Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Оценка 4.6
Документация +6
doc
Междисциплинарный 11
4 кл—11 кл +1
16.01.2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"
Готовая программа ДООП по спортивному туризму для педагогов. Выиграла всероссийский конкурс.
ЛЕСНЫЕ ТРОПКИ Толстова !!!Доделанная.doc

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования Тюльганского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования»

 

 

 

 

 

Принята на заседании методического совета

От «30» августа 2017 г.

Протокол №1

 

 

Утверждаю:

Директор  МБУДО «ЦДО»

                    ____________Громова Л.М.

                                 «30» августа 2017 г.

Приказ №

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛВЕННОСТИ

 

 

«Основы туризма»

 

 

Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся  - 10-12 лет

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Толстова Татьяна Владимировна,

 педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

п. Тюльган, 2017

 

Содержание

 

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы………………4

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………..4

Направленность программы……………………………………………………...4

Актуальность программы………………………………………………………...4

Отличительные особенности программы……………………………………….5

Адресат программы……………………………………………………………….6

Объем и срок освоения программы……………………………………………...6

Форма обучения и формы реализации программы……………………………..7

Особенности организации образовательного процесса………………………...8

Режим занятий…………………………………………………………………….9

1.2 Цель и задачи программы………………………………………………….9

1.3 Содержание программы…………………………………………………...11

Учебный план программы………………………………………………………11

Учебно-тематический план 1 года обучения…………………………………..13

Содержание программы 1 года обучения………………………………………14

1.4 Планируемые результаты………………………………………………....40

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………...43

2.1 Календарный учебный график…………………………………………...43

2.2 Условия реализации программы………………………….……………...52

Материально-техническое обеспечение………………………………………..52

Информационное обеспечение………………………………………………….53

Кадровое обеспечение…………………………………………………………...54

2.3 Формы аттестации/контроля……………………………………………..54

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………….56

2.5 Методические материалы………………………………………………....57

Особенности организации образовательного процесса ………………………57

Методы обучения и воспитания………………………………………………...57

Формы организации образовательного процесса……………………………...58

Формы организации учебного занятия…………………………………………58

Педагогические технологии…………………………………………………….59

Алгоритм учебного занятия……………………………………………………..60

Дидактический материал………………………………………………………..61

Список литературы…………………………………………………………….62

Приложение……………………………………………………………………..64

Приложение 1. Схемы вязания туристических узлов…..………………………...65

Приложение 2. Образец сертификата..…………………………………………..129

 

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

 

 

1.1 Пояснительная записка

 

Направленность программы - туристско-краеведческая. Данная программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, и направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание, социализацию, профессиональную ориентацию подростков, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

Программа реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» в течение 1 года.

Занятия туристско-краеведческой деятельностью способствуют укреплению психического и физического здоровья, совершенствованию навыков общения и взаимодействия личности и группы в социуме. Путешествия, экскурсии, наблюдения за природой оказывают позитивное воздействие на интеллектуальное, физическое, духовное развитие учащихся.

 

Актуальность

Происходящие в современном российском обществе кардинальные изменения привели к обострению многочисленных социально-педагогических проблем, в том числе проблемы гармоничного развития личности учащегося в ситуации познания родного края. Невозможность реализовать себя в условиях современного равнодушия к окружающему миру порождает для многих из них психотравмирующую ситуацию, нарушение поведения, снижение позитивной активности, изменение эмоционального состояния.

Занятия туристско-краеведческой деятельностью закономерно приводят к формированию у учащихся устойчивых механизмов коммуникативного взаимодействия со средой – социальной активности, нравственности, патриотизма, толерантности, общей культуры личности.

Сочетание разнообразных видов деятельности в туристско-краеведческой деятельности позволяет воспитывать личность учащихся не «по частям», а комплексно, формировать социальную активность юношей и девушек. Таким образом, туризм позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи.

 

Отличительные особенности программы

Программа «Основы туризма» является модифицированной. При ее написании была изучена программа данной направленности «Туризм» Белькович А.Н., педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Москва.  

Отличительными особенностями программы «Основы туризма» от программы «Туризм» является:

- включены занятия по краеведению (изучение истории Тюльганского района);

- комбинированные занятия по изучению основ туристского мастерства: туристические узлы, ориентирование на местности с компасом и картой, занятия на местности по отработке туристических навыков, бивак.

Адресат программы

Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (10-12 лет). Дети принимаются при наличии медицинского допуска к занятиям.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется в объеме 27 часов.

