Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
Номинация конкурса:
Методика организации и проведения торжественных мероприятий,
посвящённых памятным событиям Российской истории
(в рамках краевого конкурса «Растим патриотов России»)
Название работы: «Дети войны»:
«Урок Мужества»,
посвящённый годовщине Победы
Автор работы: Рейник Галина Ивановна,
МБОУ «СОШ № 91»,
педагог - библиотекарь
Барнаул,2015
Пояснительная записка
Работа «Дети войны» представлена в номинации «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории» в рамках краевого конкурса: «Растим патриотов России». Данная работа обозначена как «Урок Мужества», посвящённый годовщине Победы.
«Урок Мужества»: «Дети войны» рассказывает о юном поколении -
детях военной поры, чьё детство неожиданно оборвалось после 22 июня
1941 года. В сценарии озвучены воспоминания детей, которые пережили
все ужасы фашистского режима. В композицию включены: дневник
ленинградской девочки Тани Савичевой, рассказ о событиях своего военного
детства нашей землячки - Заковряжиной Г.Ф. На протяжении всего
сценария звучат стихи русских поэтов о тяжелой доле детей, прошедших
через годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: донести до современного поколения юных школьников
весь трагизм судеб детей военной поры, вызвать у них интерес к истории
нашей страны периода Великой Отечественной войны, показать роль, которую сыграли дети войны в приближении Победы.
Задачи: формирование у учащихся чувства патриотизма, раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству, к героическим страницам её истории, сохранение памяти о минувшей войне и её людях, в том числе и детях той войны.
Область применения: в сфере гражданского и военно - патриотического
воспитания учащихся (общеобразовательные учреждения, военно - патриотические клубы, военные лицеи, кадетские корпуса и классы, школьные музеи, а также
профессиональные училища).
Предложенное мероприятие возможно реализовать с помощью
различных форм и методов: как группой, так и индивидуальной воспитательной направленности по патриотической тематике, будь то беседы о детях войны, конкурсы, литературно – музыкальные композиции, устные обсуждения материала,
«Уроки Мужества», вечера воспоминаний, «Огоньки»: встречи ветеранов, а
также наглядные формы – выставки патриотической направленности.
Мероприятие рассчитано на учащихся младшего, среднего и старшего
школьного возраста (1-11 классы).
В результате проведённого мероприятия «Дети войны» у участников
активизировался интерес к углубленному изучению истории периода
Великой Отечественной войны. Это мероприятие способствовало
возрождению традиций патриотического воспитания детей и подростков
в нашей школе.
Сценарий «Урока Мужества»:
«Дети войны»,
посвящённый годовщине Победы
(На сцене играют и радуются дети. Звучит весёлая музыка из песни «В гости к лету»).
Чтец (1): «Слушайте все -
-Начинается лето!»-
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке.
Первые песни в лесах зазвенели.
Первые брызги над речкой взлетели.
Первая грусть разбежалась кругами,
Первые письма отправлены маме.
Первая помощь колхозному саду:
Вымпел и первое место отряду!
(В.Орлов)
«Слушайте все – начинается лето!»
Ведущий: Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и
девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце,
разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Ласково
плескались волны в море. Дети отдыхали в пионерских лагерях,
работали на пришкольных участках, в колхозных садах. И, казалось,
ничего не предвещало беду.
Чтец (2): Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось.
(С.Щипачёв)
«Такою всё дышало тишиной»
Звучит аудиозапись: «Внимание, внимание! Говорит Москва.
Передаем важное правительственное сообщение.
Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецкие войска
перешли границу Советского Союза…»
Звучит 1-ый куплет песни «Священная война».
(На сцену выходят 2 парня и 1 девушка в зелёных военных гимнастёрках).
Чтец (1): Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.
(Е.Винокуров)
«Двадцать пятого года рожденья»
Чтец (2): В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта!
Чтец (3): Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю.Друнина)
«Качается рожь несжатая»
Ведущий: Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских
захватчиков.
Чтец (1): Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Чтец (2): Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?
Ведущий: Как не печально, но война затронула и детей. Судьбы детей военной
поры похожи. Война стала общей биографией детей той поры. Даже
если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их
рассказы длинною в вечность…
Ведущая: Анне Старовойтовой, когда началась война было 7 лет. Вот что она
вспоминает: «Мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше
вчетвером, самая старшая – я. Мы не в первый раз оставались одни и * научились не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша
разведчица, её послали на задание, а нам её надо ждать. Жили мы в
семейном партизанском лагере. Хотя мы и сидели тихо, немцы нашли
нас и всех расстреляли. Я чудом осталась жива. Когда меня подлечили,
мы с мамой насчитали у меня 9 пулевых ран. В первый класс мама носила * меня на руках».
Ведущий: От таких переживаний и потрясений, которые выпали на долю детей
на войне, нередко волосы детей приобретали другой цвет. Они
становились…седыми.
Чтец (3): Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни».
