Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления.
Оценка 4.7

Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления.

Оценка 4.7
docx
07.05.2023
Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления.
Детская агрессия.docx

 

Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления.

Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев.

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем в обществе. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением постоянно растёт.

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели - например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.

Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.

Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Причины проявления агрессивного поведения можно разделить на несколько групп: биологические, социальные, медицинские, психологические и педагогические, которые тесно взаимосвязаны между собой. Также агрессивное поведение связано с возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик.

Часто причиной детской агрессивности является семья, агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упрёки и оскорбления и тд.

Агрессию у ребёнка провоцируют не только бьющие его родители, но и равнодушные отец и мать, которым нет дела до малыша; и внутренние проблемы семьи, вроде бы не касающиеся его напрямую. Тревога, неуверенность в себе и в окружающем мире, страх, недостаток внимания - всё это причиняет ребёнку душевную боль, а боль порождает агрессию.

Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера.

Детям, имеющие агрессивность, могут быть свойственны некоторые общие черты: отсутствие увлечений, неустойчивость интересов, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, грубость, озлобленность, повышенная тревожность. Вместе с тем, среди агрессивных детей встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые дети.

Однако наряду с яркими проявлениями агрессии также существует скрытая форма, выявить которую можно лишь в процессе тщательных наблюдений или по результатам проведения различных методик, вот некоторые из них:

Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ)– одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей.

Методика "Кинетический рисунок семьи" Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Методика - Опросник Басса–Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии.

Более подробно с данными методиками можно ознакомиться в книге Фурманова И.А. Детская агрессивность / Психодиагностика и коррекция. - Минск: 1996. (с.с. 30,48,50).

В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

1.     профилактика,

2.     индивидуальная и групповая диагностика,

3.     консультирование (индивидуальное и групповое),

4.     развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Существует множество упражнений, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, вот некоторые из них:

1.     Комкать и рвать бумагу.

2.     Бить подушку или боксерскую грушу.

3.     Топать ногами.

4.     Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

5.     Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6.     Посчитать до десяти.

7.     Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

8.     Вода хорошо снимает агрессию.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент – умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка индивидуальной  особенности ребенка. Также в целях эффективности, необходима работа с родителями и ближайшим окружением агрессивного ребенка.

И конечно же лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь, показывать ребенку личный пример эффективного доброже­лательного поведения.

Список литературы:

- Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и метод работы / Ю.В. Василькова. М.: Академия, 2010. - 208с.

- Фурманов, И.А. Детская агрессивность / Психодиагностика и коррекция. - Минск: 1996. (с.с. 30,48,50).

- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. С.3-7, 244с

- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2015. - 308 с.

-. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006-173 с.


 

Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления

Детская агрессия, ее причины, диагностика и пути преодоления

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т

Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера

Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера

В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения: 1

В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения: 1

Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние

Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023