Дети войны: урок мужества

Дети войны: урок мужества

Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
1 кл—11 кл
14.02.2020
Сценарий , посвящённый годовщине Победы В Великой Отечественной войне

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Дети войны урок мужества.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91»

 

 

 

 

 

 

 

Номинация конкурса:

                                  

 

Методика  организации и проведения торжественных мероприятий,

посвящённых  памятным событиям Российской истории

(в рамках краевого конкурса «Растим патриотов России»)

 

 

 

 

Название работы:   «Дети войны»:

                             «Урок Мужества»,

                                    посвящённый  годовщине  Победы

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Рейник Галина Ивановна,

                               МБОУ «СОШ № 91»,

                           педагог - библиотекарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул,2015

 

 

Пояснительная записка

 

          Работа «Дети войны» представлена в номинации «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории» в рамках краевого конкурса: «Растим патриотов России». Данная работа обозначена как «Урок  Мужества», посвящённый годовщине Победы.

         «Урок Мужества»: «Дети войны» рассказывает о юном поколении -

детях  военной поры, чьё детство неожиданно оборвалось после 22 июня

1941 года. В сценарии озвучены воспоминания детей, которые пережили

все ужасы фашистского режима. В композицию включены: дневник

ленинградской девочки Тани Савичевой, рассказ о событиях своего военного

детства нашей землячки - Заковряжиной Г.Ф. На протяжении всего

сценария звучат стихи русских поэтов о тяжелой доле детей, прошедших

через годы Великой Отечественной войны.

         Цель работы: донести до современного поколения юных школьников

весь трагизм судеб детей военной поры, вызвать у них интерес к истории

нашей страны периода Великой Отечественной войны, показать роль, которую сыграли дети войны  в приближении Победы.

          Задачи: формирование  у  учащихся чувства патриотизма, раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству, к  героическим страницам её истории, сохранение памяти о минувшей войне и её людях, в том числе и детях той войны.

        Область применения: в сфере  гражданского и  военно - патриотического

воспитания учащихся  (общеобразовательные учреждения,  военно -  патриотические  клубы, военные лицеи, кадетские корпуса и классы,  школьные музеи, а также

профессиональные училища).

         Предложенное   мероприятие  возможно реализовать с помощью

различных форм и методов: как группой, так и индивидуальной воспитательной направленности по патриотической тематике, будь то беседы о детях войны, конкурсы, литературно – музыкальные композиции, устные обсуждения материала,

«Уроки Мужества», вечера воспоминаний, «Огоньки»: встречи ветеранов, а

также наглядные формы – выставки патриотической направленности.

         Мероприятие рассчитано на учащихся младшего,  среднего  и старшего

школьного возраста (1-11 классы).

          В результате проведённого мероприятия «Дети войны» у  участников

активизировался интерес к углубленному изучению истории периода

        Великой Отечественной войны. Это мероприятие способствовало

возрождению традиций патриотического воспитания детей и подростков

в нашей школе.

 

 

 

 

 

Сценарий «Урока Мужества»:

«Дети войны»,

посвящённый  годовщине  Победы

 

(На сцене играют и радуются дети. Звучит весёлая музыка из песни «В гости к лету»).

 

Чтец (1): «Слушайте все -

          -Начинается лето!»-

           Первые горны пропели про это!

           Первые тапочки, кеды, ботинки

           Снова топочут по каждой травинке.

           Первые песни в лесах зазвенели.

           Первые брызги над речкой взлетели.

           Первая грусть разбежалась кругами,

           Первые письма отправлены маме.

           Первая помощь колхозному саду:

           Вымпел и первое место отряду!

                            (В.Орлов)

          «Слушайте все – начинается лето!»

 

Ведущий: Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и

                 девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце,

                 разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Ласково

                 плескались волны в море. Дети отдыхали в пионерских лагерях,

                 работали на пришкольных участках, в колхозных садах. И, казалось,                                                                          

                   ничего не предвещало беду.

