Конспект занятия "Путешествие в сказку"
Оценка 5

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

Оценка 5
doc
29.10.2022
Конспект занятия "Путешествие в сказку"
конспект занятия Путешествие в сказку.doc

Разработка учебного занятия по предмету «актёрское мастерство»

Игра – «Путешествие в сказку»

Тема: Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие.

Составитель: ПДО высшей кв.категории Малюченко Н.Л.

Цель занятия: Создание сценического образа сказочного героя через сценическое восприятие.

Задачи:

  1. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
  2. Научить создавать образы сказочных героев, соответствующие заданным существенным признакам.
  3. Воспитывать навыки готовности к любой неожиданности.

Возраст детей – 6-7 лет.

Форма проведения – занятие – игра.

Оборудование для педагога:

 - музыкальный центр;

 - фонограммы со звуками;

 - дидактические карточки с ассоциативными цепочками.

Оборудование для детей:

 - реквизит для сервировки стола;

 - костюмы сказочных героев;

 - грим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель учебного занятия

в учреждении дополнительного образования

детей

Блоки

Этапы

Этап

учебного

занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовитель­ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый

 

 

 

 

 

 

 

1 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап

 

 

 

 

 

 

 

4 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 этап

Организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый

 

Подготовка детей к работе на занятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

Обеспечение восприятия

 

 

 

 

 

 

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование целостного представления о теме.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений и навыков.

 

Анализ и оценка успешности достижения цели. Самооценка.

Организация начала занятия, создание настроя.

Упражнение - приветствие.

«Доскажи словечко» Активизация внимания.

Упр. «Сказочный герой», «Звуки», «Поймай хлопок»

 

Сообщение темы:

Совершенствование комплекса

приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое

восприятие.

Цель занятия: Создание сценического образа сказочного героя через сценическое восприятие

 

Использование заданий, которые активизируют познавательную деятельность.

Упр. «Ассоциативные цепочки», упр. «Событийный ряд»

 

Применение тренировочных упражнений к разделу «зрительное восприятие»: «Сервировка

стола»;

к разделу

слуховое

восприятие

«Звуковая дорожка», «Соноскоп событий»

к осязательному

восприятию

«Твой выход»

 

Упр. «Оживи

картину»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Вручение монет за:

Создание сценического

образа:

- смешной;

- яркий;

- обаятельный.

Восприя­тие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысле­ние начала работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоение знаний

 

 

 

 

 

 

Осознанное усвоение материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление выполненной работы.

Сравнение результатов собственной деятельности с другими.

 

 

 

 

 

Самоутверждение детей в успешности

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект учебного занятия.

 - Добрый день! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в сказку и попробовать себя в роли сказочных героев, ведь именно об этом говорил К.С.Станиславский: «Вот когда вы дойдёте в искусстве до правды и веры в играх детей, тогда вы сможете стать великим артистом!».

И прежде чем мы приступим к занятию, я предлагаю поприветствовать друг друга в необычной форме, а именно попробуйте найти рифму к строчкам и доскажите словечко.

Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.

Упражнение - приветствие «Доскажи словечко».

 - Зажжён на сцене этой свет!

Вы говорите мне: (дети отвечают) Привет!

 - Учиться нам, друзья, не лень!

Вы говорите: (дети отвечают) Добрый день!

 - Сюрпризов много впереди!

Вы говорите: (дети отвечают) Здравствуйте!

Активизация внимания

Упражнение «Сказочный герой»

Итак, готовы отправиться в путешествие? (дети отвечают) Впереди не лёгкий путь, поэтому я предлагаю, как следует настроиться и активизировать слуховое, зрительное внимание и память. Сконцентрируйте свою память и попробуйте справиться со следующим заданием, которое так и называется «Сказочный герой». Вспомните как можно больше сказочных героев, которые начинаются на букву «К», «Л», «С».

С заданием «Сказочный герой» вы справились блестяще, а сейчас попробуйте активизировать ваше слуховое внимание и следующее задание, с которым вам предстоит справиться, называется «Звуки».

Упражнение «Звуки»

Я предлагаю вам прослушать звуки в кабинете, на улице, в Центре творчества. Готовы? Как только я хлопну в ладоши, вы активизируете ваше слуховое внимание и выполняете задание. Итак, какие звуки вы слышали, когда я хлопнула в ладоши первый, второй, третий раз? Расскажите о характере звуков?