1        год обучения (10-12 лет) – 27 часов.

Обучающиеся получают первоначальные знания, умения и навыки. Образовательный процесс направлен на формирование мотивации учащихся на занятия туризмом и краеведением. Подростки изучают азбуку массового туризма, личное туристическое снаряжение, основные и вспомогательные туристические узлы, топографические знаки, учатся пользоваться компасом и картой, изучают растительность и рельеф своего района, области, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, травмах, обмороках, знакомятся с местными писателями, художниками, краеведами, казаками. Учатся собирать палатку, рюкзак, проходить траверс, двигаться по узкому лазу «Мышеловка», преодолевать преграды с помощью маятника, болото по кочкам и т.д.

Формы обучения и формы реализации программы

Обучение детей происходит в очной форме. Очная форма обучения предполагает освоение программы при непосредственном посещении объединения. Основной формой организации образовательного процесса является занятие.

Занятие может проходить в различных формах:

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – занятие-игра, занятие – путешествие, конкурс, соревнование, занятие- тренировка и другое.

По дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

По количеству детей – сочетание групповых и индивидуальных занятий.

Учебный материал программы распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Освоение программы происходит на стартовом уровне. Учащиеся изучают азбуку массового туризма, личное туристическое снаряжение, основные и вспомогательные туристические узлы, топографические знаки, учатся пользоваться компасом и картой, изучают растительность и рельеф своего района, области, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, травмах, обмороках, знакомятся с местными писателями, художниками, краеведами, казаками. Учатся собирать палатку, рюкзак, проходить траверс, двигаться по узкому лазу «Мышеловка», преодолевать преграды с помощью маятника, болото по кочкам и т.д.                  

 

Особенности организации образовательного процесса

Всего по программе «Основы туризма» занимается 45 учащихся. Работа с группой при реализации программы строится на принципах дифференциации, индивидуализации и учета половозрастных различий учащихся.

 

Режим занятий

Общее количество часов в год – 27.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа с 10 минутным перерывом. Итого 3 часа в неделю. Одна группа посещает занятия 1 раз в месяц.

 

1.2 Цель и задачи программы

 Цель программы: формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения средствами туристско-краеведческой деятельности.

Задачи программы

Воспитывающие:

- воспитывать патриотизм, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;

- воспитывать толерантность, ответственность, самостоятельность, инициативность через занятия спортивным туризмом и краеведением;

- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

- содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплоченности, умения работать в команде;

- воспитывать у подрастающего поколения культуру здорового образа жизни.

Обучающие:

- сформировать представления у учащихся о туристско-краеведческой деятельности как эффективного средства комплексного воздействия на личность;

- обучить учащихся техническим приемам прохождения туристических этапов;

- сформировать навыки туристического мастерства;

- обучить учащихся умениям и навыкам судейской деятельности и секритариата;

- способствовать формированию позитивного самоотношения учащихся;

- сформировать навыки проектной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

- выявлять и развивать творческие и спортивные способности каждого ребенка;

- развивать физические качества учащихся: быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация движений;

- развивать коммуникативные способности учащихся и формировать опыт конструктивного взаимодействия;

- способствовать развитию лидерских способностей;

- способствовать развитию навыков работы в группе, коллективе.

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

1.3 Содержание программы

 

Учебный план 1 года обучения

Раздел

Теория

Практика        

Всего

1

Вводное занятие

2

1

3

2

Основы туристской подготовки

3

9

12

3

Спортивное ориентирование

2

4

6

4

Краеведение

1

2

3

5

Итоговое занятие

 

3

3

 

ИТОГО

8

19

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 года обучения

Модуля

 

Тема

 

 

 

Количество часов

Формы аттестации/контроля

 

Всего

Теория

Практика

 

I. Вводное занятие

3

2

1

 

 

II. Туристические навыки

12

3

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные

3

1

2

 

 

2.2

Туристическое снаряжение.

3

1

2

викторина

 

2.4

Передвижение по болотистой местности. Мышеловка

3

 

3

Демонстрация навыков

 

2.5

Комплектация рюкзака и укладка. Палатка. Организация бивака

3

1

2

 

 

III. Спортивное ориентирование

6

2

4

 

 

3.1

Чтение и рисование топографических знаков

3

1

2

 

 

3.2

Ориентирование на местности

3

1

2

 

 

IV.  Краеведение

3

1

2

 

 

4.1

Известные краеведы, художники, писатели Оренбургской области

 

1

2

Викторина

 

V. Итоговое занятие

3

 

3

 

 

ИТОГО:

27

8

19

 

 

 

Содержание первого года обучения

I. Вводное занятие (3 часа)

Теория (2часа). Введение в образовательную программу «Основы туризма». Цели и задачи на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в объединении, в МБУДО «ЦДО», в походе.