 

Чтец (2): Такою всё дышало тишиной,

                 Что вся Земля ещё спала, казалось,

                 Кто знал, что между миром и войной

                 Всего  каких – то пять минут осталось.

                               (С.Щипачёв)

                    «Такою всё дышало тишиной»

 

Звучит аудиозапись: «Внимание, внимание! Говорит Москва.

            Передаем важное правительственное сообщение.

            Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецкие войска

                                      перешли границу Советского Союза…»

 

                               Звучит 1-ый куплет песни «Священная война».

(На сцену выходят 2 парня и 1 девушка в зелёных военных гимнастёрках).

 

Чтец (1): Вчера мы писали диктанты,

                 Чертили на досках круги,

                А утром уже интенданты

                Нам выдали сапоги.

                          (Е.Винокуров)

                «Двадцать пятого года рожденья»

 

Чтец (2): В военных днях

                 Мы так и не узнали:

                 Меж юностью и детством

                 Где черта?

                 Нам в сорок третьем

                 Выдали медали

                 И только в сорок пятом

                 Паспорта!

 

 

Чтец (3): Качается рожь несжатая.

                 Шагают бойцы по ней.

                 Шагаем и мы – девчата,

                 Похожие на парней.

                 Нет, это горят не хаты –

                 То юность моя в огне…

                 Идут по войне девчата,

                 Похожие на парней.

                          (Ю.Друнина)

               «Качается рожь несжатая»

 

Ведущий: Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских

                   захватчиков.

 

Чтец (1): Что может быть страшнее, чем война?!

                 Лишь слёзы да страдания несёт она.

                 И счастье разбивает у людей,

                 Любимых разлучая и друзей.

 

Чтец (2): Чем оправдать детей невинных муки,

                  Скорбь матерей,  седых от горя и разлуки,

                  Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

                  И мира варварское разрушенье?

 

 Ведущий: Как не печально, но война затронула и детей. Судьбы детей военной

        поры похожи. Война стала общей биографией детей той поры. Даже

     если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их

                   рассказы  длинною  в вечность…

 

Ведущая: Анне Старовойтовой, когда началась война было 7 лет. Вот  что она

                вспоминает: «Мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше

                вчетвером, самая старшая – я. Мы не в первый раз оставались одни и                                                                                                   *              научились  не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша

                разведчица, её послали на задание, а нам её надо ждать. Жили мы  в

                семейном партизанском лагере. Хотя мы и сидели тихо, немцы нашли

                нас и всех расстреляли. Я чудом осталась жива. Когда меня подлечили,

                мы с мамой насчитали у меня 9 пулевых ран. В первый класс мама носила                        *              меня на руках».

 

Ведущий: От таких переживаний и потрясений, которые выпали на долю детей

                 на войне, нередко волосы детей приобретали другой цвет. Они

                   становились…седыми.

 

Чтец (3): Я видел седых детей…

          Не белобрысых, не русых.

          На стыках военных путей,

          В болотах лесов белорусских…

Я видел седых детей.

Пресней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

          В глазах заморожен крик –

          Пронзительнее штыка,

          И рыжий, как солнце, комбриг

          Не допросил «языка».

          Сказал по-русски: «Взгляни».

Тот понял и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

         (А.Балин)

«Я видел седых детей…»

 

Ведущая: Что такое  фашизм?

 

Ведущий: Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и

       бомбой, и пулей, и голодом и страхом. Фашизм - это когда на детей

                  напускают  овчарок.

 

Ведущая: Вспоминает Аня Павлова, ей было 9 лет: «Собаки набрасывались на детей                    и рвали их. А немцы хохотали…»

 

Ведущий: Фашизм - когда дети становились донорами для немецких солдат.

                   Кровь брали, пока ребёнок не умирал.

 

Ведущая: Фашизм – это концлагеря. На долю многих детей выпало испытание концлагерями. Сейчас в таких концлагерях, как Бухенвальд, Освенцим созданы музеи.

 

(На экране видеоряд  фото из музеев Освенцима и Бухенвальда).