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
(А.Балин)
«Я видел седых детей…»
Ведущая: Что такое фашизм?
Ведущий: Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и
бомбой, и пулей, и голодом и страхом. Фашизм - это когда на детей
напускают овчарок.
Ведущая: Вспоминает Аня Павлова, ей было 9 лет: «Собаки набрасывались на детей и рвали их. А немцы хохотали…»
Ведущий: Фашизм - когда дети становились донорами для немецких солдат.
Кровь брали, пока ребёнок не умирал.
Ведущая: Фашизм – это концлагеря. На долю многих детей выпало испытание концлагерями. Сейчас в таких концлагерях, как Бухенвальд, Освенцим созданы музеи.
(На экране видеоряд фото из музеев Освенцима и Бухенвальда).
Чтец (1): Женские волосы жуткой горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, темные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты
Золотом тем набивали матрацы.
Это вовек не должно забываться.
(П.Бровка)
«Женские волосы»
Звучит аудиозапись песни «Бухенвальдский набат» и 3 детей возлагают цветы
к символическому памятнику павшим в годы Великой Отечественной Войны.
Ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Во время Великой Отечественной
войны дети перенесли немыслимые испытания, зверства фашистов, но * память о них всегда будет жить в наших, с вами сердцах».
Чтец (2): Всё помнится, ничто не позабыто.
Всё помнится, никто не позабыт.
И днём и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
В исполнении вокальной группы звучит песня «Свет вечного огня».
Ведущая: «Ленинградские дети» - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, оставалось 400 тысяч детей, которые были больше похожи на старичков, безулыбчивые, молчаливые, вялые.
Ведущий: Дети в осаждённом городе умирали от голода и холода.
Ярким примером событий тех дней является жизнь юной ленинградки,
вашей сверстницы Тани Савичевой.
Чтец (3): На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
очень скромный
дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он
каждого пришедшего
влечёт.
Пред ним стоят
сельчане,
горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная
сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый
в суть явлений
вник,-
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник
(С.Смирнов.)
Из поэмы « Дневник и сердце»
Ведущая: В блокадные дни она, замерзая и умирая от голода, продолжала вести
свой личный дневник, который сейчас находится в музее.
В доме на Второй линии Васильевского острова писала свой страшный
дневник 11-летняя Таня. Она рассказывала о голодной смерти своих близких.
(На экране фото Тани Савичевой и её дневника).
Вот несколько записей: «Женя умерла 28 дек в12.50 час утра1941 г.»,
«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»,
«Дядя Лёша 10 мая в 4ч. дня 1942г.»,
«Мама в 13 мая в 7-30 час. утра 1942»,
«Савичевы умерли», «Осталась одна Таня».
Ведущий: Дневник нашла её старшая сестра Нина. Таня так и не дожила до светлого
Дня Победы, так как при эвакуации из Ленинграда умерла от дистрофии.
Как обвинительный документ фашизму и войне прозвучал дневник Тани на
Нюрнбергском процессе.
Ведущая: Дневник Тани Савичевой навеки запечатлён на гранитных глыбах, установленных на холме Славы в Посёлке Ковалёво. Он стал фрагментом
памятника пионерам – героям блокадного Ленинграда.
Ведущий: Фотокопия этого дневника есть и на Пискарёвском мемориальном
кладбище.
Ведущая: Дети в Ленинграде умирали от Голода, потому что им нечего было есть.
Но ежедневно ленинградцам выдавали хлеб, весом 125 грамм. (Показать
«Норму выдачи хлеба детям, иждивенцам») Вот такой кусочек хлеба – спасительный хлебушек был положен детям. Сейчас кусочек этого
хлеба хранится в музее, он служит напоминанием живым о страшном
голоде, царившем в Ленинграде.
Ведущий: О тех событиях войны дети военной поры не любят вспоминать, потому
что это было для них страшное время. Но говорить об этом надо,
чтобы
помнили живые.
И сегодня у нас в гостях очевидец событий тех лет, ребёнком
пережившая * войну, наша односельчанка – Галина
Фёдоровна Заковряжина.
Когда началась война ей было…
(Далее следует рассказ Галины Фёдоровны о военном детстве.
Участники мероприятия по ходу рассказа задают гостье вопросы,
которые можно заранее обговорить с детьми).
(Исполняется песня «Женька» или любая другая по усмотрению
организаторов)
Ведущий: Да, трудно было детям, девушкам и женщинам на той войне.
На своих хрупких плечах они вынесли все тяготы войны; сохраняли детишек, работали в тылу, защищали Родину.
Чтец (1): Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Рубила, возила, копала,-
Да разве же всё перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё…
(М.Исаковский)
«Русской женщине»
Ведущая: Но не только воины вспоминали и любили своих жён, матерей, в них
в первую очередь нуждались их дети, военные дети.
Сценка. Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра: Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушек она нам принесёт.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго): Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских и французских. Погибали дети – граждане мира.
Ведущая: Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетёнными косичками?
И чтобы детство никогда больше не называлось войной.