Практика (1 час). Игра на знакомство.

II. Основы туристической подготовки (12 часов)

2.1 Узлы основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные (3 часа)

Теория (1 час). Основные правила вязания узлов. Предназначения узлов.

Практика (3 часов). Вязание узлов: встречный, простой проводник, восьмерка, булинь, прямой, схватывающий, пустышка, двойной проводник, удавка, бабочка, швейцарский проводник, грейпван, ткацкий узел, шкотовый узел. Творческое задание «Узлы которые я знаю».

2.2  Туристическое снаряжение (3 часа)

Теория (1 час). Название и предназначение туристического снаряжения и оборудования (страховка, самостраховка, каска, туристическая веревка, карабины, восьмерка, жумар, прусики, усы и др.)

Практика (2 часа). Одевание и блокировка индивидуальной страховочной системы. Постановка на самостраховку. Порядок действий.  

2.3 Передвижение по болотистой местности. Мышеловка (3 часа)

Практика (3 часа). Отработка навыков передвижения по болотистой местности и этапа «мышеловка» каждым учащимся.

2.4 Комплектация рюкзака и укладка.  Палатка.

Организация бивака (3 часа)

Теория (1 час). Принципы комплектации рюкзака. Технология укладки рюкзака. Регулировка рюкзака. Установка и укладка палатки. Правила выбора места для привала. Последовательность бивачных работ.

Практика (2 часа). Укладка рюкзака. Викторина «Мы возьмем с собой в поход… и положим мы в рюкзак…»

III. Спортивное ориентирование (6 часов)

3.1. Чтение и рисование топографических знаков (3 часов)

Теория (1 часа). Понятие «топографические знаки». Виды, разнообразие и обозначения топографических знаков.

Практика (2 часа). Зарисовка топографических знаков. Работа с карточками «Топографические знаки».

3.2 Ориентирование на местности (3 часа)

Теория (1 час). Компас. Определение сторон горизонта.

Практика (2 часа). Ориентирование по местным признакам, карте, компасу.

IV  Краеведение (3 часа)

4.1 Известные краеведы, художники, писатели Оренбургской области (3 часа)

Теория (1 час). Знакомство с творчеством художников А. Чернышева, П. Шмелькова, писателем С.Т. Аксаковым, краеведом Семеновым В.Г.

Практика (2 часов). Составление кластера.

VI. Итоговое занятие (3 часа)

Практика (3 часа). Итоговое занятие проходит в форме квест-игры «Лабиринт» для учащихся и их родителей. Вручение учащимся медали за успехи в освоении программы и присвоение им звания «юниор». Вручение родителям благодарственных писем. Чаепитие.

 

 

 


1.4 Планируемые результаты первого года обучения и способы их определения

 

Личностные результаты

Метод

Методика

- мотивация к занятиям спортивным туризмом и краеведением;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- уважительное отношение к природе, своему краю, малой Родине;

- ориентация на позитивные взаимоотношения с участниками коллектива и педагогом

анкетирование

наблюдение

 

- тест Роккича «Ценностные ориентации;

- анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»

Метапредметные

Метод

Методика

- способность к целеполаганию;

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной педагогом задачи;

- умение подчинять свои действия задачам коллектива;

- владение простейшими способами поиска информации с использованием предложенных педагогом источников;

- способность устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми;

- умение договариваться и планировать в совместной деятельности;

-способность находить пути решения конфликтов

 

наблюдение

беседа

самостоятельная работа

- социометрия Дж.Морено

 

Предметные результаты

Метод

- представление о спортивном туризме, спортивном ориентировании, туристических навыках, основах туристической подготовки;

- представление о памятниках природы;

- навыки вязания туристических узлов;

- навыки организации и наведения переправ через искусственные преграды;

- знание об организации бивака;

- знание о передвижении по болотистой местности;

- умение пользоваться компасом, определять азимут;

- представление о природных памятниках Оренбургской области;

- представление о растительном и животном мире Тюльганского района;

- навыки разжигания костра;

- навыки оказания первой медицинской помощи

 

наблюдение

соревнования

самостоятельная работа

 

 


Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

1 год обучения

Наименование тем и разделов

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

Фактическая дата проведения

I

Вводное занятие

3

3

 

 

 

1.1

Введение в программу

1

1

 

 

 

1.2

Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях. Игра на знакомство

2

2

 

 

 

II

Туристические навыки

12

3

9

 

 

 

Туристическое оборудование. Применение

3

1

2

 

 

 

Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные.