 

Чтец (1): Женские волосы жуткой горою

В лагере высились передо мною.

 

Светлые, темные и огневые,

Чёрные, с примесью пепла, седые.

 

Детские, словно ленок золотистый.

Люди! Запомните все, что фашисты

 

Золотом тем набивали матрацы.

Это вовек не должно забываться.

                 (П.Бровка)

         «Женские волосы»

 

Звучит аудиозапись песни «Бухенвальдский набат» и 3 детей возлагают цветы

к символическому памятнику  павшим в годы Великой Отечественной Войны.

 

Ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Во время Великой Отечественной

                   войны дети перенесли немыслимые испытания, зверства фашистов, но                          *                 память о них всегда будет жить в наших, с вами сердцах».

 

Чтец (2): Всё помнится, ничто не позабыто.
                 Всё помнится, никто не позабыт.

               И днём и ночью в чаше из гранита

               Святое пламя трепетно горит.

 

В исполнении вокальной группы звучит песня «Свет вечного огня».

 

Ведущая: «Ленинградские дети» - когда звучали эти слова, у человека сжималось   сердце. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, оставалось 400 тысяч  детей, которые были больше похожи на старичков, безулыбчивые, молчаливые, вялые.

 

Ведущий:   Дети в осаждённом городе умирали от голода и холода.

              Ярким примером событий тех дней является жизнь юной ленинградки,

                   вашей сверстницы Тани Савичевой.

 

Чтец (3): На берегу Невы,

                 В музейном зданье,

                                          Хранится

                                                   очень  скромный

                                                                               дневничок.

              Его писала

              Савичева Таня.

              Он

                    каждого пришедшего

                                                         влечёт.

              Пред ним стоят

                                         сельчане,

                                                         горожане,

              От старца –

              До наивного  мальца.

              И письменная

                                      сущность содержанья

              Ошеломляет

              Души и сердца.

              Это – всем живущим

                                                       в назиданье,

               Чтобы каждый

                                             в суть явлений

                                                                        вник,-

                Время

                Возвышает

                Образ Тани

                И её доподлинный дневник

                          (С.Смирнов.)

               Из поэмы « Дневник и сердце»

 

Ведущая: В блокадные дни она, замерзая и умирая от голода, продолжала вести

                  свой личный дневник, который сейчас находится в музее.

             В доме на  Второй линии Васильевского острова писала свой страшный

                  дневник 11-летняя Таня. Она рассказывала о голодной смерти своих      близких.             

 (На экране фото Тани Савичевой и её дневника).

     Вот несколько записей: «Женя умерла 28 дек в12.50 час утра1941 г.»,

                                       «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»,

                              «Дядя Лёша 10 мая в 4ч. дня 1942г.»,

                                 «Мама в 13 мая в 7-30 час. утра 1942»,

                                        «Савичевы умерли», «Осталась одна Таня».

Ведущий: Дневник нашла её старшая сестра Нина. Таня так и не дожила до светлого

             Дня Победы, так как при эвакуации из Ленинграда умерла от дистрофии.

                 Как обвинительный документ фашизму и войне прозвучал дневник Тани на

               Нюрнбергском   процессе.

Ведущая: Дневник Тани Савичевой навеки запечатлён на гранитных глыбах,         установленных на холме Славы в Посёлке Ковалёво. Он стал фрагментом

памятника пионерам – героям блокадного Ленинграда.

Ведущий: Фотокопия этого дневника есть и на Пискарёвском мемориальном

кладбище.

 

Ведущая: Дети в Ленинграде умирали от Голода, потому что им нечего было есть.

              Но ежедневно ленинградцам выдавали хлеб, весом 125 грамм. (Показать

         «Норму выдачи хлеба детям, иждивенцам»)  Вот такой кусочек хлеба –               спасительный хлебушек был положен детям. Сейчас кусочек этого

     хлеба хранится в музее, он служит напоминанием живым о страшном

                голоде, царившем в Ленинграде.

