Практический опыт и данные научных исследований, показывают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из наиболее частых причин возникновения школьных трудностей. Младшие школьники с СДВГ с первых дней школьного обучения демонстрируют моторную активность и неустойчивость в эмоционально-волевой сфере поверхностно анализируют исходные условия задания, ориентируясь на случайные внешние признаки, их характеризует неумение использовать собственные знания в процессе решения задачи, особенно на групповом занятии, импульсивность и действия по первому побуждению являются характерными для выполнения задания, дети обычно фиксируют внимание на несущественных деталях, они не умеют вербально спланировать свои действия, оценить полученный результат, испытывают трудности в вербальном установлении причинно-следственных связей, не умеют самостоятельно проконтролировать и оценить каждый этап задания, качество выполнения задания их не беспокоит.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.docx
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
(опыт активной коррекционной работы)
Практический опыт и данные научных исследований, показывают, что
синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из наиболее
частых причин возникновения школьных трудностей. Младшие школьники с
СДВГ с первых дней школьного обучения демонстрируют моторную
активность и неустойчивость в эмоциональноволевой сфере поверхностно
анализируют исходные условия задания, ориентируясь на случайные внешние
признаки, их характеризует неумение использовать собственные знания в
процессе решения задачи, особенно на групповом занятии, импульсивность и
действия по первому побуждению являются характерными для выполнения
задания, дети обычно фиксируют внимание на несущественных деталях, они
не умеют вербально спланировать свои действия, оценить полученный
результат, испытывают трудности в вербальном установлении причинно
следственных связей, не умеют самостоятельно проконтролировать и оценить
каждый этап задания, качество выполнения задания их не беспокоит.
В современном образовательном пространстве им очень трудно
адаптироваться. Они быстро заводят друзей, также быстро их теряют. Трудно
и педагогам и психологам, так как нарушения поведения носят выраженный
характер. Часто в семьях родители не понимают проблем детей, списывая
нарушения поведения либо к непосредственности возраста, либо к
непослушанию. Исходя из этого, две разные линии поведения ведут к
дальнейшему усложнению поведения детей, а значит их положения в
социальных условиях.
Вместе с тем многие специалисты отмечают, что гиперактивные проявления
не относятся к тяжелым нарушениям. Причинами данного нарушения многие
авторы считает генетические отклонения, биохимические нарушения,
заболевания и травмы в период критического развития центральной нервной
системы.
Остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в
период внутриутробного развития ребенка или в первые месяцы после
рождения (вследствие токсикоза беременных, тяжелых заболеваний в грудном
и раннем возрасте, резусконфликта крови матери и плода, асфиксии и
родовой травмы и др.) являются причинами формирования минимальной
мозговой дисфункции, которая, в свою очередь, является основой синдрома
гиперактивности, проявляющегося в двигательной расторможенности и
дефиците внимания (Ю.С Шевченко,1997).
В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности
рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного
мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. Это означает, что
развитие минимальных мозговых дисфункций возможно при поражениях
различных мозговых зон, поскольку высшие психические функции
обеспечиваются совместной работой одновременно многих областей
центральной нервной системы.
И в этой связи уместно применять нейропсихологические технологии в работе
с отклоняющимися в развитии.
Применение нейропсихологических методов исследования синдрома
дефицита внимания и гиперактивности позволяют установить связь между
характером нарушений и локализацией очагового нарушения центральной
нервной системы.
Продуктивность работы детей данной категории очень низка. Следует
отметить нарушения внимания, сниженную умственную работоспособность,
повышенную утомляемость. Ребенок на уроке часто отвлекается, не способен
до конца выполнить задания, делает много ошибок. Гиперактивность
возникает, «когда ребенку предъявляются завышенные требования в ходе тех
форм интеллектуальной деятельности, которые обеспечиваются недостаточно
сформированными у него навыками и высшими психическими функциями».
Коррекционная работа, с данной группой детей, должна носить комплексный
характер и включать как педагогические и психологические меры, так и
нейропсихологические методы коррекции.
Коррекционная программа, реализуемая на базе центра «Росток» учитывает
индивидуальные и индивидуальнотипические особенности проявления
саморегуляции в учебной деятельности младших школьников с
гиперактивностью.
При разработке формирующей программы были учтены данные научных
исследований
о специфике становления саморегуляции в раннем этапе развития детей.
Научная платформа центра позволяет выявить наиболее характерные
особенности формирования саморегуляции у первоклассников с СДВГ, а
также потенциальные возможности детей в осознании собственных способов
регуляции деятельности. Модификация коррекционной программы
осуществлялась на основе многолетних наблюдений общих принципов
организации психологопедагогической работы с детьми с ЗПР. Эти принципы
используются и в коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности.
Овладение ребенком в процессе обучения собственной интеллектуальной
деятельностью, основными ее структурными компонентами (мотивационно
ориентировочным, операционным, контрольнооценочным).
Формирование и закрепление действий самоконтроля путем постепенного и
последовательного перевода детей с внешнего контроля на самоконтроль.
Постепенное усложнение содержания задания, поставленной цели с точки
зрения учета возможностей как ее осмысления, так и выполнения необходимых для этого действий: в ситуации предъявления наглядного
образца при постепенном увеличении количества правил и точном
формулировании их взрослым; в той же ситуации (по наглядному образцу), но
при увеличении доли самостоятельного труда детей, направленного на
вычленение правил (ребенок должен «повторить точно так же, как здесь»); в
ситуации предъявления словесной инструкции при ее последовательном
усложнении; в ситуации перехода от воссоздания ранее выполненной
деятельности («Вспомните и сделайте так же, с соблюдением правил») к
работам по замыслу с обязательным соблюдением правил.
В речевом опосредовании ребенком собственной деятельности можно
наблюдать необходимое условие осмысления поставленной перед ним общей
цели, ее конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки
адекватности средств достижения, а также представления законченного
продукта. Возрастным эталоном при этом нам служили оптимальным образом
реализованные возрастные возможности осознанной саморегуляции.
Дети с синдромом дефицита внимания
Дети с синдромом дефицита внимания
Дети с синдромом дефицита внимания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.