Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Дети с нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном
слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в
нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а
также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются
препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие
специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в
специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют
логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со
специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием
памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних
общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками
произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием,
заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями
и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех
логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье
способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях
невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи резко выраженная ограниченность средств
речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие
такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что
большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены
возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому
положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности
участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние
общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные
возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание
психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в
интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении
грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в
неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.
Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается
ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это
затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного
развития.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к
изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. Внекоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания.
Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.
Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи
нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое
положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.
Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной
речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как
правило исчезают и вторичные изменения психики.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и
различного типа дизартрия.
К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот
дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят
заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.
Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по
специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми
нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде
всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно
относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к
усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие
понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных
особенностей ребенка.