 

Ведущий: О тех событиях войны дети военной поры не любят вспоминать, потому

                     что это было для них страшное время. Но говорить об этом надо,

                     чтобы помнили живые.
                   И сегодня у нас в гостях очевидец событий тех лет, ребёнком пережившая             *                  войну, наша односельчанка – Галина Фёдоровна Заковряжина.

Когда началась война ей было…

(Далее следует рассказ Галины Фёдоровны о военном детстве.

Участники мероприятия по ходу рассказа задают гостье вопросы,

которые можно заранее обговорить с детьми).

 

(Исполняется песня «Женька» или любая другая по усмотрению

организаторов)

 

Ведущий: Да, трудно было детям, девушкам и женщинам на той войне.

На своих хрупких плечах они вынесли все тяготы войны; сохраняли детишек, работали в тылу, защищали Родину.

 

Чтец (1):                            Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

 

Рубила, возила, копала,-

Да разве же всё перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

И воин, идущий на битву

И встретить  готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

                                                 Далёкое имя твоё…

                                                            (М.Исаковский)

                                                        «Русской женщине»

 

Ведущая: Но не только воины вспоминали и любили своих жён, матерей, в них

 в первую очередь нуждались их дети, военные дети.

 

Сценка. Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

 

  Сестра: Как холодно!  И мама не идёт.

                 Быть может, хлебушек она нам принесёт.

               Ну хоть бы крошечку где отыскать,

               Голодной страшно мне идти в кровать.

 

   Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

            Но всё равно молчу.

            Ведь там, где папа наш сейчас,

            Потяжелее, чем у нас.

            Не разрываются снаряды здесь,

            И дом у нас с тобою есть.

            А главное – фашисты далеко.

            Да и кому в стране легко!

 

Сестра:  А помнишь блинчики с вареньем,

              Чай с маминым печеньем,

              Которое по праздникам пекла она.

              Сейчас я съела б всё одна!

 

 Брат: Опять ты о еде заговорила!

           Уж лучше б душу не травила!

           Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

           Тем голод чувствуешь сильней.

           И мне воспоминанья эти не нужны.

 

 Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

 

 Брат (строго): Не вздумай хныкать перед ней,

                          Дай отдохнуть сначала ей.

 

Ведущий: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских и французских. Погибали дети – граждане мира.

 

Ведущая: Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетёнными косичками?

И чтобы детство никогда больше не называлось войной.

 

Чтец (1): Войны не хотим мы нигде, никогда.

               Пусть мир будет в мире везде и всегда.

 

Чтец (2): Да будет светлой жизнь детей!

               Как светел мир в глазах открытых!

                О, не разрушь и не убей –

                Земле достаточно убитых!

 

Чтец (3): Пусть птицы щебечут и пчёлы гудят

                И дети на мирное небо глядят.

                Пусть всегда будет солнце!

 

Чтец (1): Юные погибшие герои,

                Юными остались вы для нас.

                Мы – напоминание живое,

                Что Отчизна не забыла вас.

                Жизнь и смерть – и нету середины

                Благодарность вечная вам всем.

                Маленькие, стойкие мужчины,

                Девочки достойные поэм.

                Сколько вас, весёлых и влюблённых

                По родной земле погребено?

                Вы сегодня в лёгком шуме клёнов,

                Тихо постучавшихся в окно.

 

Песня «Пусть всегда будет солнце». Припев подпевают все участники мероприятия и гости.

Дети из разных классов держат голубей, солнце из бумаги.

Девочка и мальчик рисуют на ватмане в продолжении песни солнце, небо голубое

и мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Подготовка (материально – техническое обеспечение):

1. Экран для показа фотографий;

2. Видеоряд фотографий (или слайдов)

   А) фото из музеев Освенцима и Бухенвальда,

   Б) фото Тани Савичевой и фотокопия её дневника

3. Таблица «Норма выдачи хлеба детям, иждивенцам».

4. Макет символического памятника павшим в годы войны.

5. Живые или искусственные цветы к памятнику.

6. Для сценки: табурет сломанный, молоток, старая кукла, шаль.

