Тема занятия: «Дети войны».
Цель: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с жизнью детей во время войны.
- Воспитывать патриотизм, развивать нравственные чувства сопереживания и благодарности.
Оборудование: СD-проигрыватель,
Предварительная работа:
- чтение книг о Великой Отечественной войне, о
пионерах-героях;
- разучивание стихотворений, песен;
- слушание военных песен, беседы о музыке военных лет.
Ход занятия: (Звучат мелодии военных лет)
Воспитатель: Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и вы, ребята, узнаете о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. (Дети читают стихи):
Дети исполняют песню «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
Воспитатель: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов,
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.
Воспитатель: 9 мая много лет назад наш народ победил очень сильного врага.
Это была очень страшная война, и победа досталась нашему народу нелегко.
Вспомним, как это было…
Воспитатель: Летней ночью на рассвете
Когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Фрагмент видеоклипа «Священная война».
Воспитатель: В первые дни войны была написана песня «Священная война». Вы её сейчас услышали. Призывно и тревожно звучали в дни войны слова этой песни.
- Ребята, как вы думаете, к чему призывали слова песни «Священная война»? (ответы детей)
Под эти слова отправлялись на фронт солдаты. Все люди от мала до велика, встали на защиту своей Родины. 4 года воевал с фашистами наш народ.
- Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (ответы детей)
Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело и страшно было детям (показ слайдов)
Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов (показ видеоролика «Дети войны»)
(Воспитатель и ребёнок читают стихотворение)
Воспитатель: Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребёнок: Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье.
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье.
Воспитатель: Но несмотря ни на что, дети, в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым.
- Ребята, как вы думаете, чем могли помочь дети? (ответы детей)
( Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины взвалили на себя всю тяжелую работу. Дети не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить.
Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима.
Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях.
- Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)
Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали.
Фрагмент видеоролика из к/ф «Дорогой мой человек».
- Ребята, у нас сегодня в гостях труженик тылы Жирнова Анастасия Андреевна. Всю войну она проработала на заводе. О своем военном детстве сейчас Анастасия Андреевна нам расскажет. (Рассказ ветерана)
Ребенок: Дорогая Анастасия Андреевна, спасибо Вам большое за то, что вы для нас сделали. Мы будем помнить об этом всегда. Здоровья Вам на долгие годы. (Вручение цветов и подарков)
Воспитатель: Почти каждый мальчишка в то военное время мечтал попасть на фронт. Много мальчишек убегало на фронт, многих возвращали домой. Дети, в ту суровую пору, становились воинами. Взяв в руки винтовки и гранаты, они воевали на фронте, были разведчиками в партизанских отрядах.
- Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий солдат? (ответы детей)
Вот такими были мальчишки и девчонки, которым пришлось воевать с фашистами. Одного из таких героев, вы сейчас увидите на экране.
(Показ фрагмента их к/ф «Сын полка»).
Воспитатель: За мужество, отвагу, героизм юных воинов награждали орденами, медалями. (показ слайдов). Но, к сожалению, не все дожили до Победы. Многие погибли от рук фашистов. Подвиги юных героев всегда будут помнить люди. Рассказы о них, вы услышите ещё ни раз.
Дети исполняют песню «Дружить не будут дети и война».( Сл., и муз., Е. Г. Савва )
Воспитатель: И вот, наконец, пришёл долгожданный День Победы.
Фрагмент видеоролика «День Победы».
- Ребята, как вы думаете, почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей)
Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Во время войны погибли миллионы наших солдат и мирных жителей.
Давайте встанем и почтим минутой молчания всех погибших в этой войне.
Минута молчания.
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней.
Ребенок читает отрывок из стихотворения поэта Роберта Рождественского
Люди! Покуда
сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Воспитатель: И в заключение нашего занятия, давайте исполним песню.
Дети поют песню «День Победы» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.