Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления
"Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра" К. Фопель.
Психология и поведение человека, в том числе и детей, зависит от личных качеств человека, так и социальной среды. В социальной среде люди объединены друг с другом в большие и малые группы, и их отношения складываются как положительно, так и отрицательно. Особое внимание заслуживают отрицательные взаимоотношения в группе, так как эти взаимоотношения порождают: тревожность, ссоры, агрессию, жестокость, которые приводят к конфликту. Особенно это характерно для детей дошкольного возраста.
Детский сад-это первый коллектив для ребенка. С приходом в детский сад, его жизнь изменяется: новая обстановка, новый режим дня, новые люди, отсутствие родителей. Ребенок самостоятельно устанавливает новые контакты с новыми людьми. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто, между детьми, возникают конфликты. Поэтому вопрос о способах преодоления конфликтов в ДОУ является актуальным.
Конфликт (от лат. сonfliktus - столкновение, борьба, удар, бой)-явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни.
Термин "конфликт" принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, которое наделяет данное определение своим особенным смыслом.
Каждый человек, понимает, что такое конфликт, по каким причинам он возникает, но от этого его определение содержания не становится легким.
К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные исследователи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Н. С. Пантина, В. С. Мухина, А. А. Рояк и другие. Конфликтами между детьми дошкольного возраста очень глубоко занимался Мясищев В. Н. Он отмечал, что становление личности происходит во взаимоотношениях. В. Н. Мясищев считал, что именно отношения в детском коллективе влияют на развитие и воспитание личности.
Б. П. Жизневский и Я. Л. Коломинский основными причинами возникновения конфликтов назвали :
1. «Из-за игрушек»-споры из-за обладания игрушками.
2. «Разрушение игры»-раздоры из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой ситуации.
3. «По поводу выбора общей темы игры»-не могут придти к общему мнению в какую игру будут играть.
4. «По поводу сюжета игры»- не могут договориться, как будет проходить игра, какие игровые ситуации в ней будут.
5. «По поводу состава участников»- спорят о том, кто именно будет играть в игру.
6. «Из-за ролей»-разногласия, кто будет выполнять интересную или неинтересную роль.
7. «По поводу правильности игровых действий»-конфликтуют, если в игре кто-то из участников действуют не по правилам.
Итак, проблема детского конфликта состоит в том, что дети не умеют правильно выстраивать свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, желаниями и интересами. Поэтому, главная задача воспитателей и родителей в детском саду- научить детей правильно разряжать ситуацию без нанесения физических увечий, истерик и криков, чтобы в будущем они могли уверенно чувствовать себя в любом коллективе.
Причины конфликтов в детском саду.
В зависимости от возраста детей конфликты могут иметь разные причины. Малыши 2-3 лет в основном ссорятся из-за того, что не хотят делиться игрушками. Конфликтные ситуации могут возникнуть и на фоне разрушения игровых построек, воображаемой игровой ситуации. Дети начинают толкаться, истерить, драться. Такие действия направлены на то, чтобы их пожалели. Причина ссор и обид в том, что у детей этого возраста, еще нет достаточного навыка общения.
К возрасту 4-5 лет, дети имеют уже более развитую речь, лучше изъясняются и могут находить общий язык, но однако споры не прекращаются. Конфликты возникают из-за нежелания с кем-то играть вместе; когда один игрок не хочет потакать другому; из-за распределения ролей.
Дети 5-6 лет еще не осмысливают свои эмоции и желания, поэтому и к тому, чего хотят окружающие, они относятся без особого внимания и не понимают, что это важно для их сверстников. Не умеют ставить себя на место другого и не понимают его чувств. Именно, поэтому ребенок не будет слушать своего собеседника, а до конца будет отстаивать свою точку зрения. Все это приводит к возникновению ссор, споров.
Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что участники по-разному решают возникшую проблему. Одни пытаются разрешить спор с помощью силы, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, и улаживают разногласия более мирным способом.
Способы преодоления конфликтов.
Разрешение конфликта - это минимизация проблем, разделяющих стороны, которая осуществляется через поиск достижения согласия; изменение целей участников конфликта; устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
При решении конфликтов взрослому необходимо применять методику активного слушания. При этом взрослый не принимает ничью сторону, а занимает нейтральную позицию. При разрешении конфликта взрослому необходимо выслушать всех участников спора; правильно задавать вопросы, выяснить причины.
Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. При предупреждении и разрешении конфликта воспитатель несет профессиональную ответственность, так как детский сад- это модель общества, где дети усваивают социальные нормы отношений между детьми.
Позиция воспитателя взять на себя инициативу преодоления конфликта. Для этой цели в педагогической деятельности для профилактике конфликтов используются различные методы, приёмы и средства.
В дошкольной практике очень широко используется метод убеждения. При убеждении воспитатель воздействует на чувства, волю, сознание дошкольника. Убеждение может реализоваться через беседу, рассказ, пример и т. д.
Кроме метода убеждения, для преодоления конфликта, используются «созидающие» и «тормозящие» приёмы.
К «созидающим» относятся:
-внимание, поощрение, просьба, проявление огорчения;
-вера в собственные силы, доверие.
К «тормозящим» относятся:
-ласковый упрек, приказание, мнимое безразличие, намек;
-предупреждение, осуждение;
-проявление возмущения, мнимое недоверие.
Приёмы и методы не должны угрожать безопасности ребенка и не препятствовать формированию образа себя.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей с ровесниками, что предусматривает:
Во-первых, умение выслушать другого, участвовать в коллективном обсуждении, поддерживать общий разговор, умело критиковать и хвалить другого, умению брать на себя ответственность.
Во-вторых, прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, оценивать своё поведение и поступки окружающих.
В-третьих, выражать симпатии, дружеские чувства, сочувствие и сопереживание; различать эмоциональное состояние других людей.
Для приобретения этих навыков общения у ребенка, используются:
-сюжетно-ролевые игры;
-интерактивные игры;
-имитационные игры;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-дискуссии;
-социально-поведенческие тренинги;
-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов.
Таким образом, при выборе способа преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а также возможные причины конфликтов. Среди педагогических методов предупреждения конфликтов у дошкольников наиболее часто используются игровые методы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.