3

1

2

 

 

 

Передвижение по болотистой местности. Мышеловка

3

 

3

 

 

 

Комплектация и укладка рюкзака. Организация бивака

3

1

2

 

 

III

Спортивное ориентирование

6

2

4

 

 

 

Топографические знаки

3

1

2

 

 

 

Ориентирование по плану местности

3

1

2

 

 

IV

Краеведение

3

1

2

 

 

 

Известные краеведы, художники, писатели Оренбургской области

3

1

2

 

 

VII

Итоговое занятие

3

 

3

 

 

 

Всего:

27

8

19

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для занятий по программе «Основы туризма» необходим спортивный зал, спортивно-туристическая площадка.

Необходимое спортивно-туристическое снаряжение:

- страховочная система – 15 шт;

- карабин – 60 шт;

- дюльфер – 15 шт;

- жумар – 15 шт;

- каска – 15 шт;

- руковицы брезентовые – 15 шт;

- прусики – 30 шт;

- веревка 10 мм. - 30м., 60 м., 80 м.– 3 шт;

- веревка 7 мм. - 40м., 60 м., 70 м. – 3 шт;

- веревка 3 мм. - 30м., 50 м., 60 м. – 3 шт;

- палатка 2х местная – 1 шт;

- палатка 4х местная – 1 шт;

- туристический рюкзак – 15 шт;

- компас – 30 шт;

- спальник – 15 шт;

- пенка – 30 шт;

- сидушка – 15 шт;

- аптечка – 1 шт;

- ремнабор – 3 шт.

 

Информационное обеспечение

http://d25301.edu35.ru/our-school/2011-05-12-11-53-48/89-  - Дополнительная общеобразовательная программа «Туризм», Краснов А.Ф.;

http://cdtur.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2016/10/Sportivnoe-orientirovanie.pdf - Дополнительная общеобразовательная программа по спортивному ориентированию;

http://turist.edu.yar.ru/konkursi_v_tsentre/turizm_normativnie_dokumenti/1_pravila_provedeniya_sorevnovaniy.pdf - Правила проведения и организации туристских соревнований среди учащихся;

http://infopedia.su/7x5a09.html - Техника и тактика в туризме;

https://www.youtube.com/watch?v=-OIozzLJs7U – наведение навесной переправы;

https://www.youtube.com/watch?v=jik8fZTM7TY  - Наведение переправы. Пособие по туризму ИФКСиЗ САФУ

http://www.uznaem-kak.ru/sposoby-perepravy-podrazdelenij-i-vidy-pereprav/ - Способы переправы подразделений и виды переправ;

https://turclub-pik.ru/blog/kak-vyazat-turisticheskie-verevochnye-uzly/ - Туристические узлы: схемы, описания;

http://turizmbyvaetraznim.com/спортивный-туризм/туристические-узлы - Туристические узлы, их предназначение;

http://zatumanom.ru/articles/lyzhi/pravila-sorevnovanij-start-hronometrazh-finish-i-rezultaty/ - Правила соревнований - старт, хронометраж, финиш и результаты;

http://lektsii.org/8-53841.html - Порядок старта, финиша и хронометраж

http://russnowboard.com/wp-content/uploads/2015/12/pravila-snouborda.doc.pdf - Общие правила для всех соревнований.

 

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

                         

 

                          2.3 Формы аттестации / контроля

Результаты освоения образовательной программы отслеживаются 3 раза в год: первичная диагностика, промежуточная и итоговая, а также по итогам соревнований:

- районные соревнования по спортивному ориентированию;

- районные соревнования по туристскому мастерству.

Формы аттестации: соревнование, журнал посещаемости, портфолио.

Способы и формы выявления результатов. Осуществляется анализ освоения программы посредством беседы, опроса, наблюдения, соревнований, эстафет, викторин, игр.

Способы и формы фиксации результатовачетная книжка, индивидуальный маршрутный лист одаренного ребенка, протоколы аттестации, портфолио.

Способы и формы предъявления результатов: протоколы результатов освоения программы

2.3 Оценочные материалы

1. Методика «Социометрия» Дж. Морено (методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем,  чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности);

 

2.5 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Обучение детей в туристско-краеведческом объединении происходит в очной форме.

