Детская песня как элемент патриотического воспитания:опыт советского прошлого

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной социокультурной реальности России идеи патриотизма, патриотического воспитания как механизмов, консолидирующих общество в части гражданской самоидентификации приобретают особое значение. Их ценностная составляющая, прописанная в новейших государственных документах , служит ориентиром в деле гармонизации, сохранения самобытности и культурного своеобразия многонационального народа, осмысления его идентичности в многоликом человеческом сообществе. В новых исторических реалиях данные идеи рассматриваются как стабилизирующие элементы, которые во все времена придавали государству и обществу устойчивость. Несмотря на то, что контекст указанных документов охватывает все социальные слои и возрастные группы населения, приоритет сохраняется за воспитанием детей и юношества. Это мотивирует обращение в настоящей работе к опыту советского прошлого, точнее к рассмотрению детской песни, которая в ушедшей системе координат мыслилась в кругу стабилизирующих элементов, формирующих в обществе патриотические ценности. Ведь в детской песне, способной в сжатых, лаконичных формах точно передать любовь к Родине, к родной природе, уважение к истории Отечества, его героям и традициям, названная идея получала наибольшую реализацию, обретала массовость распространения.
Иконка файла материала конспект.docx
ДЕТСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:  ОПЫТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО                    В современной социокультурной реальности России   идеи патриотизма, патриотического воспитания как механизмов, консолидирующих общество в части гражданской   самоидентификации   приобретают   особое   значение.   Их   ценностная составляющая,   прописанная   в   новейших   государственных   документах1,   служит ориентиром   в   деле   гармонизации,   сохранения   самобытности   и   культурного своеобразия   многонационального   народа,   осмысления   его   идентичности   в многоликом человеческом сообществе. В новых исторических реалиях данные идеи рассматриваются как стабилизирующие элементы, которые во все времена придавали государству   и   обществу   устойчивость.   Несмотря   на   то,   что   контекст   указанных документов   охватывает   все   социальные   слои   и   возрастные   группы   населения, приоритет   сохраняется     за   воспитанием   детей   и   юношества.   Это   мотивирует обращение в настоящей работе к опыту советского прошлого, точнее к рассмотрению детской   песни,   которая     в   ушедшей   системе   координат   мыслилась   в   кругу стабилизирующих элементов, формирующих в обществе патриотические ценности. Ведь в детской   песне, способной в сжатых, лаконичных формах точно передать любовь к Родине, к родной природе, уважение к истории Отечества, его героям и традициям, названная идея получала наибольшую реализацию, обретала массовость распространения.  При всей возможной  многомерности заявленной    темы,   основой настоящего осмысления является аксиома: формирование патриотизма представляет собой не   управляемый   процесс.   И   в   этом   смысле   оно столько   стихийный,   сколько   коррелирует   с   понятием   воспитание,   которое   в   современной   педагогике определяется   как   «целенаправленный   процесс   формирования   гуманистических качеств   личности» [2, 7],  предполагающий  «освоение   человеком   элементов   своей 1   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденная   Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   30   декабря   2015года   №   1493;   «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации  от 24 декабря 2014 года № 808; Постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 года №751.культуры,   из   которых   главными   выступают   для   него     ценности   и   нормы   жизни, деятельности и поведения, определяющие врастание в его этническую общность и культуру» [2, 10]. Причем одной из целей этого целенаправленно «планируемого» влияния, прежде всего, является потребность общества, декларируемая, в том числе, в названных ранее новейших государственных документах.  