Дети войны.
76 лет назад, осенним утром 19 ноября 1942 года, окрестности села Цаца огласили воющие звуки залпов «Катюш». Начиналось контрнаступление, до 2 февраля было еще 73 дня из 163 дней Сталинградской битвы. А. Т. сказал: «Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова…» Нет слов, это действительно так. Это так для солдат и генералов, для мужчин и женщин, для взрослых и детей. Но у солдат в руках оружие, у генералов – дивизии и армии, у взрослых есть жизненный опыт, вера и терпение… Ребенок и война – кровоточащая тема любой войны любой эпохи. Тем страшнее она прозвучала в годы Второй мировой войны – самой страшной войны в истории человечества. В самом центре Волгограда – на пересечении улиц Комсомольской и Чуйкова – есть один из самых выразительных памятников Волгограда, установленный 9 мая 1995 года. Скульптор Н. П. и архитектор В. К. обвиняют войну - мать закрывает детей от нависшей 500 килограммовой бомбы .
С 23 августа по 28 августа 1942 года более 2 тысяч самолетов VIII авиакорпуса Люфтваффе обрушили 12000 бомб на город. Погибло 43000 человек, ранено 70000 человек. Это сопоставимо с количеством жертв бомбардировок Дрездена, Хиросимы и Нагасаки. Историки сходятся во мнении, что это военное преступление не имело стратегического характера, а было направлено исключительно против мирного населения и самой беззащитной ее части - против детей.
Н.И. вспоминает:
«В 1942 году мне было 15 лет, жили мы на площади Дзержинского в районе Тракторного завода. С 23 августа начались страшные бомбежки. Все было разрушено. Жители спасались, как могли, никакой организованной эвакуации не было. Весь сентябрь и начало октября мы провели в Сталинграде в самом пекле Сталинградской битвы. Только 13 октября удалось переправиться на хутор Скудры, а оттуда в Безродное и дальше – в Рахинку.»
(Скудры –хутор на правом берегу Волги, сейчас там дачные общества острова Зеленый; Безродное (Верхняя Ахтуба) – село на берегу Ахтубы, в районе нынешней Муниципальной картинной галереи и храма Иоанна Богослова на территории города Волжский.)
Н.Н. родилась 19 сентября 1940 года на Горном поселке Тракторозаводского района Сталинграда, и в самые жаркие дни Сталинградской битвы ей исполнилось два годика. Все, что она говорит о том времени, ей известно со слов матери: «В центре города была переправа, но там переправляли в первую очередь раненых, в страшной толчее гражданскому населению, а особенно с детьми, сесть на катер было невозможно. А немецкие самолеты обстреливают и бомбят Волгу. Мама взяла нас и говорит: «Зачем умирать в воде, ведь умереть можно и на земле». Так мы вернулись назад и пережили войну вместе с городом.»
Но была и более горькая участь…
На оккупированной территории Сталинградской области нацисты создали около 50 концентрационных лагерей, где погибли тысячи наших солдат. Сухие строки официальных документов фиксируют дикую картину нечеловеческой жестокости.
Докладная записка В. А. - А. В. о зверском отношении немецких военнослужащих к советским военнопленным
от 2 сентября 1943 г. «В середине января 1943 года, сжимая кольцо окружения вокруг 6 германской армии, наши войска захватили находившийся у села Алексеевка под Сталинградом пересыльный лагерь военнопленных, так называемый «Дулаг-205». На территории лагеря и близ него были обнаружены тысячи трупов военнопленных красноармейцев и командиров, умерших от истощения и холода…»
Если для взрослых концлагерь был адом, то чем он был для детей?
Н.Н. Ч. рассказывает о своем двоюродном брате Володе, подростка угнали в Германию, где он работал на подземном заводе и чудом выжил.
Как рассказывают члены общества «Дети огненного Сталинграда», колонны голодных, больных детей и взрослых фашисты гнали пешком в распределительный пункт в поселок Гумрак, где молодежь отправляли в Германию, мужчин на тяжелые работы, а женщины с детьми шли пешком еще 150 километров – на станцию Чир, откуда на открытых железнодорожных платформах оставшихся в живых вывозили в Белую Калитву Ростовской области.
Ц.А.С. родилась 18 февраля 1938 года в селе Борщево Хохольского района Воронежской области …
«У всех, кто побывал там за колючей проволокой, она осталась в памяти на всю жизнь. Гражданское население, в основном женщины, старики и дети из Сталинграда, прибывало порой по два-три эшелона в день. За непродолжительное время за колючей проволокой сосредоточилось около пяти-шести тысяч человек. Кормили людей раз в сутки. В котел шли даже опилки, смешанные с отрубями. Трупы умерших от болезней и голода, замерзших, уже не умещались в ямах, выкопанных до морозов, в том числе воронках от бомб, снарядов. Их складывали прямо в штабеля, как дрова».
Еще одна категория детей на войне – дети – солдаты. С. Г. писал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.» Только солдатам этим было от 10 до 15 лет…
М. Р. – партизан из Котельниковского района, В. Ц., М. Ш., Е. П. - подростки из Калача, ленинградка – участница Сталинградской битвы Л. Р., разведчик из Сталинграда С. Ф., 7-летний гвардеец С. А. – воспитанник 142 гвардейского стрелкового полка 47 стрелковой дивизии, 17 ребят из «Босоногого гарнизона», старшему из них А. Т., председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, С. М., минуло всего 9 лет.
Н.М.П. вспоминает: «Когда началась война, мне 16 лет исполнилось. Мы были неугомонные, хотели чем-то помочь стране и пошли в военкомат, а нас домой отправили – дети еще… Перед приходом немцев А. П., А. А., В. К. и я добились, чтобы нас взяли в партизаны. Наш отряд действовал на Донбасе: село Рассыпное, Лозно-Александровка, город Ровеньки. Я стала разведчицей, ходила по немецким тылам, все примечала, на конспиративной квартире мне сообщали информацию, я запоминала и шла через линию фронта. По-разному сложились судьбы моих друзей: В. К. и А. А. угнали в Германию – так и пропали там. А. П. немцы повесили в селе Шипиловка на моих глазах: мы с ней разделились – я пошла в одно село, а она в другое. Возвращаюсь, вижу - немцы вешают кого-то. Я присмотрелась – а это А. П…
В октябре 2015 года в Волжском открыли памятник «Матерям и детям военного Сталинграда». Три фигуры на фоне иссеченной осколками стены. Женщина с младенцем, девочка с плюшевым мишкой и подросток в солдатской шинели. А за спиной у них проемы в стене в форме силуэтов человеческих тел. Это души тех, кто остался на горящей земле Сталинграда? Н. К., скульптор: «… это же не ее дети. Не все же ее дети. Просто она заботится о них, когда уходили из этого города. Ведь столько отцов и матерей погибло».
Почему тема «Дети и война» актуальна особенно сейчас? Во- первых, как выразился наш президент, у некоторых людей прививка от нацизма ослабела или исчезла совсем. Во- вторых, история страданий людей в годы войны имеет еще очень много «белых пятен», что и позволяет манипулировать фактами истории Второй мировой войны. Ну и наконец, сверстники лучше поймут друг друга, даже если их разделяет 7 десятилетий. Так пусть говорят дети войны, пусть они говорят с детьми нынешними…
Источники:
1.http://vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/318-pamyatnik-mirnym-zhitelyam-stalingrada.php
2.http://www.volgograd-trv.ru/news.aspx?id=32753
3. http://maxpark.com/user/2004327006/content/839952)
4. http://www.pomni.is74.ru/person/16454
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.