Русский язык 7-А класс
Дата: 15.02.2023 г.
Учитель: Литвинюк Ольга Федоровна.
Тема. Предлог как часть речи
Цель: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи; развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике; воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.
Планируемые результаты
Предметные: знать определение предлога как служебной части речи; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметь отличать предлоги от других частей речи; углубить знания о предлоге и научиться распознавать их в текстах;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
— вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
— пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
— извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст — иллюстрация, таблица, схема);
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— задавать вопросы.
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник Рыбченкова, Александрова; учебное пособие А.Н.Рудяков; рабочая тетрадь Рудяков; раздаточный материал
Ход работы.
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?
II. Мотивация.
Разгадайте ребус.
- Правильный ответ «успех» и «учение». Желаю вам сегодня успехов в учении.
III. Актуализация знаний
Сценка.
Собираем предложение «Знание добывается из книги.»
знание
добывать
книга
Помогает ли книга получать новые знания? Что нам для этого нужно сделать? Какими умениями должны обладать для этого? Книга помогает добывать знания только по русскому языку или и по другим предметам тоже?
- Ребята, что могут обозначать эти слова вместе? (Предложение)
- Чего не хватает для выражения смысла? (Предлогов)
Встали в нужном порядке слова.
- Благодаря чему мы объединили эти слова в предложение?
- Чем отличается предлог от остальных слов перед нами? (самостоятельные и служебные)
-Что такое самостоятельные и служебные части речи?
Примерные ответы учащихся.
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
· Имеют лексическое и грамматическое значение · Изменяются (кроме наречия и деепричастия) · Являются членами предложения · Употребляются самостоятельно |
· Не имеют лексического и грамматического значения · Не изменяются · Не являются членами предложения · Употребляются только с самостоятельными частями речи |
- Определите, какую же часть речи мы будем изучать сегодня на уроке? (предлог)
IV. Этап целеполагания.
-Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня (Ученики отвечают:
Тема нашего урока «Предлог как часть речи». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)
Прием «Домысливание».
Давайте поставим цели. (Цель урока определяется совместно с учащимися). Определим учебную задачу, исходя из актуальности изучения темы «Предлог» (повторим, изучим, узнаем, проверим)
V. Работа с блоком информации по группам.
1. Работа в группах (по рядам):
Чтение информации о предлоге в учебнике (с.114 пособие Рудякова). Ознакомиться с информацией.
Прием «Две правды, одна неправда»
Каждая группа составляет 2 верных и одно ошибочное утверждение.
Заслушивание результатов работы в группах.
- Ребята, какая информация оказалась для вас новой?
- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного.
2. Интересные сведения о предлогах.. «Черный ящик» - прием
Задать сразу много вопросов, а потом отгадку вытаскивать из черной коробки. Вытягивает свернутый листочек желающий ученик. Каждый раз давать возможность вытянуть листочек разным ученикам.
Вопросы: что обозначает предлог, сколько всего их в нашем языке, всегда ли предлоги стоят перед словами, название какого падежа образовано от слова предлог и почему?
ü Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
Интересно, что в некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся: БУДАПЕШТБЕН – «в Будапеште» (бен – предлог «в»).
Ответы учащихся и дополнение учителя:
Название предложного падежа введено М.В.Ломоносовым в научном труде «Российская грамматика», 1775 г. Смысл названия заключается в том, что существительные в предложном падеже употребляются обязательно с предлогами.
Физминутка
Надо встать и одновременно отдать честь правой
рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони
левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими
руками.
Сидя. Взяться правой рукой за
левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро
поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
VI. Первичное закрепление (в парах).
-Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды.
1. Приём «Кроссворд»
Дети решают кроссворд, находят ключевое слово предлог
1.Скучать по вас
2. При содействии друзей
3.Читать без очков
4.Добежать до дома
5.Капли для лечения
6. Предостеречь от опасности
7.Сделал благодаря мне
2. Графический диктант . РЕЗЕРВ
“Лови ошибку!”
Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.
Условные обозначения: “+” – правда, “–” - ложь
Предлог – это служебная часть речи. (+)
В предложении предлог является дополнением. (-)
Предлоги бывают простыми и составными. (+)
Слова перед, за, в, до, на являются предлогами (+)
Предлог имеет лексическое значение (–)
Предлоги со словами пишутся слитно. (-)
Ключ: + – + + – –
Взаимопроверка
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Закрепление изученного материала.
Упр. 319 и 324 в рабочей тетради.
VIII. Оценка результативности урока.
Учитель: Чем был для вас полезен данный урок?
О чем узнали на уроке?
Рефлексия.
а) Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
б) «Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
IX. Домашнее задание.
§ 42 выполнить упр.359, составить с тремя словосочетаниями предложения или выполнить задание в электронной тетради.
Оценивание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.