В известной в советское время работе А.Н. Сохора прямо указано ­ песни были «призваны в наиболее общедоступной и художественно совершенной форме нести в самые широкие массы идеи Коммунистической  партии» [3, 3].  Благодаря такому пониманию   роли   песни   в   обществе,   формировались,   например,   ценностные ориентиры пионерии, емко раскрываемые как в словах пионерской клятвы «горячо любить и беречь свою Родину», так и в самом песенном репертуаре, опирающемся в своей   основе   на   принципы   солидарности,   патриотизма,   высоких   моральных стандартов.  Являясь   первым   «учителем   музыки»,   советская   детская   песня пробуждала   музыкальное   чувство, формированию мотивации стать достойным членом общества.    любовь   к   искусству,   способствовала В педагогической теории советской эпохи имеется достаточно исследований, посвященных   проблеме   воспитания   патриотизма.   Основу   содержания   подобной преобразовательной   работы,   «ее   методику   и   средства   дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности в формировании чувств, ­ как пишет З.И   Валиева,   ­   заложила   Н.К.   Крупская,   которая   доказала,   что   патриотические качества должны воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь» [1,6]. В русле реализации данной концепции строилась работа школ и музыкальных кружков,   музыкальных   общественных   организаций   (Союза   композиторов   СССР   и Хорового   и   Музыкального   обществ),   профессиональных   и   любительских коллективов.   Под   эгидой   проводимого   в   жизнь   партийного   курса   использовались пропаганда,   культура,   образование,   СМИ.   Все   задействованные   ресурсы способствовали системности и эффективности работы.  В жанре детской песни работали яркие самобытные композиторы А.Островский, Д. Кабалевский, З. Левина, И. Дунаевский, В. Локтев, Д. Прицкер, В. Мурадели, М. 2Парцхаладзе, Г.Струве и многие другие. Они создали замечательные песни, многие из которых и сегодня продолжают жить в нашем настоящем.  Показательным  примером являются пионерские песни, отражающие в полной мере   идеологию   государства,   направленную   на   строительство   нового   общества. Известно, что термин «пионерская песня» был взят из жизни. В нем отразилось то новое, что пришло к детям с пролетарской революцией – участие подрастающего поколения в большой жизни Советской страны, революционная эстафета поколений. Несколько   поколений   советских   детей   воспитывалось   на   песнях,   чутко откликающихся на важнейшие события в жизни страны, таких как: победа в Великой Отечественной   войне,   восстановление   страны   после   разгрома   фашистских захватчиков, участие в мирном строительстве, движение за мир, полет в космос и др. Даже   в   годы   войны,  творческая   работа   не   была   прервана.  В  январе  1943  года   в Ленинграде  был проведен конкурс на сочинение «Песни ленинградских пионеров», среди которых  лучшими были признаны песни Ю. Кочурова и М. Глуха. В 1945 году лучшие   пионерские   песни   ленинградцев   были   изданы   в   сборнике   «Песни ленинградских пионеров» М.,1945. В сборник   вошли премированные на конкурсе песни Ю. Кочурова и М. Глуха, а также  песни  «Зенитки»   А.   Розанова,   «   Ночной   дозор»   Д.   Прицкера   и   другие.   Сборник   стал памятником эпохи, открыв новую страницу в истории пионерской песни. В   детской   песенном   репертуаре   особое   место   принадлежало   артековским песням, появление которых можно квалифицировать как своеобразную лабораторию художественного   воспитания   детей.   Главной   отличительной   чертой   артековской песни   была   идейная   насыщенность   художественного   образа   героя,   доходчивость музыкального   языка   и   лаконичность   смыслового   содержания.   Артековский «продукт» советской эпохи («Артековская» и «В пути» Д.Кабалевского, «Прощание с   лагерем»   Д.   Прицкера,   «Лагерная   песня»   Т.Попатенко,   «Трубачи   на   заре поднимают   отряд»   М.Зима,   «Ты   отлично   знаешь   сам   –   мир   наполнен   чудесами» В.Рубина   и   др).   –   стал   безусловной   основой     воспитания   чувства   патриотизма   у подрастающего поколения.  