Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Иконка файла материала Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.docx
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Проблемы   специального   образования   сегодня   являются   одними   из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки   РФ,   а  также   системы   специальных   коррекционных   учреждений.  Это связано,   в   первую   очередь   с   тем,   что   число   детей   с   ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов, неуклонно растет.  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­ инвалидов   предусматривает   создание   для   них   специальной   коррекционно­ развивающей   среды,   обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с обычными   детьми   возможности   для   получения   образования   в   пределах специальных   образовательных   стандартов,   лечение   и   оздоровление, воспитание   и   обучение,   коррекцию   нарушений   развития,   социальную адаптацию.  «Получение   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и детьми­инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования   является   одним   из   основных   и   неотъемлемых   условий   их успешной   социализации,   обеспечения   их   полноценного   участия   в   жизни общества,   эффективной   самореализации   в   различных   видах профессиональной и социальной деятельности.  В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями   здоровья   на   образование   рассматривается   как   одна   из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но   и   в   области   демографического   и   социально­экономического   развития Российской Федерации». В   Конституции   РФ   и   Законе   «Об   образовании»   сказано,   что   дети   с проблемами   в   развитии   имеют   равные   со   всеми   права   на   образование. Важнейшей   задачей   модернизации   является   обеспечение   доступности качественного   образования,   его   индивидуализация   и   дифференциация, систематическое   повышение   уровня   профессиональной   компетентности педагогов коррекционно­развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.  Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения.  Дошкольные   образовательные   учреждения,   организуя   интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают  следующие социально значимые задачи:   1) расширение охвата детей необходимой коррекционно­педагогической и медико­социальной помощью;  2)   обеспечение  родителей (опекунов) консультативной поддержкой; 3)       подготовка     общества   к   принятию   человека   с   ограниченными возможностями. 1Организация   работы   с   детьми   дошкольного   возраста   с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности Действующее   законодательство   позволяет   организовать   обучение   и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных   учреждениях,   не   являющихся   коррекционными. Обязательным   является   соблюдение   гарантированных   законодательством прав   родителей   (законных   представителей)   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   выбирать   формы   получения   детьми   образования, образовательные   учреждения,   защищать   законные   права   и   интересы   детей, включая   обязательное   согласование   с   родителями   (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями   здоровья   в   коррекционные   образовательные   учреждения (классы, группы).  Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   могут   и   должны находиться   и   развиваться   в   обычном   детском   саду.   Начинать   совместное воспитание   и   обучение   нужно   в   дошкольном   возрасте.   Вместе   с   тем, специалисты   не   рекомендуют   включать   в   группы   детского   сада   детей   с умственной   отсталостью   умеренной   и   тяжелой   степени,   а   также   детей   со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их   психофизического   развития   не   смогут   участвовать   во   фронтальных, подгрупповых занятиях группы. Основы   коррекционного   воспитания   и   обучения   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   надо   знать   всем   людям,   которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными   возможностями   здоровья   в   дошкольном   образовательном учреждении   работникам   необходимо   знать   следующие   положения коррекционной работы:  Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.  При оценке динамики продвижения ребенка с   ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным   образом   с   самим   с   собой   на   предыдущем   уровне развития.  Создавать   для   ребенка   атмосферу   доброжелательности, психологической   безопасности.   Педагог   должен   стремиться   к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.  Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический   прогноз   строить   на   основе   педагогического 2оптимизма,   стремясь   в   каждом   ребенке   найти   сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и   развития,   на   которые   можно   опереться   при   педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.  Разрабатывать   динамичную   индивидуальную   развивающую коррекционную   программу   для   каждого   ребенка   совместно   с   родителями. При   разработке   такой   программы   опираться   на   общие   закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.  Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:  создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;  осуществлять коммуникативную направленность обучения;  строго индивидуализировать обучение;  всесторонне   развивать   у   ребенка   продуктивные   виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;  создавать   условия   для   активного   участия   родителей   и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей. Предлагается   соблюдать   следующие   обязательные   направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с  ограниченными возможностями здоровья: 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,   о   насущно   необходимом   жизнеобеспечении,   способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи. 2. Овладение   социально­бытовыми   умениями,   используемыми   в повседневной жизни. 3. Овладение навыками коммуникации. 4. Дифференциация   и   осмысление   картины   мира   и   ее   временно­ пространственной организации. 5. Осмысление   своего   социального   окружения   и   освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам этой   работы   по   каждому   направлению.   Эти   требования   конкретизируются применительно   к   каждой   категории   детей   в   соответствии   с   их   особыми образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с 3речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами аутистического спектра). По первому направлению результатом работы будут:  умение   адекватно   оценить   свои   силы,   понимать,   что   можно   и   чего нельзя в еде, в физических нагрузках;  умение   пользоваться   личными   адаптивными   средствами   в   разных ситуациях (слуховой аппарат, очки);  понимание   ребенком,  что   попросить   помощи   при   возникновении   при жизнеобеспечении   –   это   нормально,   необходимо,   не   стыдно;   умение пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);  умение   обратиться   к   взрослым   при   затруднении   в   игре,   обучении, сформулировать запрос  о специальной помощи («можно, я пересяду, мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.) По второму направлению результатами работы будут:  прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;  умение включаться в разнообразные  повседневные дела, принимать  в них   посильное   участие,   брать   на   себя   ответственность   в   каких­то областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта, стирка, глажка, чистка одежды и др.);  ориентировка   в  устройстве   жизни  в  детском  саду,  принятие  на   себя обязанностей   наряду   с   другими   детьми   (дежурство   в   группе,   полив растений, уборка игрушек и др.);  положительная   динамика   в   участии   в   подготовке   и   проведении праздников, стремлении порадовать близких. По третьему направлению результатами работы будут:  умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка житейских ситуациях;  умение   начать   и   поддержать   разговор,   задать   вопрос,   выразить   свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;  освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;  расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении. По  четвертому  направлению   надо   учитывать,   что   все   дети   с ограниченными   возможностями   здоровья   обладают   ограниченным   опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями,  порождающими   искажение   или   однозначность   в   восприятии   и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут: 4 адекватность   бытового   поведения   ребенка   с   точки   зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;  использование   вещей   в   соответствии   с   их   функциями,   принятым порядком и характером наличной ситуации;  расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами   дома   и   детского   сада:   двор,   лес,   парк,   загородные достопримечательности и др.;  умение   ребенка   накапливать   личные   впечатления,   связанные   с явлениями   окружающего   мира,   упорядочивать   их   во   времени   и пространстве;  умение   устанавливать   связь   между   природным   порядком   и   укладом собственной   жизни,   поведением   и   действиями   в   быту   сообразно пониманию   этой   связи   (помыть   грязные   сапоги,   принять   душ   после прогулки и т.п.);   умение   устанавливать   связь   общественного   порядка   и   уклада собственной   жизни,   соответствовать   этому   порядку   (посещение магазина   ограничено   часами   его   работы,   посещение   театра, общественного места требует определенной одежды и др.);  развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности   включаться   в   совместную   с   взрослым замечать   новое, исследовательскую деятельность;  накопление   опыта   освоения   нового   при   помощи   экскурсий   и путешествий;   развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять, присваивать   чужой   опыт,   используя   вербальные   и   невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.). По пятому направлению результатами будут: знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми (старшими,   младшими,   сверстниками),   со   знакомыми   и   незнакомыми людьми;  освоение необходимых ребенку социальных ритуалов,умение корректно   отказ,   недовольство,   благодарность, выражать   свои   чувства:   сочувствие, просьбу, опасение;  умение   не   быть   назойливым   в   своих   просьбах   и   требованиях,   быть благодарным за оказание помощи;  умение   применять   формы   выражения   своих   чувств   соответственно ситуации социального контакта;  расширение круга освоенных социальных контактов. Доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые 5образовательные   потребности   детей   данной   категории.   Это   создание психологической,   нравственной   атмосферы,   в   которой   особый   ребенок перестанет   ощущать   себя   не   таким   как   все.   Это   место,   где   ребенок   с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. 6