы играете?
|
игрушки |
дети войны |
самодельные деревянные игрушки
|
одноклассники |
телефон компьютер покупные игрушки |
В воспоминаниях детей военной поры, действительно упоминаются самодельные деревянные игрушки. Покупные игрушки тогда были редкостью. Дети берегли довоенные игрушки. Например, в блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было: взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Из старых тряпок мастерили мячи, скручивали тряпки в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти: собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, затем этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мяч. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. [5] (Приложение 1. Фото 2)
4 вопрос. Какие обязанности были у детей во время Великой Отечественной войны? Какие вы выполняете обязанности?
|
обязанность |
дети войны |
следить за младшими помогать взрослым
|
одноклассники |
работа по дому: прибрать игрушки, мыть посуду, пылесосить |
Обязаностью детей войны была работа в тылу: строительство оборонительных укреплений, сбор лекарственных растений, выращивание овощей для госпиталей, вязка теплых вещей для фронта, помощь раненым в госпиталях…(Приложение 1. Фото 3)
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, мы видим большую разницу.
В чем причины таких различий? Важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни:
- мирное общество;
- технический прогресс;
Раньше – мягкие игрушки, кубики, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мобильные телефоны, игровые приставки.
- избыток информации, которую современным детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий;
Детям сейчас не надо ходить в библиотек, им легче открыть страницу в Интернете.
- большое количество свободного времени;
Сейчас дети менее самостоятельны, нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослых. В годы войны дети отвечали не только за себя, но и за младших братьев и сестер, содержали домашнее хозяйство, учились и ходили на работу.
- рост благосостояния;
Раньше дети бережно относились к каждому кусочку хлеба, потому что большинство продуктов отправлялось на фронт, и дети понимали, что это важно. Сейчас все в изобилии и ценятся только очень дорогие вещи, дети могут потерять телефон на второй день его приобретения.
Что же роднит детей войны и детей 21 века?
Все дети без исключения хотят мира на Земле, живых и здоровых маму и папу, счастливое детство, наполненное интересной учебой, новыми знаниями, интересными и любимыми игрушками. Современные дети, к счастью, не знают, что такое ужасы войны: голод и разруха, болезни и смерть, боль потерь.…
Современный мир – это время радости, мира, игр, учёбы и роста.
Война – это зло, лишившее детства самых маленьких жителей страны.
Заключение
Выполняя работу, мы много узнали о детях войны, о том, что пришлось пережить нашим прабабушкам и прадедушкам, многие из которых были в то время еще детьми.
Мы сделали следующие выводы:
1. Война - это искалеченное детство.
2. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.
Таким образом, наша гипотеза о том, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми, а в мирное время у детей есть возможности для беззаботных игр подтвердилась.
Жизнь детей войны может служить примером для современного молодого поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Библиографический список
1. Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27
2. Солохина Н.Я., из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26
3. «Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42
4. Морозов, В. Н. Марат Казей:. - М.:Малыш, 1980
5. Омялки, гильзы и свистульки. во что играли дети...
korotkoedetstvo.bm.digital›article…omyalki-gilzyi…
Приложение 1
Фото 1. Дети войны за партами в школе
Фото 2. Игрушки детей военной поры
Фото 3. Работа на заводе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.