3Детские песни были доступны широкому слушателю: звучали в концертах, транслировались по телевидению и радио, на концертной эстраде, в детских театрах, в   профессиональных   хоровых   учебных   заведениях.   Среди   наиболее   известных: Детский   хор   телевидения   и   радио   г.   Ленинграда   (Ю.М.Славницкий),   Большой   Центрального   телевидения   и   Всесоюзного   радио   (В.С.Попов), детский   хор   Магнитогорский хор мальчиков «Жаворонок» (М.М.Никитина), Ансамбль песни и пляски им. В.Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, Хор мальчиков Свердловской детской филармонии.  Основанный   в   1970  году   Большой   детский   хор   Центрального   телевидения   и Всесоюзного   радио   под   управлением   В.С.   Попова   вел   активную   концертную   и гастрольную деятельность, записал свыше тысячи произведений, в том числе детских песен,   пионерских кантат и отдельных частей из них. В работе с подрастающим поколением инновационным  достижением  стало создание новой формы массового музыкального воспитания детей и юношества – детская хоровая студия.  На основе принципов студийности развились новые формы массовой работы: хоровые школы, фольклорные детские хоровые студии, летние хоровые лагеря.  Хоровые студии «Юность Красной Пресни», «Спутник», «Весна», «Пионерия», детские   хоры   союзных   республик:   «Дзвиночек»,   «Журавинка»,   «Мугурел», «Бэновшэ», хоровая студия «Дубна», «Красная гвоздика»  и многие другие активно пропагандировали   песенный   репертуар   патриотической   направленности.   В   нем выделились:   кантата  для  хора  и  оркестра  «О   родной  земле»  Д.Кабалевского,  сл. Ц.Солодаря,   песня   «Наш   край»   Д.Кабалевского,   сл.   А.Пришельца,     кантаты   «О Москве» и «Богатыри» Т.Чудовой, сл. И.Векшегоновой.   Показательно, что к 1970 году существовало 196 хоровых студий, где обучалось 25 500   детей   и   работало   около   двух   тысяч   преподавателей.   Все   это   сообщество системно   культивировало     ценности   патриотизма,   окрашиваемые   конкретной идеологией   советского   времени.   Многочисленные   детские   фестивали,   смотры конкурсы  на лучшее  исполнение  произведений  патриотической   песни также были призваны   решать   конкретные   идеологические   задачи.   Песни:   «Летите   голуби» 4И.Дунаевского,   «Родина   слышит»   Д.Шостаковича,   «Наш   край»   Д.Кабалевского, «Пусть   всегда   будет   солнце»   А.Островского   стали   символами   советского патриотического   воспитания.   Сегодня,   когда   запрос   на   это   воспитание   вновь обозначен временем, представляется особенно важным учесть этот опыт с тем, чтобы все лучшие его формы и методы работы по созданию и массовой популяризации детского песенного репертуара, нашли свое продолжение в современности.   Опыт   советской   эпохи,     осознавшей   важность   детского   патриотического воспитания и особую роль детской песни в нем поучителен. Формируя мировоззрение подрастающего   поколения,   детская   песня   своими   поэтическими   и   музыкальными текстами   действительно   вдохновляла   на   подвиг,   пробуждала   самые   искренние  Социальные   и   ценностные   ориентиры   той   масштабной чувства   и   эмоции. воспитательной   работы   понимались   исключительно   в   категориях   общественной пользы. Сегодня эти категории также в приоритете, а значит, задача сегодняшнего момента состоит в том, чтобы не утратить все лучшее, что было в недавнем опыте и прирастить его новым достойным песенным репертуаром, отражающим нашу эпоху. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Валиева   З.И.   Идеи   патриотического   воспитания   в   трудах   известных советских   педагогов//Nauka­rastudent.ru.,   2015.   ­   №5   (17)/   [Электронный 2. 3. ресурс]. – URL: http: nauka­rastudent.ru/17/2664 Рожков   М.И.   Проблема   цели   воспитания   в   современной педагогике//Ярославский   педагогический   вестник,   2010.   ­   №4.   –   Том  II (Психолого­педагогические науки). – С.7­11. Сохор   А.Н.   Путь   советской   песни:   в   помощь   слушателям   народных университетов культуры / А.Н. Сохор. – М.: Советский композитор, 1968. – 108 с. 5