7. Сделанных из бумаги: 12 голубей, солнце и земной шар.

8. Большой ватман, краски.

9. Кусочек серого хлеба весом 125 грамм.

 

 

Приложение 2

Таблица «Нормы выдачи хлеба детям, иждивенцам».

 

Рабочие и ИТР

Служащие

Иждивенцы

Дети

250 грамм

125 грамм

125 грамм

125 грамм

 

 

Приложение 3

Действующие лица:

Ведущий и Ведущая;

Чтецы (1-3): 2 парня и девушка в зелёных военных гимнастёрках;

Хор: вокальная группа;

Диктор – голос за кулисами или в аудиозаписи;

Дети: 1 мальчик и 2 девочки в летней одежде;

          3-е детей в торжественной одежде для возложения цветов к памятнику;

Для сценки: мальчик (брат), девочка (сестра).

Приглашённый гость, ребёнком переживший войну.

 

 

Приложение 4

Музыкальное оформление:

1. музыка из песни:  «В гости к лету»  (муз. Г. Струве,  сл. К. Ибряева)  или любая

весёлая музыка  (на выбор организатора);

2. аудиозапись песен:

А) «Священная война»  (муз. А Александрова,  сл. В.Лебедева – Кумача),

Б) «Бухенвальдский набат»  (муз. В.Мурадели,  сл. А.Соболева);

3. песни для вокального исполнения:

А) «Женька»  (муз. Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина),

Б) «Свет Вечного огня»  (муз. Г. Мовсесяна,  сл. Р. Рождественского),

В) «Пусть всегда будет солнце!»  (муз. А.Островского,  сл. Л.Ошанина).

 

Приложение 5

Используемая литература:

 

Книги:

1.   Бровка П. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. Стихотворения; Поэмы. 1926-1961. –

М.: Худож. лит.,1981.- 447 с.

2.   Был город фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника

/ Сост. Д.Колпакова, В.Суслова. – Л.: Дет.лит.,1984. – С. 84 – 85.

3.   Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В 12 т. Т 3. – М.: Современник, 1987. – С.248, 298-300.

4.   Дети военной поры  / Сост. Э.Максимова. –2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. -320 с.

5.   Друзья – однополчане: Лучшие песни о Великой Отечественной войне  / Сост.

А.Е.Луковников. – М.: Музыка, 2000. -160 с.

6.   Друнина Ю. Избранные произведения: В 2 т. – М.: Худож. лит.,!981.

7.   Исаковский М.В. Стихотворения./ Сост. А.Исаковская, Предисл. Н.Старшинов.-

М.: Современник, 1988.- 335 с., ил.

8.   Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет /

Сост. В.М.Курганова, Ред.-авт. вст. ст. Е.М.Винокуров.- М.: Советская Россия, 1990. -271с.

9.   Присягаем победой: Стихи о Великой Отечественной войне./Сост. А.М.Абрамов,

В.М.Акаткин.-2-е изд., перераб – М.: Дет.лит.,1982.- 143 с. –(Школьная б –ка).

10. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с.

 

Периодические издания:

1.   Ксенофонтова О.Э.Я видел седых детей: сценарий вечера – воспоминания //Читаем, учимся, играем.- 2005.- № 1.- С.23 -27.

2.  Мищенко А.В. Священная война: вечер размышлений над героическими страницами нашей истории // Читаем, учимся, играем.-2003.-№ 2.-С.4-10.

3.   Старкова Т. Слава тебе, победитель- солдат!: Сценарий классного часа //

Воспитание школьников.- 2003.- № 4.- С.67-70. 

4.  Терешко Л.В. Бухенвальдский набат: час мужества // Читаем, учимся, играем.-

2004.- № 12.- С.11-14.

5.  Шаверская О. Нам дороги эти позабыть нельзя: сценарий праздника ко Дню Победы // Воспитание школьников.- 2002.-№ 2.- С.66-69.

6.  Шуйская И. Дети войны: музыкально – литературная композиция // Воспитание

школьников.- 2000.- №3.- С. 51-53.


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)