Методы обучения и воспитания

Для успешной реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Словесные (беседа, разъяснения, рассказ). В процессе разъяснения педагог излагает, объясняет учебный материал, а учащиеся активно его воспринимают и усваивают.

2. Наглядные. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, которые позволят получить достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, а при его закреплении – способом практикования знаний.

4. Практические. Знания, полученные непосредственно на практике, оказываются, как правило, прочными и создают базу для последующей самостоятельной деятельности, поэтому большинство занятий по программе – практические.

Основные методы воспитания, с помощью которых осуществляется образовательный процесс:

·                     Метод убеждения  – объяснение, рассказ, беседа, диспут;

•        Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

•        Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Формы организации образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется в виде групповых занятий.

Формы организации учебного занятия

Учебное занятие, в течение которого подростки занимаются с педагогом образовательной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные и нетрадиционные.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – квест-игра, конкурс, занятие-путешествие, занятие-праздник, занятие-соревнование, эстафета, тренинг и др.

По дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Педагогические технологии

Программа туристско-краеведческого объединения предусматривает использование таких педагогических технологий как:

- развивающего обучения - взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Данная технология включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

- здоровьесберегающие - реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

- игровые. Важным средством и эффективной технологией воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения или обучения.

- технология проблемного обучения – это проблемные задания и вопросы, которые требуют от учащихся применения знаний и умений в новой ситуации, получения, новых путей их поиска. Эти знания и умения необходимы для творческого мышления, они помогают учащимся овладеть методами научного познания, формируют интерес и потребность в творческой деятельности.

- личностно-ориентированные – ориентация на индивидуальные особенности учащихся, прежде всего одаренности, где средством реализации индивидуального подхода являются индивидуальные занятия, направлена на обеспечение условий и наличие факторов, способствующих личностному росту и успешности каждого ребенка.

 

Алгоритм учебного занятия

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Учебное занятие – одна из основных форм занятий, которое имеет следующую структуру:

1.                             Организационно-мотивационный момент - 1-2 мин.

2.                             Актуализация знаний                                        - 3 мин.

3.                             Основная часть занятия                                   -15 мин.

4.                             Практическая часть занятия                            -20 мин.

5.                             Заключительный этап                                       - 3 мин.

6.                             Рефлексия                                                           -2 мин.

 

Дидактические материалы

В работе используется теоретическая и методическая литература по спортивному туризму, схемы, карты по темам занятий, видеоматериалы.  

Список литературы

1.  Акудович Ю. В. «Рекомендации по определению и воспитанию общей физической подготовки туриста» / Ю.В. Акудович. - Минск, 2007 г.

2.  Аппенянский А. И. «Методика врачебно-педагогического контроля в туризме»/ А.И. Аппенянский. - Москва, 2008 г.

3.  Аркин Я.Г. и др. Горный туризм  / Я.Г. Аркин. – Таллин, 2011.

4.  Бойцова А.Т. «Конкурс педагогических достижений. Методика описания опыта дополнительного образования детей» / А.Т. Бойцова. – Москва, 2009 г.

5.   Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех / А.А. Булгаков. –  М., 2010.

6.   Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма / И.В. Васильев. – 2 изд. – М., 2009

7.   Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович. – М., 2011.

8.   Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов / И.Е. Востоков. – М., 2010.

9.   Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. –  М., 2007.

10. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах / С.Б. Елаховский. – М., 2014.

11. Золотарева А.В. «Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей»/А. В. Золотарева, Т.В. Ильина, Т.А. Цветкова. -  г.Ярославль, 2007 г.

12. Конасова Н.Ю. «Социально-педагогические проблемы УДО» Методический практикум. / Н.Ю. Конасова - С.-Петербург, 2009 г.

13. Лебедев О.Е. «Конкурс педагогических достижений: Методика описания опыта дополнительного образования детей»/ О.Е. Лебедев, Т.О. Ковелина, Н.Ю. Конасова, Р.У. Богданова. -  С.-Петербург, 2010г.

14. Прохоров А.М. «Большая Российская энциклопедия»/А.М. Прохоров, В.Г. Панов, А.А. Гусев. –М.,  2013 г.