Молодцы! Ну, а сейчас ваше любимое упражнение – «Поймай хлопок».

Упражнение «Поймай хлопок»

Ваша задача поймать хлопок, а именно, ответить на мой хлопок своим дружным. Приготовились? Тогда начинаем… Ну, а сейчас, аплодисменты!

Вот теперь, вы действительно готовы. На протяжении двух месяцев мы с вами изучали тему: «Восприятие», которое бывает зрительным, слуховым и осязательным. Сегодня, мы подводим итоги по этой теме. А какими они будут, мы узнаем в конце нашего занятия.

Сообщение темы.

 - Тема нашего занятия:

«Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие».

Цель занятия.

 - И сегодня мы ставим перед собой следующую цель:

«Создание полного образа сказочного героя через сценическое восприятие».

- Наверняка, вы уже догадались, в какую сказку мы отправимся? (дети отвечают) Правильно, в сказку «Приключения Буратино или Золотой ключик». И я предлагаю проверить, насколько хорошо, вы её помните. Назовите автора этой замечательной сказки.

Перед вами  ассоциативная цепочка к сказке, внимательно посмотрите на неё и ответьте на мой вопрос: «Какие герои, действия и предметы будут лишними?».

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

1. Буратино, Карабас, Гарри Потер, Баба Яга, Мальвина, Снежная Королева, Пьеро.

2. Монеты, нарисованный очаг, волшебная палочка, дудочка, борода, кувшин, ключик.

3. Солнце, снегопад,  пение птиц, гром, лай собак, кваканье лягушек.

 - Хорошо справились с заданием, а сейчас попробуйте составить событийный ряд, используя те карточки, которые оказались лишними.

Упражнение «Событийный ряд»

Дети, по-очереди вытягивают по 2-3 карточки и придумывают событийный ряд.

 - Молодцы! Замечательно справились с заданием, а теперь ответьте ещё на один мой вопрос: «Без каких составляющих не будет видно чёткого действия в спектакле?» Правильно, если будут герои, но  не будет костюмов, реквизита, озвучивания, будет ли образ полным? Конечно, нет. Сегодня нам предстоит создать полный зрительный, звуковой образ одной из картин сказки «Золотой ключик». Вы готовы? Тогда приступим к созданию зрительного образа, а именно к сервировке стола «Харчевни трёх пескарей».

Применение тренировочных упражнений к разделу «зрительное восприятие»

Упражнение «Сервировка стола»

- В короткий антракт между сценами нужно накрыть сервировку стола к картине из сказки «Золотой ключик» «Харчевня трёх пескарей». К сожалению личного бутафора, у нас нет, поэтому  накрывать на стол придётся нам самим. Я думаю, что для вас это задание не составит большого труда, тем более что весь реквизит находится перед вами. Вспомните, как выглядела харчевня, когда в неё пришли Кот Базилио и Лиса Алиса, что они заказали на ужин, и как был накрыт их стол. Все вместе вы легко выполните это, простое, на первый взгляд, задание:  при дисциплине и надлежащей подготовке. Не забудьте, что вы работаете во время антракта, и в зрительном зале находятся люди, которые могут вас услышать. Перед вами стол, каждый из вас получает один из предметов, которые впоследствии должны быть использованы в сервировке и интерьере. Зрительно представьте картину, создайте зрительный образ и приступайте к работе, стол должен быть накрыт, когда я досчитаю ровно до десяти.

Молодцы! Сцена оформлена, очень скоро на ней появятся сказочные персонажи. А кто это будет, мы с вами попробуем услышать.

Применение тренировочных упражнений к разделу «слуховое восприятие» Упражнение «Соноскоп событий»;

Попробуйте составить свой соноскоп событий к некоторым картинам спектакля «Золотой ключик».

Сейчас мы разделимся на две группы и сядем так, чтобы одна группа не видела другой, - спина к спине. Каждая группа получит название своей картины («На болоте у черепахи Тортиллы» и «В театре Карабаса») и несколько предметов, которые помогут вам создать соноскоп событий, а другой группе лучшее слуховое восприятие картины.

Первая группа задаёт звуки, вторая – объясняет их. Группе даётся 2-3 минуты на то, чтобы договориться о характере звуков, затем дети озвучивают картины и вносят коррективы в озвучивание другой группы.

 - Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Упражнение «Звуковая дорожка»

Сейчас вам предстоит прослушать три звуковых дорожки, которые состоят из разных звуков. Ваша задача придумать сюжетную линию к каждой звуковой дорожке. По нескольким звукам нафантазируйте картину. Проверьте, как работает ваше слуховое восприятие. Закройте глаза. Слушайте! Будьте внимательны, возможно, впереди вы услышите, что – то знакомое!

 - Откройте глаза. Что происходило?

 - Расскажите подробнее все, что видели в своём воображении. С начала до конца, последовательно, ничего не пропуская.

(Последняя звуковая дорожка – озвучивание сцены «Харчевня трёх пескарей» из сказки «Золотой ключик»)

 - Правильно, последняя звуковая дорожка – это хорошее озвучивание к сцене «Харчевня трёх пескарей». Ваше слуховое восприятие не подвело вас.

- Итак, сцена оформлена. Мы создали зрительное восприятие картины. Звуковая дорожка есть. Но, кажется кого – то не хватает? (дети отвечают) Правильно, не хватает самого главного – героев картины: Кота Базилио и Лисы Алисы.

Применение тренировочных упражнений к разделу осязательное восприятие

Упражнение «Твой выход»

Но зато у меня есть костюмы этих прекрасных героев, попробуйте правильно надеть на себя костюм сказочного героя с закрытыми глазами, используя все знания, которые вы получили.

(звучит музыкальная заставка «Песня кота и лисы» из сказки «Золотой ключик», дети под музыку выполняют задание)

После того, как задание выполнено, группа вносит коррективы.

Формирование целостного представления о теме

Упражнение «Оживи картину»

Итак, герои готовы, сцена оформлена, звуковая дорожка есть и я предлагаю вам, наконец – то оживить картину «Харчевня трёх пескарей», но сначала, давайте ещё раз прослушаем звуковую дорожку, представим себе характер и образы наших героев.

 - Я даю вам на подготовку 2-3 минуты, и мы смотрим, что у вас получилось?!

(импровизированный показ картины «Харчевня трёх пескарей»).

Анализ и оценка успешности достижения цели. Самооценка.

Я хочу, чтобы сейчас вы поаплодировали друг другу, потому что, сегодня на занятии вы справились со всеми заданиями, тем самым мы подвели итог по теме «Восприятие». Я хотела бы узнать, что вам понравилось на занятии, а что нет?

- Наша сказка не подошла к концу, скажите, а за чем так долго охотились в сказке Кот Базилио и Лиса Алиса? (дети отвечают) Конечно, за золотыми монетами!

Как вы думаете, кто лучше всех работал на сегодняшнем занятии?

 - Тогда, позвольте вручить несколько золотых монет самым активным участникам, тем, кто, по вашему мнению, лучше всех справлялся с творческими заданиями.

(Вручение монет за создание сценического образа: самый смешной, самый яркий, самый обаятельный и т.д.)

 - Наше занятие подошло к концу, и я хочу закончить его словами К.С.Станиславского: «Вот когда вы дойдёте в искусстве до правды и веры в играх детей, тогда вы сможете стать великим артистом!». Не забывайте те сказки, которые окружают вас, и как можно дольше оставайтесь в детстве!

Самоанализ занятия

«Совершенствование комплекса

приёмов и навыков актёрского мастерства

через сценическое восприятие».

Данное занятие является итоговым (интегративным) по теме: «Сценическое восприятие». Специфика занятия заключается в том, что оно соединяет в себе три ранее изученные темы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие» и «Осязательное восприятие», связано одним сюжетом и является определённой проверкой и подведением итога.

Цель занятия: Создание сценического образа сказочного героя через сценическое восприятие.

Для эффективного достижения цели была выбрана следующая форма работы – занятие-игра, которая позволила  наиболее полно и ярко дать представление о знаниях детей по данной теме.

Сценическая игра – основной вид деятельности на занятии.

   • Во-первых, потому что играть принято, играть легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

   • Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре (игра, есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры.

   •  В-третьих, игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщения к ним.

