Дети с нарушениями речи.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Иконка файла материала Дети с нарушениями речи.doc
Дети с нарушениями речи. Дети с нарушениями речи ­ это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении   произношения,   грамматического   строя   речи,   бедности   словарного   запаса,   а также в нарушении темпа и плавности речи.  По  степени   тяжести   речевые   нарушения   можно   разделить   на  те,   которые   не  являются препятствием   к   обучению   в   массовой   школе,   и   тяжелые   нарушения,   требующие специального обучения.  Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной   помощи.   Во   многих   «общеобразовательных»   детских   садах   существуют логопедические   группы,   где   детям   оказывают   помощь   логопед   и   воспитатели   со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.  Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических  пунктах при средних общеобразовательных   школах.   На   логопункты   направляются   дети   с   недостатками произношения,   с   нарушениями   письма,   обусловленными   речевым   недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и   большой   мере   способствует   преодолению   школьной   неуспеваемости.   Успех логопедических   занятий   в   школе   во   многом   зависит   от   того,   насколько   в   семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.  При   тяжелых   нарушениях   речи   обучение   детей   в   массовых   детских   учреждениях невозможно,   поэтому   существуют   специальные   детские   сады   и   школы   для   детей   с тяжелыми нарушениями речи.  Основной признак тяжелого нарушения речи ­ резко выраженная ограниченность средств речевого   общения   при   нормальном   слухе   и   сохранном   интеллекте.   Дети,   страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение   с   окружающими   в   этом   случае   очень   ограничено.   Несмотря   на   то,   что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной  форме общаться с окружающими.  Это приводит  к тяжелому положению   детей   в   коллективе:   они   полностью   или   частично   лишены   возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности   умственного   развития,   у   таких   детей   возникает   вторичное   отставание психики,   что   иногда   дает   повод   неправильно   считать   их   неполноценными   в интеллектуальном   отношении.   Это   впечатление   усугубляется   отставанием   в   овладении грамотой, в понимании арифметических задач.  Характерно   для   тяжелых   нарушений   речи   общее   ее   недоразвитие,   что   выражается   в неполноценности   как   звуковой,   так   и   лексической,   грамматической   сторон   речи. Вследствие   этого   у   большинства   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи   наблюдается ограниченность   мышления,   речевых   обобщений,   трудности   в   чтении   и   письме.   Все   это затрудняет   усвоение   основ   наук,   несмотря   на   первичную   сохранность   умственного развития.  Сознание   своей   неполноценности   и   бессилия   в   попытках   общения   часто   приводит   к изменениям   характера:   замкнутости,   негативизму,   бурным   эмоциональным   срывам.   Внекоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными   замечаниями,   стараются   всемерно   его   понять   и   облегчить   тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью,   усваивают   необходимый   объем   школьных   знаний.   Вместе   с   развитием   речи   как правило исчезают и вторичные изменения психики.  Из   тяжелых   нарушений   речи   чаще   всего   встречаются  алалия,  афазия,  ринолалия  и различного типа дизартрия.  К тяжелым  нарушениям  речи относятся также  некоторые формы  заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.  Обучение   и   воспитание   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи   осуществляется   по специальной  системе  в   специальных  детских   садах   или  школах  для   детей   с  тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего   необходимо   установить   тесный   контакт   с   ребенком,   внимательно,   бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.