15.  «Туризм и спортивное ориентирование»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2-е издание/Л.А. Вяткина, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов   – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

 

Интернет ресурсы:

1. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе [Электронный ресурс]: В.Г. Варламов - Методические рекомендации – М. : Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»,  2003г. – режим доступа:                                   http://tyr-zo.narod.ru/met/varl_bez.html#6

2.  Личное снаряжение для походов и туризма [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.vpoxod.ru/page/equipment/

3. История Оренбургской области [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.orenobl.ru

4. Официальный сайт муниципального образования Тюльганский район Оренбургская область:  http://www.tulgan.oren.ru

5. Укладка рюкзака [Электронный ресурс]- режим доступа: http://kombat.com.ua/naboris/nabori8.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

 

Схемы вязания туристических узлов


  1. Прямой узел

 

Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

 

2. Ткацкий узел

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_2.JPG

Две веревки одинакового диаметра, накладывают друг на друга. После этого вяжут контрольные узлы  с двух сторон и затем их стягивают, а на концах завязывают контрольные узлы. Этот узел «ползёт» при переменных нагрузках и сильно затягивается.

 

3. Встречный узел

 

Он  не «ползёт», но сильно затягивается под нагрузкой. Его используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.

 

4. Грейпвайн

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

 

 

5. Проводник

 

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_5.JPG

Легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, можно вязать одним концом. Сильно затягивается и «ползёт» под нагрузкой, особенно при использовании жёсткой веревки. Его применяют, когда крепят верёвочную петлю к чему-либо.

 

6 . Восьмёрка-проводник

Также как и проводник, восьмерка легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, может вязаться одним концом. Используется для получения надежной петли. Сильно не затягивается и «не ползёт» под нагрузкой.

1.         «Заячьи уши»

Под нагрузкой сильно затягивается, но  «не ползёт». Следует отметить, что он образует двойную петлю, а это в свою очередь увеличивает её прочность на разрыв. Заячьи уши применяют там, где требуется прочная петля.

 

2.         Булинь

Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.

 

3.         Узел Пруссика (схватывающий)

Данный узел свободно перемещается, а при нагрузке затягивается. Особенностью является то, что после снятия нагрузки его очень легко приводят в первоначальное состояние. Нашел широкое применение в альпинизме, преимущественно для организации самостраховки. Внимание!!! Обратите внимание, что на жёстких веревках держится очень плохо, а на обледенелых верёвках не держится вообще. 

 

 

 

 

 

 

 

4.         Австрийский схватывающий узел

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_11.JPG

Его применяют при натяжении верёвки для организации переправы.

 

5.         Саморазвязывающийся узел

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_12.JPG

Используют при организации переправы. При этом вяжут, применив отрезок основной верёвки. Главная особенность заключается в том, что он надежный и развязывается без особых усилий даже под большой нагрузкой (обратите внимание, что направление 1 на рисунке – это затягивание, а направление 2 – развязывание). Для предотвращения самопроизвольного развязывания петлю необходимо контровать через карабин либо использовать рифовый узел.

 

6.         Маркировка верёвки

Для транспортировки веревки удобно держать ее в компактном состоянии. Для этого используют несколько способов маркировки. Способом, показанным на рисунке I удобно маркировать короткие веревки, а способом, показанным на рисунке II – длинные.

 

 

7.         Девятка

По сравнению с другими узлами серии «проводник» у него наибольшая прочность (70-74 %).

 

8.         Австрийский проводник

 

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_15.JPG

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность доже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

 

9.         Узел «Удава»

 

Не «ползет», быстро и очень сильно затягивается.  Чтобы после снятия нагрузки было легче развязать веревку, вяжут петлю оставляя длинный свободный конец (г). Для более сильного затягивания используют двойной узел «удава».

 

 

10.      Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_18.JPG

Используется для крепления веревки при организации переправы.

 

11.     Порядок связывания грудной обвязки и беседки

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_20.JPG

На рисунках а, б, в показана очередность вязки узла, где 1 – это петли грудной обвязки, 2 – это петли беседки, 3 – основная веревка. На рисунке г показан уже готовый узел, где 4 – это самостраховочные петли, 5 – пряди связывающей веревки.

При подготовке данной статьи использовались материалы из книги «Туристические узлы. Балабанов И. В.»

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Настоящее свидетельство подтверждает, что

_________________________________________

_________________________________________

 

с «___»______________________20____г.

по «___»_____________________20____г.

прошел (ла) обучение в муниципальном бюджетном

учреждении дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» п. Тюльган

Оренбургской области

по программе

_____________________________________________

_____________________________________________

в объеме ________ часов и получил (ла) знания и навыки в соответствии с программой курса

 

Директор МБУДО «ЦДО»                             Л.М. Громова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму "Искатели"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному туризму  "Искатели"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.