   •  В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Это придаёт интригу, держит интерес обучающихся на занятии на уровне высокого внимания, а деятельность, на уровне высокой активности

Занятие строится по принципу «нанизывания все новых и новых бусинок на основной стержень» и рассчитано на разновозрастную группу третьего года обучения, поэтому подобранные упражнения соответствуют разным возрастным категориям обучающихся от 10 до 14 лет, их потребностям, интересам и возможностям. При подготовке занятия были поставлены следующие задачи:

   • Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

   •   Научить создавать образы сказочных героев, соответствующие заданным существенным признакам.

   •   Воспитывать навыки готовности к любой неожиданности.

 

 

В ходе занятия задачи были реализованы:

   •  Образовательная – дети научились создавать образы сказочных героев, соответствующие заданным существенным признакам;

   • Развивающая – на занятии были созданы условия для развития творческого воображения, фантазии, мышления и чувства веры в предлагаемые обстоятельства;

   •  Воспитательная – был сформирован навык готовности к любой неожиданной ситуации.

Занятие включало в себя 6 этапов:

   • Организация начала занятия, создание настроя. Активизация внимания.

   • Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

   • Обеспечение восприятия. Использование заданий, которые активизируют познавательную деятельность.

   • Установление осознанности усвоения учебного материал.  Применение тренировочных упражнений к разделу «зрительное восприятие»: «Сервировка стола»; к разделу «слуховое восприятие»:  «Звуковая дорожка», «Соноскоп событий»; к разделу «осязательное восприятие» упражнение «Твой выход».

    • Контрольный. Формирование целостного представления о теме.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений и навыков.

    • Итоговый. Анализ и оценка успешности достижения цели. Самооценка.

Все этапы взаимосвязаны, а структура занятия рациональна для решения поставленных задач.

Для прослеживания всех этапов занятия – игры, были использованы следующие методы обучения:

·       Объяснительно – иллюстративный;

·       Метод взаимодействия;

·       Метод физических действий.

Объяснительно-иллюстративный метод позволяет преподнести информацию по теме наглядно, в более яркой незабываемой и понятной форме.

Метод взаимодействия позволяет  научить действовать согласованно, взаимодействуя с другими детьми и педагогом.

Метод физических действий является главным методом, формулу этого метода можно развернуть в несколько ключевых принципов:

     •   Действие – язык театрального искусства;

     • Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие и взаимообусловленные элементы «системы Станиславского»;

      •   Действие всегда целенаправленно и результативно;

      •   Действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к чувству;

       •  Действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые;

       •  Овладение логикой действия героя – путь к перевоплощению;

       •  Личностный характер действия – также путь к перевоплощению;

       •  Творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах  и только в сфере воображения.

Ни один из этих принципов не может быть опущен и проигнорирован в процессе педагогической работы по методу физических действий. Этот метод тренирует в обучающихся следующие качества: умение переводить решение актёрской задачи в непрерывную линию действия, что ярко прослеживается на примере данного занятия; умение выстраивать и осуществлять её на сцене, что также прослеживается на 5, контрольном этапе занятия.

Основная часть занятия была построена на самостоятельной работе детей, которая позволила активизировать и стимулировать их творческое мышление, воображение. В результате был создан творческий продукт, а именно отрывок из сцены по сказке «Золотой ключик», в котором прослеживались взаимодействие детей,  характеры образов и творчество.

Дети на занятии были активны, организованны, сотрудничали друг с другом.

Считаю, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы, итог по теме подведён, дети получили удовольствие от проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разработка учебного занятия по предмету «актёрское мастерство»

Разработка учебного занятия по предмету «актёрское мастерство»

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Подготовитель­ный

Подготовитель­ный

План - конспект учебного занятия

План - конспект учебного занятия

Сегодня, мы подводим итоги по этой теме

Сегодня, мы подводим итоги по этой теме

Я думаю, что для вас это задание не составит большого труда, тем более что весь реквизит находится перед вами

Я думаю, что для вас это задание не составит большого труда, тем более что весь реквизит находится перед вами

Итак, сцена оформлена. Мы создали зрительное восприятие картины

Итак, сцена оформлена. Мы создали зрительное восприятие картины

Самоанализ занятия «Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие»

Самоанализ занятия «Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие»

В ходе занятия задачи были реализованы: •

В ходе занятия задачи были реализованы: •

Действие всегда целенаправленно и результативно; •

Действие всегда целенаправленно и результативно; •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022