Чтец (1): Войны не хотим мы нигде, никогда.
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Чтец (2): Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Чтец (3): Пусть птицы щебечут и пчёлы гудят
И дети на мирное небо глядят.
Пусть всегда будет солнце!
Чтец (1): Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь и смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем.
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и влюблённых
По родной земле погребено?
Вы сегодня в лёгком шуме клёнов,
Тихо постучавшихся в окно.
Песня «Пусть всегда будет солнце». Припев подпевают все участники мероприятия и гости.
Дети из разных классов держат голубей, солнце из бумаги.
Девочка и мальчик рисуют на ватмане в продолжении песни солнце, небо голубое
и мир.
Приложение 1
Подготовка (материально – техническое обеспечение):
1. Экран для показа фотографий;
2. Видеоряд фотографий (или слайдов)
А) фото из музеев Освенцима и Бухенвальда,
Б) фото Тани Савичевой и фотокопия её дневника
3. Таблица «Норма выдачи хлеба детям, иждивенцам».
4. Макет символического памятника павшим в годы войны.
5. Живые или искусственные цветы к памятнику.
6. Для сценки: табурет сломанный, молоток, старая кукла, шаль.
7. Сделанных из бумаги: 12 голубей, солнце и земной шар.
8. Большой ватман, краски.
9. Кусочек серого хлеба весом 125 грамм.
Приложение 2
Таблица «Нормы выдачи хлеба детям, иждивенцам».
Рабочие и ИТР |
Служащие |
Иждивенцы |
Дети |
250 грамм |
125 грамм |
125 грамм |
125 грамм |
Приложение 3
Действующие лица:
Ведущий и Ведущая;
Чтецы (1-3): 2 парня и девушка в зелёных военных гимнастёрках;
Хор: вокальная группа;
Диктор – голос за кулисами или в аудиозаписи;
Дети: 1 мальчик и 2 девочки в летней одежде;
3-е детей в торжественной одежде для возложения цветов к памятнику;
Для сценки: мальчик (брат), девочка (сестра).
Приглашённый гость, ребёнком переживший войну.
Приложение 4
Музыкальное оформление:
1. музыка из песни: «В гости к лету» (муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева) или любая
весёлая музыка (на выбор организатора);
2. аудиозапись песен:
А) «Священная война» (муз. А Александрова, сл. В.Лебедева – Кумача),
Б) «Бухенвальдский набат» (муз. В.Мурадели, сл. А.Соболева);
3. песни для вокального исполнения:
А) «Женька» (муз. Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина),
Б) «Свет Вечного огня» (муз. Г. Мовсесяна, сл. Р. Рождественского),
В) «Пусть всегда будет солнце!» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).
Приложение 5
Используемая литература:
Книги:
1. Бровка П. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. Стихотворения; Поэмы. 1926-1961. –
М.: Худож. лит.,1981.- 447 с.
2. Был город фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника
/ Сост. Д.Колпакова, В.Суслова. – Л.: Дет.лит.,1984. – С. 84 – 85.
3. Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В 12 т. Т 3. – М.: Современник, 1987. – С.248, 298-300.
4. Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. –2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. -320 с.
5. Друзья – однополчане: Лучшие песни о Великой Отечественной войне / Сост.
А.Е.Луковников. – М.: Музыка, 2000. -160 с.
6. Друнина Ю. Избранные произведения: В 2 т. – М.: Худож. лит.,!981.
7. Исаковский М.В. Стихотворения./ Сост. А.Исаковская, Предисл. Н.Старшинов.-
М.: Современник, 1988.- 335 с., ил.
8. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет /
Сост. В.М.Курганова, Ред.-авт. вст. ст. Е.М.Винокуров.- М.: Советская Россия, 1990. -271с.
9. Присягаем победой: Стихи о Великой Отечественной войне./Сост. А.М.Абрамов,
В.М.Акаткин.-2-е изд., перераб – М.: Дет.лит.,1982.- 143 с. –(Школьная б –ка).
10. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с.
Периодические издания:
1. Ксенофонтова О.Э.Я видел седых детей: сценарий вечера – воспоминания //Читаем, учимся, играем.- 2005.- № 1.- С.23 -27.
2. Мищенко А.В. Священная война: вечер размышлений над героическими страницами нашей истории // Читаем, учимся, играем.-2003.-№ 2.-С.4-10.
3. Старкова Т. Слава тебе, победитель- солдат!: Сценарий классного часа //
Воспитание школьников.- 2003.- № 4.- С.67-70.
4. Терешко Л.В. Бухенвальдский набат: час мужества // Читаем, учимся, играем.-
2004.- № 12.- С.11-14.
5. Шаверская О. Нам дороги эти позабыть нельзя: сценарий праздника ко Дню Победы // Воспитание школьников.- 2002.-№ 2.- С.66-69.
6. Шуйская И. Дети войны: музыкально – литературная композиция // Воспитание
школьников.- 2000.- №3.- С. 51-53.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.